П.З № 5. Исследовать субъектно-объектные отношения в социальной работе
Цель.Научиться осуществлять профессиональную деятельность в соответствии
с субъектно-объектными отношениями в социальной работе
Формируемые компетенции.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ПК 1.1. Диагностировать ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов с определением видов необходимой помощи.
ПК 2.3. Осуществлять патронат семей и детей, находящихся в ТЖС (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж).
Задание 1.
План семинара-дискуссии
1. Основные цели и задачи социальной работы.
2. Понятие субъекта и объекта в социальной работе.
3. Основные субъекты социальной работы.
4. Объекты социальной политики и социальной работы.
5. Субъект – субъектная модель деятельности в социальной работе.
6. Социальная работа как добровольческая деятельность. Филантропический подход к социальной работе.
Задание 2
1. Изобразите в тетради две схемы деятельности применительно к социальной работе:
а) основываясь на субъект-объектной модели деятельности;
б) основываясь на субъект-субъектной модели деятельности.
2. Обозначьте содержательное наполнение элементов той и другой схемы (социальный работник, знания и профессиональные навыки, клиент, проблема клиента и т.д.).
3. Отдельно рассмотрите вопрос – можно ли считать субъектом социальной работы как профессиональной деятельности религиозные организации, занятые, в частности, организацией социальной помощи?
Задание 3.Выберите верный ответ из предложенных.
1.Объектом социальной работы в широкой трактовке являются:
а) все люди;
б) организации и учреждения;
в) трудное, неблагополучное положение различных категорий семей;
г) дети.
2. Субъектами социальной работы являются:
а) организации, учреждения, социальные институты;
б) исследователи социальной работы;
в) люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации;
г) люди с ограниченными возможностями.
3. Социальная работа – это:
а) профессия;
б) прикладная наука;
в) самостоятельная теория, учебная дисциплина, специфическая форма социальной деятельности;
г) учебная дисциплина.
Задание 4.
Проанализируйте статью из периодических изданий по социальной работе за рубежом и выделите в тексте описание или указание на субъекты и объекты социальной поддержки, ее цели, задачи, средства, принципы проведения и т.д.
Задание 5. Практическое задание.
Определите на основании, каких моральных или нравственных принципов и правил Вы будете строить свои отношения с клиентами?
Задание 6. Практическое задание.
Составьте три варианта диалога между воображаемым социальным работником и его клиентом, обратившимся с какой-либо типичной проблемой, реализовав в каждом случае одну из стратегий взаимоотношений «работник - клиент» (письменно).
Задание 7. Решить ситуативную задачу.
В социальную службу обратилась недавно созданная общественная организация ветеранов и инвалидов с просьбой помочь им получит помещение для работы организации. В местной администрации им сказала, что свободных помещений нет. Ваши действия?
Рекомендуемая литература
1. Гуслякова Л.Г. Социальная работа как научная теория, деятельность и учебная дисциплина: Автореф. дис. … д-ра соц. наук/ Л.Г. Гуслякова. Барнаул, 2009.
2. Гуслякова Л.Г. Основы теории социальной работы/ Л.Г. Гуслякова, Е.И. Холостова. М., 2010.
П.З № 6. Социальная работа как вид практической деятельности
Цель.Определить особенности содержания социальная работа как вида практической деятельности, уметь оперировать основными понятиями и категориями специальности.
Формируемые компетенции.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ПК 1.2. Координировать работу по социально-бытовому обслуживанию клиента.
ПК 2.3. Осуществлять патронат семей и детей, находящихся в ТЖС (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж).
Задание 1. Составьте кластер по теме занятия
Задание 2. Раскройте вопросы
1. Какое значение имеют принципы в организации профессиональной деятельности?
2. По каким критериям классифицируют организационно-практические принципы социальной работы?
3. Раскройте содержание и роль принципов толерантности, конфиденциальности, клиентоцентризма.
4. Чем обусловлено наличие принципа превентивного характера социальной работы?
Задание 3 Выполните задание
Смоделируйте теоретически ситуацию, в которой действия социального работника строились бы с учетом нескольких принципов социальной работы.