Силлабическое стихосложение
В числе русских литературных нововведений XVII столетия была среди прочего силлабическая поэзия. Как показывают наблюдения исследователей, возможность познакомиться с различными формами стихосложения представлялась русским переписчикам едва ли не с первых лет бытования книжности на Руси. По всей вероятности, силлабические стихи писал уже младший из Солунских братьев – Кирилл. Традиция силлабического стихосложения сохранялась в Болгарии на протяжении X–XI веков. Более того, как утверждал академик Панченко, древнерусские переводчики киевского периода, по-видимому, легко различали в иноязычных текстах стихи и прозу. Об этом свидетельствует расстановка в их переводах знаков препинания, точно передававших деление оригинала на стихотворные строки. Вместе с тем стихотворный рисунок в переводных сочинениях этого периода не сохранялся. Очевидно, книжники ценили содержание перелагаемых текстов гораздо более, чем его форму. И все же мы не станем утверждать, что древние русичи вовсе не были знакомы с таким явлением, как стихосложение
Недостаток жанров письменной литературы в данном случае легко восполняли жанры фольклорные. Без сомнения, на Руси VI–XI веков были широко известны разнообразные песни, ритмическая организация которых, так называемый песенный тонический стих, основывалась, главным образом, на повторяющихся отрезках мелодии и интонации. Бытовали в фольклоре и многочисленные разговорные жанры, в которых также находили воплощение самые разнообразные формы тоники, главным образом раешник. Свою особенную внутреннюю организацию имели былины, торжественное красноречие, а также тексты церковных молитв и песнопений. Почти не изучена до сих пор древнерусская гимнография. Отчетливые стихотворные элементы проникали порой в памятники письменной литературы. Здесь можно назвать «Слово о полку Игореве», «Слово Даниила Заточника», «Слово о погибели Русской земли» и другие памятники.
В XVII веке, когда записываются многие образцы русского фольклора, фиксация русского стиха приобретает еще более распространенный характер. Другим источником знания о стихотворстве для россиян XVII столетия становятся многочисленные контакты с Польшей, Белоруссией и Украиной. Именно из этого источника отечественные книжники черпают сведения о системе стихосложения, которая к этому времени получила наибольшее распространение в Европе.
Эта система называлась силлабикой. Силлабическое стихосложение − это стихотворная система, в основу которой положено соблюдение определенного числа слогов в строке, неважно ударных или безударных. Силлабика употребляется преимущественно в языках с постоянным фиксированном на определенном по счету слоге ударением, каковыми являются большинство тюркских, романских языков – латынь, испанский, итальянский, французский, а также некоторых славянских – польский, чешский и другие.
Внутри силлабической системы стихосложения существует несколько разновидностей – это изосиллабизм, где равнозначное количество слогов в каждой строке стихотворения выдерживается очень строго и относительный силлабизм, где такое сочетание оказывается более свободным. В обоих случаях используется парная, т. е. смежная рифмовка. Украинские православные авторы второй половины XVI – начала XVII века использовали в своих сочинениях вторую из описанных систем. Например, в 1571 году неравносложные вирши были помещены в качестве предисловия Острожской Библии Ивана Федорова. Вслед за украинскими коллегами относительный силлабизм предпочти и великороссийские авторы. Помимо силлабической системы из европейского опыта (в Европе сочинение стихов было одним из обычных практических упражнений для студентов, изучавших один из первых предметов университетского курса – риторику) в русскую практику попали и более сложные литературные упражнения, например, сочинение курьезных стихов, т. е. таких стихотворений, где слоги в строчке или нескольких соседних составляли бы определенную закономерность. Построенный таким образом стихотворения, потом могли быть записаны в форме различных фигур – креста, чаши, звезды и так далее. Весьма часто использовались акростихи.
В первые годы XVII столетия стихотворство было на Руси делом немногих избранных. К 1620-м годам, например, относится огромный, около 1300 строк трактат князя Хворостина «Изложение на еретике злохольнике». Однако уже к началу 30-х годов XVII столетия в Москве сложилась так называемая приказная школа поэтов, большинство из них занимали некрупные административные должности, связанные и с Посольским приказом, и с московским печатным двором. И были лично знакомы между собой. Участники приказной школы не только создают значительное количество стихотворных сочинений самых разнообразных жанров, стихотворных предисловий, дидактических наставлений, эпитафий, стихотворных переложений различных житий, но широко вводят в литературную традицию частных стихотворных посланий. Чрезвычайная популярность подобных сочинений, нередко сочетавших в себе изысканность формы с незначительностью повода и передачей некоторых низких подробностей из жизни автора, свидетельствовала о том, что поэты приказной школы ощущали себя тесной и даже элитарной корпорацией. Ведь частный характер посланий исключал их копирование и публичное чтение, оценить мастерский стиль стихотворения в этом случае мог только его адресат.
Во второй половине XVII столетия традиции русского силлабического стихосложения были продолжены новой волной выходцев из Белоруссии и Украины, наиболее заметное место среди которых занимал Симеон Полоцкий.