П.З № 5. Исследовать субъектно-объектные отношения в социальной работе

Цель.Научиться осуществлять профессиональную деятельность в соответствии

с субъектно-объектными отношениями в социальной работе

Формируемые компетенции.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ПК 1.1. Диагностировать ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов с определением видов необходимой помощи.

ПК 2.3. Осуществлять патронат семей и детей, находящихся в ТЖС (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж).

Задание 1.

План семинара-дискуссии

1. Основные цели и задачи социальной работы.

2. Понятие субъекта и объекта в социальной работе.

3. Основные субъекты социальной работы.

4. Объекты социальной политики и социальной работы.

5. Субъект – субъектная модель деятельности в социальной работе.

6. Социальная работа как добровольческая деятельность. Филантропический подход к социальной работе.

Задание 2

1. Изобразите в тетради две схемы деятельности применительно к социальной работе:

а) основываясь на субъект-объектной модели деятельности;

б) основываясь на субъект-субъектной модели деятельности.

2. Обозначьте содержательное наполнение элементов той и другой схемы (социальный работник, знания и профессиональные навыки, клиент, проблема клиента и т.д.).

3. Отдельно рассмотрите вопрос – можно ли считать субъектом социальной работы как профессиональной деятельности религиозные организации, занятые, в частности, организацией социальной помощи?

Задание 3.Выберите верный ответ из предложенных.

1.Объектом социальной работы в широкой трактовке являются:

а) все люди;

б) организации и учреждения;

в) трудное, неблагополучное положение различных категорий семей;

г) дети.

2. Субъектами социальной работы являются:

а) организации, учреждения, социальные институты;

б) исследователи социальной работы;

в) люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации;

г) люди с ограниченными возможностями.

3. Социальная работа – это:

а) профессия;

б) прикладная наука;

в) самостоятельная теория, учебная дисциплина, специфическая форма социальной деятельности;

г) учебная дисциплина.

Задание 4.

Проанализируйте статью из периодических изданий по социальной работе за рубежом и выделите в тексте описание или указание на субъекты и объекты социальной поддержки, ее цели, задачи, средства, принципы проведения и т.д.

Задание 5. Практическое задание.

Определите на основании, каких моральных или нравственных принципов и правил Вы будете строить свои отношения с клиентами?

Задание 6. Практическое задание.

Составьте три варианта диалога между воображаемым социальным работником и его клиентом, обратившимся с какой-либо типичной проблемой, реализовав в каждом случае одну из стратегий взаимоотношений «работник - клиент» (письменно).

Задание 7. Решить ситуативную задачу.

В социальную службу обратилась недавно созданная общественная организация ветеранов и инвалидов с просьбой помочь им получит помещение для работы организации. В местной администрации им сказала, что свободных помещений нет. Ваши действия?

Рекомендуемая литература

1. Гуслякова Л.Г. Социальная работа как научная теория, деятельность и учебная дисциплина: Автореф. дис. … д-ра соц. наук/ Л.Г. Гуслякова. Барнаул, 2009.

2. Гуслякова Л.Г. Основы теории социальной работы/ Л.Г. Гуслякова, Е.И. Холостова. М., 2010.

П.З № 6. Социальная работа как вид практической деятельности

Цель.Определить особенности содержания социальная работа как вида практической деятельности, уметь оперировать основными понятиями и категориями специальности.

Формируемые компетенции.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ПК 1.2. Координировать работу по социально-бытовому обслуживанию клиента.

ПК 2.3. Осуществлять патронат семей и детей, находящихся в ТЖС (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж).

Задание 1. Составьте кластер по теме занятия

Задание 2. Раскройте вопросы

1. Какое значение имеют принципы в организации профессиональной деятельности?

2. По каким критериям классифицируют организационно-практические принципы социальной работы?

3. Раскройте содержание и роль принципов толерантности, конфиденциальности, клиентоцентризма.

4. Чем обусловлено наличие принципа превентивного характера социальной работы?

Задание 3 Выполните задание

Смоделируйте теоретически ситуацию, в которой действия социального работника строились бы с учетом нескольких принципов социальной работы.

Наши рекомендации