Классико-романтические формы
Содержание, жанр и форма музыкального произведения.
· Музыкальное содержание это всё многообразие жизни человека, но прежде всего его эмоциональный мир.
· Жанрэто вид или род музыки, сложившийся в связи с определёнными условиями бытования , исполнения , типичным содержанием и средствами выразительности. Жанры делятся на жанры профессиональной музыки (симфония, опера, романс) и фольклорной или бытовые жанры ( первичные жанры ) (песня, танец, марш)
· Принципы воплощения бытовых жанров в профессиональной музыке:
◦ Нет музыкального профессионального произведения без опоры на какой-либо первичный жанр.
◦ Бытовой жанр может быть представлен своими отдельными чертами.
(Глинка, "Победитель")
◦ Признаки разных жанров могут сочетаться в одном произведении, что придаёт музыке особенную ёмкость и глубину.
· Средства выразительности- мелодия, гармония, ритм, фактура, темп, динамика, тембр.
· Интонация- важнейшая музыкальная категория, относящиеся и к жанру и к содержанию музыки. Мельчайший оборот, наделённый определённым смыслом.
◦ Для возникновения интонации необходимо объединение всех средств музыкального языка. Изменение хотя бы одного, может привести к изменению смысла интонации.
· Музыкальная форма- исторически типизированная композиция или структура, закрепившееся за определённым историческим жанром. Музыкальная форма тесно связана с содержанием музыкального произведения и является одним из отражений этого содержания.
Музыкальная форма, как структура конкретного музыкального сочинения.
· Стиль- система музыкальных языковых средств, которую организует мироощущение и художественное мировоззрение. Уровни:
◦ Стиль эпохи.
◦ Стиль школы и направления.
◦ Стиль композитора.
Особенности анализа музыки с поэтическим текстом.
· Главный подход к муз анализу вокального сочинения - необходимость обособленного анализа словесно поэтического текста и музыки и выявление их соотношений (синхронное или асинхронное):
◦ Соотношение содержания.
◦ Соотношение структуры текста и музыки
Соотношение музыкального и поэтического метроритма.
· Метроритм - система взаимоотношений музыкального ритма и метра.
· Ритм - последовательность длительности звуков, отвлеченный от их высоты.
Ритмическая упорядоченность - метр. Ритм основан на соблюдении некоторой меры, которая определяет велечину ритмических построений. В соответствии с этой мерой происходит деление музыкальной ткани на метрические единицы (доли, такты)
· Размер- количество и качество долей в такте.
· Поэтические размеры- системы организации метра и ритма стиха.
◦ Двудольные:
▪ Хорей( удар. 1 долю).
▪ Ямб (удар. 2 долю)
◦ Трехдольные:
▪ Дактиль (удар. 1 долю)
▪ Амфебрахий (удар. 2 слог)
▪ Анапест (удар. 3 слог)
· Встречный ритм- отступление от метроритмической сетки стиха.
Словесный и музыкальный синтаксис.
· Связанная, логическая речь.
· Мотив - аналог слова.
· Фразы
· Предложения
· Периоды
· Части
Масштабно синтаксические структуры.
· Масштабно-синтаксические структуры -логические группировки единиц музыкального синтаксиса.
· Виды М-С:
◦ Периодичность - построение из двух очень схожих частей (1+1)
◦ Пара периодичностей -построения, в котором после двух схожих частей, следует построение из других схожих частей. (2+2)
◦ Суммирование -построение, в котором за периодичностью, следует непериодичное построение, приблизительно равное по масштабу двум предыдущим и выполняющее объединяющую функцию. (1+1+2)
◦ Дробление - обратно суммированию. (2+2+1+1)
◦ Дробление с замыканием -дробление с суммированием в конце. (2+2+1+1+2)
Музыкальная и речевая интонация.
· Синхронность и асинхронность - основные принципы отражения речевых интонаций в вокальной музыке.
· Синхронность делится на обобщённое и детализированное отражение образа в музыке.
◦ Обобщённое воплощение речевых интонацией связано с подчёркиванием в музыке, каких либо свойств или качеств речевой интонации. Характера, выразительности, смысла.
◦ Детализированное воплощение речевых интонаций - это попытка воспроизвести в музыкальной интонации мелодико-ритмический рисунок речи.
Классико-романтические формы.
· Периоды:
◦ Венский классический стиль.
◦ Эпоха романтизма.
· Общая х-ка:
◦ Музыкальный склад: гомофонно-гармонический.
◦ Метроритм: строгий ритм и равновеликие такты.
◦ Гармония: тональная.
◦ Тематизм: классико-романтическая тема.
▪ Тема - главная музыкальная мысль, логически и структурно завершённая. Структура - период. Самый индивидуализированный участок формы, лежащий в основе всего музыкального произведения. Включает все средства музыкального языка.
◦ Динамизм - целеустремлённость к логической вершине.
▪ Разветие -в противовес развертыванию.
◦ Трёхфазность и репризность.
◦ Дифференциация -расчленённость формы.
◦ Детализированная функциональность. Функции могут совмещаться (например, в рамках темы). 3 функции:
▪ Initio (начало)
▪ Motus (движение)
▪ Terminus (окончание)
· Типы изложения:
◦ Экспозиционный тип - изложение рельефной темы.
▪ Тонально-гармоническая устойчивость.
▪ Подчеркивание основной тональности.
◦ Развивающий тип - развитие темы и её элементов.
▪ Тонально-гармоническая неустойчивость.
▪ Принципы развития:
· Секвенцирование
· Вычленение (разработочный принцип)
· Контраст (сопоставление)
· Производный контраст (контрастная тема вытекает из основной)
· Вариационность
· Вариантность
· Тонально-гармонический принцип
· Полифонический принцип
◦ Заключительный тип - возвращение темы или элементов
▪ Возвращение темы
▪ Утверждение основной тональности
▪ Тонально-гармоническая устойчивость
▪ Кадансирвоание (многократное повторение каденционного оборота)
▪ Повторность (с регистровым изменением)
Простые формы.
· Простая форма - форма, первая или единственная часть которой представляет период, а остальные не содержат более сложных структур.
· Период- это простейшая композиционная структура, которая выражает законченную, или относительно законченную музыкальную мысль. Период может входить в состав более крупных форм (и тогда период - это изложение темы) , а может иметь и самостоятельное значение и тогда это форма целого произведения. Период завершается каденцией.
· Одночастная форма - это форма инструментальных и вокальных миниатюр, куплетов в куплетных формах, номеров в романтических операх. Одночастная форма отличается от периода в составе многочастного произведения, в котором излагается тема: тема - это основа для дальнейшего развития, а одночастная тема это самодостаточная форма.
· Типология периодов.
◦ По тематическому строению:
▪ Повторного строения
▪ Неповторного строения.
◦ По количеству предложений:
▪ Период единого строения (Satz)
▪ Период из двух предложений. (Нормативный)
▪ Период из трёх предложений. (Романсовый, песенный)
▪ Период из четырёх предложений. (Повторенный период, сложный период)
◦ По метрическому строению:
▪ Квадратный (количество тактов равно степени 2)
▪ Неквадратный (с отступлениями, расширениями, дополнениями, сжатиями и усечениями)
◦ По тонально гармоническому признаку:
▪ Однотональные
▪ Модулирующие
▪ Замкнутые (совершенная каденция)
▪ Разомкнутые (несовершенная, но ярко выраженная каденция)
· Нормативный период- период из двух предложений, квадратный, повторного строения, однотональный, тонально-замкнутый.
◦ Увелечение предложений, отступление от квадратности, неповторность, обусловлены необходимостью сказать многое в малом.
· В одночастной форме период включает множество отклонений, т.к. он должен вместить в себя все 3 функции (IMT).