Разделы дисциплины и виды учебных занятий
ЦЕЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ
Изучение истории Древнего мира ориентирует обучаемых по бакалаврской программе студентов на образовательную и культурно-просветительскую профессиональную деятельность, в связи с чем изучение дисциплины способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности:
Развитие общекультурных компетенций (ОК):
- способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15)
Формирование специальных компетенций (СК):
- способен использовать общенаучные принципы и методы познания при анализе конкретно-исторических проблем (СК-1);
- способен характеризовать модели общественного развития, ориентироваться в научных концепциях, объясняющих единство и многообразие исторического процесса, специфику интерпретации прошлого различными школами и направлениями в исторической науке, формировать у школьников понимание многообразия подходов к анализу исторического процесса (СК-2);
- способен определять пространственные рамки исторических процессов и явлений на локальном, национальном и глобальном уровнях, использовать региональный и краеведческий материал на уроках истории и во внеурочной работе, формировать у школьников картографические умения (СК-3);
- способен анализировать исторические события, явления и процессы в их
причинно-следственной связи и хронологической последовательности, формировать хронологические знания у учащихся (СК-4);
- готов применять методы комплексного анализа исторических источников для объяснения исторических фактов, обучать школьников многоуровневому анализу исторических источников (СК-5);
- способен к применению различных видов изобразительной наглядности в учебной деятельности, обучать школьников критическому и аксиологическому анализу объектов изобразительной наглядности (СК-6);
- способен работать с исторической информацией, представленной в учебной, научной, научно-популярной, справочной литературе, Интернет-ресурсах, и представлять ее в различных знаковых системах, обучать школьников критическому подходу к ее использованию (СК-7).
2. ТРУДОЕМКОСТЬ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫсоставляет 4 зачетных единицы Общее количество 145 часов, из них: лекций – 36, практических занятий – 54, СРС – 28 часов. В первом семестре – зачет, во втором семестре – экзамен 27 часов.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
Дисциплина «История древнего мира» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин направления «Педагогическое образование» (050100), профиль «История».
Для освоения дисциплины «История древнего мира» обучающиеся используют знания, умения, способы деятельности и установки, формируемые в ходе сопряженного изучения дисциплин «История», «Культурология», «Философия», «Иностранный язык», «Естественнонаучная картина мира».
Освоение дисциплины «История Древнего мира» является необходимой основой для одновременного изучения дисциплин «История Средневекового Запада», «История Средневекового Востока», «История Древней Руси», и всех последующих дисциплин по всеобщей истории, а также «Религиоведение», «Вспомогательные исторические дисциплины», «Археология».
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате освоения данной дисциплины студент должен:
знать:
- современные теории цивилизаций,
- место древних цивилизаций в мировом процессе,
- отличие цивилизаций Востока и Запада.
Уметь:
- приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии;
- анализировать исторические события, явления и процессы в их причинно-следственной связи и хронологической последовательности;
- формировать хронологические знания у учащихся;
- вести индивидуальную работу с учащимися на базе содержания профильной дисциплины истории Древнего мира;
- реализовывать образовательные задачи культурно-просветительского характера в профессионально-образовательной области.
Владеть навыками:
- работы с исторической информацией, представленной в учебной, научной, научно-популярной, справочной литературе;
- использования базового понятийного аппарата для осмысления последующих курсов мировой истории;
- определения пространственных рамок исторических процессов и явлений, формирования у школьников картографических умений;
- работы с Интернет-ресурсами по истории;
- представлять историческую информацию в различных знаковых системах,
обучать школьников критическому и аксиологическому подходу к ее использованию.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид учебной работы | Трудоемкость в часах | Семестры | |
Аудиторные занятия: | |||
Лекции (ЛК) | |||
Практические занятия (ПЗ) | |||
Лабораторные работы (ЛБ) | - | ||
Самостоятельная работа: | |||
рефераты, аннотирование статей и другие виды творческих заданий | |||
Промежуточная аттестация: зачет, экзамен | зачет | ||
ИТОГО: |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Содержание разделов дисциплины
№ | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела |
Теория и предыстория Древнего мира. | Предмет и задачи курса. Первобытная или дописьменная история человечества. Геополитические условия формирования и типология древних цивилизаций мира | |
Древневосточные цивилизации | Древнее Двуречье: Месопотамская цивилизация. Древнеегипетская цивилизация. Индо-буддийская цивилизация. Древнекитайская цивилизация. Древние цивилизации Малой Азии. | |
Древние Европейские цивилизации: кельто-германский мир. | Понятие «варвары», культурное пространство «мира варварства»: кельты и германцы. | |
Цивилизации Доколумбовой Америки | Природно-географические условия, население, хронология. Ольмекская культура. Культура Теотихуакана. Майяская цивилизация. Ацтекская цивилизация. Инкская цивилизация. | |
Античные цивилизации Средиземноморья. | Крито-Микенская цивилизация. Античная греческая цивилизация. Классический период Греческой античной цивилизации (V-IV вв. до н.э.). Период эллинизма. Царский период в истории Римской античной цивилизации. Римская республика. Римская империя. Поздняя Римская империя. Доминат. |
Разделы дисциплины и виды учебных занятий
№ | Тематический план | Распределение трудоемкости (в часах) по видам учебных занятий | ||||
ЛК | ПЗ | ЛБ | СРС | Всего | ||
Теория и предыстория Древнего мира. | ||||||
Древневосточные цивилизации | ||||||
Древние Европейские цивилизации: кельто-германский мир. | ||||||
Цивилизации Доколумбовой Америки | ||||||
Античные цивилизации Средиземноморья. | ||||||
Всего |