Идейная проблематика и художественное своеобразие «Слова о полку Игореве»
Идеи:
Т.к. "Слово" создавалось сразу после описывающихся в нем событий, то подразумевалось, что все исторические перипетии и подробности хорошо известны современникам, и задача автора состояла только в том, чтобы дать политическую и художественную оценку событию, показать своим современникам какое значение имеет неудача Игорева похода для исторической судьбы всей Русской земли.
В факте поражения русских войск на Каяле автор "Слова" увидел не проявление божьего гнева, покаравшего Игоря за грехи его - расправу над жителями взятого им города Глебова, а проявление страшного зла феодальной раздробленности, отсутствие единения между князьями, несоблюдение вассалами обязательств по отношению к великому князю киевскому, проявление эгоистической политики князей, жаждущих по тогдашнему обычаю для себя великой славы. Это привело к тому, что для Руси настала "невеселая година", когда князья начали про мало "се великое молвити", а "поганые" начали с победами приходить на Русскую землю и взимать дань.
Поражение Игоря вызывает глубокое раздумье поэта как патриота о судьбах Русской земли, и основная идея "Слова" - это страстный призыв русских князей к единению. Эта идея получает четкое воплощение во всей художественной структуре произведения, и прежде всего в его сюжете и композиции.
"Слово о полку Игореве" не дает последовательного рассказа о походе и даже отступает от ряда исторических фактов. Автор берет лишь самые значительные эпизоды, которые позволяют ему ярче высказать свое отношение к событиям, донести до своих слушателей основную идею. Именно патриотическая идея прочно скрепляет в единое художественное целое все части произведения. Четкость политической мысли, лирическая взволнованность, публицистическая художественность - все это делает "Слово о полку Игореве" одним из самых значительных памятников древнерусской литературы.
Образы:
Изображение князей
Большое место в "Слове" отводится изображению поступков Игоря и Всеволода - основных участников похода (о Владимире Игоревиче упоминается лишь в концу, в здравице, а имя Олега Святославича опущено). Автор симпатизирует своим героям и видит в них представителей современного ему поколения князей.
Игоря отличает необычайно мужество и храбрость. Он доблестный воин, который решил постоять за Русскую землю. Ради блага своей земли он готов на любые жертвы и испытания. Своей дружине он говорит, что лучше погибнуть, чем попасть в плен к врагу. Эту речь Игорь произносит в момент солнечного затмения, однако это и другие грозные предзнаменования природы, Русской земли, не в силах поколебать страстного желания и решимости князя постоять за Русскую землю.
"Слово" не показывает Игоря в битве на Каяле, но говорит о его мужестве и благородстве, когда он заворачивает полки, жалея брата Всеволода.
Доблестным воином является и Всеволод. Он неотделим от своих храбрых воинов. Доблесть и мужество Всеволода, проявленные им в бою на Каяле беспримерны. Подобно русским былинным богатырям, буй-тур Сева бросается на врага. Он весь поглощен и увлечен боем, в пылу сражения забывает о своих ранах, и об отцовском золотом столе, и о жене Глебовне. Гиперболически изображая действия Всеволода в бою, перенося на него подвиг дружины, автор "Слова" следует художественным принципам фольклора.
Автор "Слова" прославляет воинскую доблесть князей, тесно связанных своими храбрыми полками. Эту доблесть высоко ценит и киевский князь Святослав.
Деятельность князей в "Слове" оценивается с народных позиций. Игорь и Всеволод осуждаются за жажду личной славы. Решив захватить город Тмуторокань, они "нечестно кровь поганых пролили". Не дождавшись совместного похода, который организовал Святослав, они напали на половцев, и тем самым свели на нет результаты предыдущего успешного похода князей. Всем ходом изложения событий, их оценкой, автор призывает князей к исполнению своих вассальных обязательств перед великим киевским князем, в котором воплощается честь и слава Русской земли.
Автор "Слова" подчеркивает, что поражение русских войск на Каяле принесло огромный ущерб не только северским князьям, но и всей Русской земле. Поэтому Игоря и проклинают немцы, венецианцы, греки и моравы.
В то же время автор глубоко сочувствует северским князьям. Вместе с русской природы и русскими женами, Ярославной поэт выражает свои чувства жалости и скорби по поводу поражения Игоря, Всеволода и их полков. "Раны Игоревы" становятся для поэта символом сплочения всех сил Русской земли для борьбы с внешними врагами (за них призывает князей отомстить кочевникам Святослав).
В Святославе "великом, грозном киевском", автор "Слова" не отражает черты реальной исторической личности, а воплощает свой идеал мудрого, могущественного правителя Русской земли, хранителя ее чести и славы. Образ Святослава в "Слове" идеализирован.Согласно историческим данным, Святослав Всеволодович не играл существенной роли в политической жизни Руси того времени. "Слово" прославляет победу, одержанную Святославом над половцами в 1184г., когда он своими храбрыми полками "наступил на землю Половецкую, притоптал холмы и овраги, взмутил реки и озера, иссушил потоки и болота. А поганого Кобяка от лукоморья из железного великих полков половецких, как вихрь исторг: и пал Кобяк в граде Киеве, в гриднице Святославовой".
Образ Святослава раскрывается в "Слове" в его "мутном" сне и "золотом слове". Здесь перед нами мудрый правитель, скорбящий о своих безрассудных вассалах, горько сокрушающийся по поводу того, что князья-вассалы не помогают ему. "Золотое слово" Святослава наполнено гражданской скорбью по поводу розни между князьями, отсутствия между ними единства, а главное, по поводу забвения ими своих обязанностей по отношению к Русской земле. Это дает возможность автору "Слова" переключить "золотое слово" в публицистически страстный призыв, обращенный к князьям Руси выступить "за землю Русскую, за раны Игоревы, буего Светославича!".
Трезво оценивая политическую обстановку своего времени, автор "Слова" обращается к тем князьям, от которых зависит судьба родины. Это прежде всего князь владимиро-суздальскийВсеволод Большое Гнездо. Могущественный князь, он только что совершил удачный поход против камских булгар. Называя его великим князем, автор как бы напоминает Всеволоду о его обязанности по отношению к Киеву, ко всей Русской земле. Возможно эти слова содержали в себе политический намек. Автор подчеркивает, что если Всеволод не собирается приехать в Киев, то у него есть возможность послать против половцев своих воинов, и тем самым выполнить свой долг перед Отечеством.
Учитывая заинтересованность в делах Киева и южной Роси князя Рюрика Ростиславичаи его брата Давыда Смоленского,храбрость их воинов, автор "Слова" к этим князьям обращается с прямым призывом выступить в поход "за землю Русскую".
Трезво оценивается в "Слове" и могущество галицкого князя Ярослава Осмомысла. Своими войсками он закрывает путь на Русь венгерскому королю, его воины принимают участие в крестовых походах. Его могущество простирается вплоть до Дуная, даже Киев находится в зависимости от галицкого князя, и он открывает ему ворота. Автору известно, что Ярослав всю свою жизнь просидел в Галиче, ни в каких военных походах лично не участвовал, поэтому он и просит Ярослава послать свои войска против Кончака, а не самого выступить в поход.
Автор также обращается и к князу Роману Мстиславичу Волынскому, прославившемуся своей храбростью, с призывом прийти на помощь родине и вместе с князьями Ингварем и Всеволодомзагородить "полю ворота".
Так автор "Слова" в своем обращении к князьям оценивает возможности каждого княжества и, призывая князей сплотить свои силы вокруг Киева и Русской земли, вовсе не выдвигает задачи создания централизованного государства, а лишь стоит за строгое соблюдение уже утраченных норм феодальных отношений, верности вассалов великому князу киевскому. А к чему приводит нарушение этих обязанностей, автор показывает на исторических примерахОлега Гориславича и Всеслава Полоцкого, на горестной судьбе "нынешнего Игоря".
Образ русской женщины
Значительным моментов в "Слове" является и созданный автором образ русской женщины - верной подруги своего мужа, Ярославны.В ее образе обобщены лучшие черты характера древнерусской женщины. Автору чужд религиозно-аскетический взгляд на женщину (церковь учила, что женщина - источник всех бед и несчастий), он считал, что женщина - это помощница, горячо любящая своего мужа и силой своей любви помогающая ему вернуться из плена. В своем лирическом плаче-заклинании, своеобразном заговоре, языческой молитве, Ярославна обращает свои думы не только к мужу, но и к его воинам. Ее скорбь о поражении Игоря - это скорбь всех жен и матерей русских, обобщенных в едином образе, прекрасном и величественном. Поэтому вскоре после короткого общего женского плача и приводится «солирующий» плач Яроаславны.
Образы-символы
Также служат прославлению князей. Это образы-символы "солнца", "света", "соколов", которые даны в резком контрасте с "тьмой", "тучами", "галками"("Галкиным"), "черным вороном" - символами врагов-половцев
"Черные тучи с моря идут, хотят прикрыть 4 солнца", "Темно было в 3-й день: два солнца померкли, оба багряные столба погасли, и с ними два молодых месяца - Олег и Святослав - тьмою заволоклись", - к этой символической картине поражения северских князей обращаются бояре, разъясняющие Святославу значение его сна. "На реке Каяле тьма свет покрыла", но это торжество "тьмы", "великого буйства врагов" временно. И как только Игорь возвращается в Киев, "солнце светится на небе, Игорь князь в Русской земле». Как, говорит автор, тяжело телу без головы, так Русской земле без Игоря.
Образ природы
Природа в "Слове" выступает самостоятельным героем. Автору поэмы присуще народно-поэтическое восприятие мира. Природа в "Слове" как бы живет самостоятельной жизнью и, в то же время, служит художественным авторским комментарием к происходящему. Прием олицетворения сил природы в "Слове" связан с устной народной поэзией. Автор поэмы - христианин, но христианские воззрения остаются за пределами поэзии. Языческие представления еще обладают для него определенной эстетической ценностью. Поэтому в "Слове" широко представлен языческий мифологический элемент. Именно из языческой мифологии автор черпал художественные образы.
Перед выступлением Игоря в поход природа предупреждает русские войска о грозящей им опасности: "Солнце ему тьмою путь заступало; ночь стонами грозы птиц пробудила, свист звериный встал, взбился див - кличет на вершине дерева. Волки грозу подымают по оврагам, орлы клекотом на кости зверей зовут, лисицы брешут на червленные щиты".
Символической зловещей картиной природы открывается описание второй битвы: "...кровавые зори свет возвещают; черные тучи с моря идут... а в них трепещут синие молнии. Быть грому великому, пойти дождю стрелами с Дона великого"!
Ветры, Стрибожьи внуки, веют с моря стрелами на полки Игоря. Здесь и отражение реальной обстановки - действительно, во время боя ветер благоприятствовал половцам - и в то же время яркий художественный смысл.
После поражения Игоря природа скорбит вместе с русским народом: "Никнет трава от жалости, а дерево с горем к земле приклонилось".
К природе обращается Ярославна, чтобы развеять свою скорбь и в то же время заставить "светло и тресветлое" Солнце, Ветер и Днепр Словутич помочь Игорю вырваться из ненавистного плена. В связи с этим плач Ярославны как бы несет в себе функцию магического заклинания сил природы. Любовь русской женщины заставляет враждебные силы служить Игорю. Донец ведет с Игорем ласковую беседу, прославляя и оправдывая героя: "О князь Игорь! Немало тебе величия, а Кончаку нелюбия, а Русской земле веселия". Он лелеет князя на своих волнах, подстилая ему зеленую траву на своих берегах, одевая теплыми туманами под сенью дерев.
Т.о., силы природы принимают непосредственное и деятельное участие в развитии событий. Олицетворяя природу, автор "Слова" добивается яркого и поэтического выражения своей политической мысли: самовольно выступив в поход, Игорь нарушил свои обязанности по отношению к Русской земле, и природа отвернулась от него, стала на сторону врагов; когда же Игорь, осознав вину перед родиной, бежит из плена, чтобы просить прощения великого князя в Киеве, силы природы радостно приветствуют князя и активно помогают ему.
Образ русской земли
Автор "Слова" призывает князей к служению интересам Русской земли, а не корыстным, личным интересам. Русская земля, ее народ являются основным героем "Слова". Слова поэта направлены во имя интересов родины, народа. Он предпредставляет себе Русскую землю во всей сложности политической борьбы того времени, осмысляет ее судьбу в широкой исторической перспективе. Его глубоко волнуют честь и слава родины. Вот почему поражение Игоря воспринимается как страшное оскорбление всей Русской земли. И эту авторскую мысль ярко раскрывает поэтический образ Девы Обиды, которая встает в силах русского народа.
Могущество Русской земли автор "Слова" связывает с деятельностью Владимира и Ярослава, и, сосредотачивая основное внимание на "нынешнем невеселое године" Русской земли, он сожалеет о том, что "того старого Владимира нельзя бы пригвоздить к горам" (оставить править его вечно).
Автор "Слова" мыслит Русскую землю единым могучим феодальным государством с политическим центром в Киеве,государством, в котором вассалы неукоснительно выполняют свои обязанности по отношению к великому князю.
Необходимым условием экономического процветания Русской земли является мир, прекращение усобиц. Выразителем интересов русских воинов, крестьян и ремесленников выступает поэт, отстаивающий общенародные интересы и осуждающий эгоистическую политику князей. В этом плане он противопоставлен Бояну - придворному певцу, слагавшему свои торжественные гимны-"славы" русским князьям.
Образ Бояна
В представлении автора "Слова" Боян - идеальный певец. Он вещий внук бога Велеса (сравните с греческой мифологией, Боян сходен с Тиресием или Гомером), т.е. человек, обладающий божественной силой песнопенья. Слагая славу князю, Боян растекается "мыслию по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облака", т.е. речь его образна, мысль его парит. Боян умеет соединять прошлое с современностью, т.е. обобщать. Боян воспевал в песнях старого Ярослава; победителя князя Редеди храброго Мстислава; красного Романа Святославича; усобицы Всеслава Брячеславича, о судьбе которого сложил он свою "припевку". Все эти данные позволяют полагать, что Боян жил и творил в 20-70-е гг. XIв.
Автор "Слова" приводит несколько образцов поэтической речи Бояна, размышляя о художественной манере его изложения. Он показывает, как Боян начал бы свою песню о походе Игоря: "Не буря соколов занесла через поля широкие - стаи галок бегут к Дону великому". Или: "Кони ржут за Сулой - звенит слава в Киеве; трубы трубят в Новгороде - стоят стяги в Путивле!"
Судя по этим образцам, стиль Бояна строился на метафорических отрицательных сравнениях, символических уподоблениях. Этот стиль был афористичен и образен. Автор "Слова", восхищаясь этой манерой, избирает для себя иной путь художественного изображения.