Внутренние факторы развития языка
1. Причины и механизмы внутренних изменений в языке
2. Объяснительные теории внутренних исторических изменений в языке
a) теория давления системы
b) теория вероятностного развития языка
c) теория инноваций
d) теория противоречий (антиномий).
Руберт И.Б. Аналитическая тенденция в языковой эволюции // Филологические науки. 2003, №1, стр. 54-62.
Туманян Г. О природе языковых изменений // Вопросы языкознания. 1999, №5.
Николаева Т.М. Диахрония или эволюция? Об одной тенденции развития языка // Вопросы языкознания. 1991, №2, стр. 12-26.
Касаткин Л.Л. Одна из тенденций развития фонетики русского языка // Вопросы языкознания. 1989, №6.
Теория развития языка обсуждается с учетом такого круга понятий: динамика, изменение, развитие, эволюция, которые акцентируют внимание на разных сторонах (деталях) изменения языка во времени.
Динамичность представляется одним из важных свойств языковой системы. Эта особенность языка выявляется в его способности к развитию и совершенствованию.
Языковая система относится к самоорганизующимся системам, источник преобразования которой лежит обычно в самой системе.
Оппозиция – минимальная организация парадигматического среза, системы (Например: ветер – ураган (элементы ее находятся в отношениях выбора)).
(парадигматика) ветер: ураган (эпидигматика) ураганный,(синтагматика) ураганный ветер
П
Э
ЯС С
ураган = ураганный ветер
Существуют элементы, которые порождают избыточность (дублетные формы).
Стремление к мотивированности и стремление обнажить семантику через структуру слова.
Какие внутренние факторы определяют развитие языковой системы:
1. органическая связь языка с мышлением;
2. устройство языковой системы, которое содержит в себе очень богатые потенциальные возможности для обновления языковых средств.
Это определяется тем, что языковые единицы имеют комбинаторный характер, и комбинационные возможности языка реализуются лишь частично. Поэтому образование новых слов – это элементарный акт, который порождается самой языковой системой (из более простых единиц порождаются более сложные).
(парадигматика) дождь: ливень дождь идет как ливень ливневый дождь
ливнем
Обогащение языка происходит в процессе варьирования языковых единиц, которые также являются органическим свойством языковой системы.
Внешние и внутренние факторы в развитии языка обнажают диалектику необходимости и возможности. Внешние факторы требуют от языка изменений, обогащения средств, а внутренние факторы определяют, какие это средства будут.
Так, среди лексики, связанной с космонавтикой, встречаются единицы, которые являются:
a. Результатом комбинирования морфем (прилуниться)
b. Результатом комбинирования номинативных словосочетаний (космический корабль)
c. Результатом семантического варьирования (мягкая посадка).
При рассмотрении вопроса (проблемы) о развитии языка, возникает вопрос о том, в силу чего происходит развитие, какой закон лежит в основе развития языка.
Противоречие является основным источником развития.
Язык развивается путем преодоления комплекса противоречий:
1. Противоречие в отношениях языка и общества;
2. Противоречие в речевой деятельности;
3. Внутрисистемные противоречия;
4. Противоречия внутри человека как носителя языка.
Противоречия, которые не могут быть окончательно преодолены, называются антиномиями.
Будучи разрешены на каком-то конкретном этапе развития системы, тут же возникают вновь.
Теория антиномий была успешно применена к анализу изменений в русской лексике (монография 1968 года «Русский язык и советское общество: лексика современного русского языка»).
Противоречия во взаимоотношениях языка и общества реализуются чрез 4 антиномии:
1. Актуальная инновационность как результат требования нормы, которая держит язык в узде и не дает ему развиваться.
2. Выразительность и экспрессивность, им противопоставляется стандартизация языка.
3. Язык должен обладать стилистическим разнообразием, а противопоставлено этому единообразие межстилевой лексики.
4. Экономность (стремление к экономности), но в тоже время умеренная избыточность
Развитие языка определяется стремлением говорящих стабилизировать употребление языковых единиц и невозможностью этого сделать. Норма ограничивает использование языка и их сочетание. А живые потребности общения преодолевают нормативные ограничения языка, используя его потенциальные возможности. В связи с этим нормативные словосочетания «иметь значение», «играть роль» свободно преобразуются.
04.12.15.
Язык и мышление
При рассмотрении этой трудной проблемы, соотношения языка и мышления, реализуется три подхода:
- гносеологический,
- психологический,
- нейрофизиологический.
Гносеологический подход рассматривается в рамках соотношения логических единиц с лингвистическими (эти сущности разные, но соотносимые), типа слово и понятие, предложение и суждение.
Психологический подход выявляет взаимодействие языка и мышления в процессе речевой деятельности индивидов, владеющих данным языком. В этом плане ценными оказываются наблюдения за становлением речи ребенка и наблюдение за речемыслительной деятельностью билингва. Наблюдение за речью ребенка, привело к ценным теоретическим результатам:
1. Познавательные возможности ребенка опережают его речевое развитие;
2. Существуют невербальные типы мышления;
3. Нет обязательной связи познавательной деятельности с его речевой деятельностью;
4. Процесс становления речи проходит определенные этапы;
5. Язык, которым овладевает ребенок, как система его понятий, создается в процессе развития интеллекта, в результате действий ребенка в окружающей среде;
6. Интеллект ребенка начинается с действия.
Релевантным для понимания того, как язык существует в мозгу человека, является два момента в освоении языка:
- раннее освоение человеком другого языка,
- когда ребенок овладевает вторым языком в возрасте 11-19 лет.
В результате использования аппаратуры, было обнаружено, что у ранних билингвов, речевой центр фиксируется в одной и той же части, в области Брока.
Нейрофизиологический подход ищет пути выявления языка и мышления на физиологической основе.
1. Нейролингвистика занимается обнаружением функциональных образований мозга, которые обеспечивают усвоение и использование единиц языка. В рамках этого подхода определены функции обоих полушарий. Определены различия в развитии этих полушарий у мужчин и женщин.
2. Нейролингвистика пытается понять, как происходит развитие абстрактного мышления.
3. Нейролингвистика интересуется тем, как хранятся языковые единицы в головном мозге.
При использовании гласных и согласных звуков задействованы разные механизмы, что позволяет понять, что согласные появляются позднее, чем гласные.
Самая важная и самая трудная проблема при исследовании языка и мышления составляет ответ на вопрос: все ли мышление человека связано с языком? Как язык помогает осуществляться мышлению, и если эта помощь существует, то какой эффект возникает при этом процессе на базе языка?
При выяснении этого вопроса устанавливается корреляция между различными формами мышления и участием в этом процессе языка.
Различные формы мышления | Мышление без языка | Мышление на базе языка |
- Практически-действенное - Наглядно-образное - Словесно-логическое | Мыслительная деятельность может протекать образно, без языка (мышление образами). Но такое мышление должно быть бессознательно для носителя языка. | Язык является непосредственной материальной опорой мышления в его словесно-логическом виде. Происходит сотворение мыслительного результата, которое выражено в определенных единицах языка. Идеи не существуют оторвано от языка, и слово само рождает, творит мысль. |
Практически-действенное мышление выражается бессловесно, но может иметь языковое выражение.
Человек мыслит не на каком-то национальном языке, а средствами универсально-предметного кода.
Нет внеязыкового мышления, любое мышление осуществляется на базе языка, но есть бессловесное мышление.
Внутренняя речь
Важнейшим элементом системы мышление-язык является внутренняя речь, в которой мысль и язык объединяется в целостный комплекс, действующий как речевой механизм мышления.
· Во внутренней речи складывается значение с единством слова и мысли.
· Внутренняя речь имеет особое строение и качество и отличается от внешней речи.
· Внутренняя речь – это речь, состоящая, прежде всего, из предикатов.
· Речь внутренняя свернутая, она грамматикализованна.