Классико-романтические формы

Содержание, жанр и форма музыкального произведения.

· Музыкальное содержание это всё многообразие жизни человека, но прежде всего его эмоциональный мир.

· Жанрэто вид или род музыки, сложившийся в связи с определёнными условиями бытования , исполнения , типичным содержанием и средствами выразительности. Жанры делятся на жанры профессиональной музыки (симфония, опера, романс) и фольклорной или бытовые жанры ( первичные жанры ) (песня, танец, марш)

· Принципы воплощения бытовых жанров в профессиональной музыке:

◦ Нет музыкального профессионального произведения без опоры на какой-либо первичный жанр.

◦ Бытовой жанр может быть представлен своими отдельными чертами.
(Глинка, "Победитель")

◦ Признаки разных жанров могут сочетаться в одном произведении, что придаёт музыке особенную ёмкость и глубину.

· Средства выразительности- мелодия, гармония, ритм, фактура, темп, динамика, тембр.

· Интонация- важнейшая музыкальная категория, относящиеся и к жанру и к содержанию музыки. Мельчайший оборот, наделённый определённым смыслом.

◦ Для возникновения интонации необходимо объединение всех средств музыкального языка. Изменение хотя бы одного, может привести к изменению смысла интонации.

· Музыкальная форма- исторически типизированная композиция или структура, закрепившееся за определённым историческим жанром. Музыкальная форма тесно связана с содержанием музыкального произведения и является одним из отражений этого содержания.

Музыкальная форма, как структура конкретного музыкального сочинения.

· Стиль- система музыкальных языковых средств, которую организует мироощущение и художественное мировоззрение. Уровни:

◦ Стиль эпохи.

◦ Стиль школы и направления.

◦ Стиль композитора.

Особенности анализа музыки с поэтическим текстом.

· Главный подход к муз анализу вокального сочинения - необходимость обособленного анализа словесно поэтического текста и музыки и выявление их соотношений (синхронное или асинхронное):

◦ Соотношение содержания.

◦ Соотношение структуры текста и музыки

Соотношение музыкального и поэтического метроритма.

· Метроритм - система взаимоотношений музыкального ритма и метра.

· Ритм - последовательность длительности звуков, отвлеченный от их высоты.
Ритмическая упорядоченность - метр. Ритм основан на соблюдении некоторой меры, которая определяет велечину ритмических построений. В соответствии с этой мерой происходит деление музыкальной ткани на метрические единицы (доли, такты)

· Размер- количество и качество долей в такте.

· Поэтические размеры- системы организации метра и ритма стиха.

◦ Двудольные:

▪ Хорей( удар. 1 долю).

▪ Ямб (удар. 2 долю)

◦ Трехдольные:

▪ Дактиль (удар. 1 долю)

▪ Амфебрахий (удар. 2 слог)

▪ Анапест (удар. 3 слог)

· Встречный ритм- отступление от метроритмической сетки стиха.

Словесный и музыкальный синтаксис.

· Связанная, логическая речь.

· Мотив - аналог слова.

· Фразы

· Предложения

· Периоды

· Части

Масштабно синтаксические структуры.

· Масштабно-синтаксические структуры -логические группировки единиц музыкального синтаксиса.

· Виды М-С:

◦ Периодичность - построение из двух очень схожих частей (1+1)

◦ Пара периодичностей -построения, в котором после двух схожих частей, следует построение из других схожих частей. (2+2)

◦ Суммирование -построение, в котором за периодичностью, следует непериодичное построение, приблизительно равное по масштабу двум предыдущим и выполняющее объединяющую функцию. (1+1+2)

◦ Дробление - обратно суммированию. (2+2+1+1)

◦ Дробление с замыканием -дробление с суммированием в конце. (2+2+1+1+2)


Музыкальная и речевая интонация.

· Синхронность и асинхронность - основные принципы отражения речевых интонаций в вокальной музыке.

· Синхронность делится на обобщённое и детализированное отражение образа в музыке.

◦ Обобщённое воплощение речевых интонацией связано с подчёркиванием в музыке, каких либо свойств или качеств речевой интонации. Характера, выразительности, смысла.

◦ Детализированное воплощение речевых интонаций - это попытка воспроизвести в музыкальной интонации мелодико-ритмический рисунок речи.


Классико-романтические формы.

· Периоды:

◦ Венский классический стиль.

◦ Эпоха романтизма.

· Общая х-ка:

◦ Музыкальный склад: гомофонно-гармонический.

◦ Метроритм: строгий ритм и равновеликие такты.

◦ Гармония: тональная.

◦ Тематизм: классико-романтическая тема.

▪ Тема - главная музыкальная мысль, логически и структурно завершённая. Структура - период. Самый индивидуализированный участок формы, лежащий в основе всего музыкального произведения. Включает все средства музыкального языка.

◦ Динамизм - целеустремлённость к логической вершине.

▪ Разветие -в противовес развертыванию.

◦ Трёхфазность и репризность.

◦ Дифференциация -расчленённость формы.

◦ Детализированная функциональность. Функции могут совмещаться (например, в рамках темы). 3 функции:

▪ Initio (начало)

▪ Motus (движение)

▪ Terminus (окончание)

· Типы изложения:

◦ Экспозиционный тип - изложение рельефной темы.

▪ Тонально-гармоническая устойчивость.

▪ Подчеркивание основной тональности.

◦ Развивающий тип - развитие темы и её элементов.

▪ Тонально-гармоническая неустойчивость.

▪ Принципы развития:

· Секвенцирование

· Вычленение (разработочный принцип)

· Контраст (сопоставление)

· Производный контраст (контрастная тема вытекает из основной)

· Вариационность

· Вариантность

· Тонально-гармонический принцип

· Полифонический принцип

◦ Заключительный тип - возвращение темы или элементов

▪ Возвращение темы

▪ Утверждение основной тональности

▪ Тонально-гармоническая устойчивость

▪ Кадансирвоание (многократное повторение каденционного оборота)

▪ Повторность (с регистровым изменением)

Простые формы.

· Простая форма - форма, первая или единственная часть которой представляет период, а остальные не содержат более сложных структур.

· Период- это простейшая композиционная структура, которая выражает законченную, или относительно законченную музыкальную мысль. Период может входить в состав более крупных форм (и тогда период - это изложение темы) , а может иметь и самостоятельное значение и тогда это форма целого произведения. Период завершается каденцией.

· Одночастная форма - это форма инструментальных и вокальных миниатюр, куплетов в куплетных формах, номеров в романтических операх. Одночастная форма отличается от периода в составе многочастного произведения, в котором излагается тема: тема - это основа для дальнейшего развития, а одночастная тема это самодостаточная форма.

· Типология периодов.

◦ По тематическому строению:

▪ Повторного строения

▪ Неповторного строения.

◦ По количеству предложений:

▪ Период единого строения (Satz)

▪ Период из двух предложений. (Нормативный)

▪ Период из трёх предложений. (Романсовый, песенный)

▪ Период из четырёх предложений. (Повторенный период, сложный период)

◦ По метрическому строению:

▪ Квадратный (количество тактов равно степени 2)

▪ Неквадратный (с отступлениями, расширениями, дополнениями, сжатиями и усечениями)

◦ По тонально гармоническому признаку:

▪ Однотональные

▪ Модулирующие

▪ Замкнутые (совершенная каденция)

▪ Разомкнутые (несовершенная, но ярко выраженная каденция)

· Нормативный период- период из двух предложений, квадратный, повторного строения, однотональный, тонально-замкнутый.

◦ Увелечение предложений, отступление от квадратности, неповторность, обусловлены необходимостью сказать многое в малом.

· В одночастной форме период включает множество отклонений, т.к. он должен вместить в себя все 3 функции (IMT).

Наши рекомендации