Тема №7. Ладовая альтерация
Разграничение звуковых систем лада и звукоряда как явлений (и соответствующих им понятий), образующих на пути к музыкальному произведению две конструктивные ступени - высшую (лад) и низшую (звукоряд). Историческое положение этих ступеней - отбор и формирование звукоряда в живом интонационном процессе возникновения и эволюции ладовых структур различного звукового состава, в зависимости от этого процесса. Вытекающие отсюда определения лада и звукоряда: лад - логически дифференцированная, функциональная система звуковых связей, обладающая первичной музыкальной осмысленностью и выразительностью, звукоряд - совокупность тонов, входящих в состав того или иного лада, или же - шкала тонов, образующих звуковой материал музыки в целом.
Два основных типа звукоряда - диатонический и хроматический, имеющие ряд ответвлений различного ступенного состава. Первичная роль диатонического звукоряда (диатоники) и вторичная, производная роль звукоряда хроматического (хроматики) во многих музыкальных культурах мира. Более строгий и определенный в отношении звукового состава характер диатоники, менее определенный, «разомкнутый» характер хроматики. Более устойчивый, стабильный характер форм диатоники, более неустойчивый и изменчивый - хроматики.
Полная диатоника и ее характерные признаки. Семизвучный ряд, располагающийся по чистым квинтам, а в диапазоне октавы - по большим и малым секундам. Особенность структуры однотипных интервалов и аккордов в пределах полной диатоники (равновеликих по количеству охватываемых ступеней, но неравновеликих по количеству охватываемых тонов и полутонов). Богатстве качественных соотношений между сравнительно небольшим количеством ступеней в диатонике, известное ослабление качественных различий при возрастании количества звуков в хроматике - в случае, если она становится некоей систематической основой музыкальной ткани.
Соотношение диатоники и хроматики в историческом развитии ладогармонической системы, особенно начиная с XIX века: подчеркнутое разграничение их как контрастных, диалектически взаимодополняющих сфер «строгого» и «изысканного» в рамках одного и того же стиля (например, Шумана, Листа, Вагнера, Римского-Корсакова, Рахманинова, Прокофьева), разнообразные формы синтеза диатоники и хроматики по горизонтали и по вертикали, отчетливое преобладание диатоники или хроматики в том или ином стиле (и отсюда - количественное соотношение диатоники и хроматики, перерастающее в характерный качественный показатель стиля). Взаимообусловленное существование диатоники и хроматики как явлений и соответствующих понятий.
Хроматика как надстройка над диатоническим звукорядом, делением целых тонов на полутоны создающая варианты его основных ступеней и тем самым способствующая появлению новых, дополнительных звуков и созвучий в пределах ладовой структуры. Возникновение хроматики как средства обострения мелодических ладовых тяготений в процессе исторического развития ладовых структур, отчасти - как средства вспомогательного, расцвечивающего музыкальную ткань. Два возможных г-действия хроматики: укрепление тонального центра (проявление тенденции тональной замкнутости) и отрицание первоначального тонального центра, выход за пределы данной тональности (проявление тенденции модуляционности в наиболее интенсивной ее форме - в виде собственно модуляции). Соответственно этому разделение хроматики на внутритональную и модуляционную. Сравнительная характеристика проявлений и признаков внутритональной и модуляционной хроматики.
Явление ультрахроматики - хроматики второго порядка, непосредственно подчиненной хроматическим ступеням первого порядка, имеющим прямую связь со ступенями диатоническими. Обычное практически совмещение в одних и тех же явлениях ультрахроматики, неаккордовых тонов второго порядка и мелодических переменных ладовых функций. Соотношение диатоники, хроматики и ультрахроматики как одно из многочисленных конкретных воплощений принципа субординации - важнейшего общего закона организации музыкальной ткани.
Альтерация - всякое хроматическое (как внутритональное, так и модуляционное по своей направленности) изменение диатонической ступени, выраженное в названии и записи.
Внутритональная хроматика - группа альтераций, обостряющих тяготение к звукам тонического аккорда и образующих ряд характерных по своей направленности хроматически измененных, альтерированных аккордов. Альтерация ступеней, входящих в состав тонического аккорда, всегда являющаяся хроматикой модуляционной.
Основа внутритональных альтераций в мажоре - bVI, # IV, bII и # II ступени, в миноре - # VII, # IV, b II и bIV ступени. Наличие одной ступени, допускающей двойную альтерацию (b II и # II в мажоре, # IV и b IV в миноре). Основные типы альтерированных аккордов в последовательности их исторического возникновения:
– аккорды, включающие одну альтерированную ступень;
– аккорды, включающие несколько различных альтерированных ступеней;
– аккорды, включающие двойную альтерацию одной и той же ступени;
– аккорды, совмещающие альтерированную ступень с заменным тоном, берущимся вместо натурального вида этой же ступени (например, V7 с пониженной квинтой и секстой);
– аккорды, совмещающие альтерированные и натуральные виды одних я тех же ступеней.
Две группы аккордов, возникающих на основе внутритональной хроматики и имеющих различные причины яркости и характерности звучания: а) необычные по своему строению аккорды, вообще невозможные в пределах строгой диатоники - аккорды «хроматические по существу» (Катуар); б) аккорды, построенные по типу диатонических, но словно включенные в неожиданный ладотональный контекст - аккорды «хроматические по положению» (Катуар). Одна из наиболее давних и широко распространенных: групп альтерированных аккордов - аккорды с увеличенной секстой (с уменьшенной терцией) в мажоре и миноре. Классификация их по ладофункциональным свойствам (альтерированные доминанты и субдоминанты). Принцип фонических аналогий при их. построении, энгармонические эффекты при их введении в модуляции и разрешениях.
Явление дезальтерации - ведение альтерированной ступени в ее же натуральную разновидность.
Определение истинного положения альтерированных аккордов, при несоответствующей этому положению композиторской орфографии.
Мелодические истоки образования альтерированных аккордов - неаккордовые тоны в виде хроматических проходящих. Возможность перехода хроматических ступеней в ряд условно 'диатонических (# VII минора, b VI мажора) - при сохранении, однако, их первоначальных природных качеств, выступающих при определенных условиях (более острое, «хроматическое» звучание, например, вводного тона в миноре, чем в мажоре). Возникновение на этой основе особых, условно, диатонических ступеней, по качеству своему отличных как от коренных диатонических, так и от собственно хроматических ступеней. Нередкое (особенно в музыке XX века) совмещение в аккорде острых альтераций с подчеркнута диатоническими натурально-ладовыми атрибутами - например, совмещение в одном и том же аккорде #IV и VII натуральной ступеней минора.
Противоречивость ладофункционального положения альтерированных аккордов - обострение мелодических тяготений при. возрастающей вязкости и грузности аккорда в целом - особенно в результате обильных альтераций и многочисленности альтерированных аккордов. Перерастание первоначальной цели альтераций (усиление динамики в связях аккордов) в противоположный результат (красочно-статическое обособление вертикальных комплексов). Необычность и яркость фонического эффекта альтерированных аккордов, сдерживающая и тормозящая активность их ладовой функции, в силу чего неальтерированная, фонически не выделяющаяся форма аккорда зачастую обладает большей ладофункциональной активностью, остротой и подвижностью, чем альтерированная форма этого же аккорда.
Три этапа в истории альтерированных аккордов. Первый, характеризующийся сравнительно малой их самостоятельностью - с типичной, например, подготовкой альтерированнго аккорда его же неальтерированным видом - рождение альтерированных аккордов, связанное с хроматическими проходящими. Второй - достижение альтерированными аккордами наибольшей самостоятельности, введение их без специальной подготовки, семантическое закрепление в музыкальном сознании многих из таких аккордов (в основном - XIX век). Третий - возвращение альтерированных аккордов к их первоначальной «неаккордовой» роли на новом историческом уровне (в основном - XX век): прилегающие по полутонам к аккорду разрешения проходящие и вспомогательные созвучия доминантового или субдоминантового характера, ладовая функция которых иногда дополнительно проясняется и подчеркивается кварто-квинтовыми ходами баса ( D - Т, S - Т). Типичные и разнообразные примеры такого рода среди доминантовых аккордов в музыке Прокофьева.
Литература: Дубовский И. (Бригадный учебник) Гармония, часть 2, темы 46-47; Мюллер Т. Гармония, гл.4, темы 1-4