Научные основы отечественного языкознания
Научное языкознание в России начинается с выхода первых грамматик Лаврения Зизания и Смотрицкого.
Принципы языкознания (развивались и складывались в течение 400 лет):
1. Принцип системности
В рамках системного подхода язык рассматривается как единое целое.
2. Принцип историзма
Исторический подход к познанию языка. Все категории языка рассматриваются с точки зрения исторического развития, современного употребления и перспектив их будущего функционирования и изменения. Историческое языкознание анализирует законы и причины изменения языков.
3. Принцип социальности языка
Задачи и направления исследования языка связаны с потребностями общества. Сам язык возникает из потребности закрепить и передать другим общий опыт, его дальнейшее развитие связано с развитием общества. Развивается социолингвистика, которая исследует языковые ситуации, складывающееся на той или иной территории, исследует языковую политики и т.д.
4. Принцип функционализма
Общие правила и законы функционирования и развития языка находят свое отражение в учениях о функционировании и развитии языка.
5. Принцип антропоцентризма
6. Принцип интегративности
Фундаментальные свойства языка с позиции современной лингвистики
Современное представление о фундаментальных свойствах языка основывается на таких характеристиках как:
- историческая обусловленность развития языка,
- психическая природа речевой деятельности,
- системно-структурные основы устройства языка,
- социально обусловленный характер возникновения и развития языка.
Вопрос о том, когда зарождается научное языкознание, имеет различное толкование.
Низний границей научного языкознания считается конец 18 – начало 19 века, когда зарождается сравнительно-историческое языкознание. Когда в трудах Ф. Гоффа, Я. Гримма и Востокова разрабатывается сравнительно-исторический метод.
Почти весь 19 век прошел под знаком историзма. В ходе такого изучения стало понятно, что язык развивается. Указанное направление было укреплено сравнительно-историческими методами. В это время сформировалась компаративистика.
Идея о социальной обусловленности языка восходит к античному периоду. Однако современное осмысление этот круг проблем получил во французской школе лингвистики Антуана Мийе, в советском языкознании.
В 19 веке в центре внимания оказался живой язык, осуществился поворот к говорящей личности, сформировался психологический подход к анализу языка (Харьковская лингвистическая школа Потебни).
К 20-м годам 20 века язык стал изучаться как система. Изучение структурного устройства языка выявило ряд недостатков, которые коренились в учения Соссюра.
«Система наличиствует только в синхронном состоянии языка. Диахрония и внешние факторы, которые обусловливают речь и речевую деятельность, эту систему разрушают». Т.о. системный подход ограничивается только синхронным состоянием.
Такой подход к языку привел к тому, что структуралисты отказались от психологического, исторического изучения языка. Игнорировали значение языковых единиц.
Расцвет структурализма приходится на 50-е годы 20 века.
Естественной реакцией на крайности структурализма явилась бурная экспансия в 60-70е годы семантики, а 80е годы – формирование функционализма.
Основной принцип функционализма – телеологический (понимание языка как целенаправленной системы средств выражения).
На рубеже 19-20 века развивается когнитивная лингвистика. Объектом ее изучения становится человеческий разум, мышление и те ментальные процессы и состояния, которые с этим связаны.
Антропоцентризм как ведущая парадигма современного языкознания
Уровень развития лингвистики на том или другом этапе исторического развития определяется характером постановки проблемы и совокупностью приемов ее решения или, по представления американского ученого Томаса Куна, парадигмой научного знания.
Под парадигмой подразумевается признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени, дают научному сообществу модель поставки проблем и их решений.
Считается, что современное состояние лингвистики, переживающей коренные перемены, связанные с ее переходом на новые парадигмы знания, также определяется антропоцентрической парадигмой знания, которая сменила системно-структурную парадигму.
Антропоцентрическая парадигма переключает интересы исследователя на языковую способность человека, на знания о мире, которые добываются человеком и фиксируются в его языке на языковую компетенцию носителя языка.
В этой парадигме анализируется человек в языке и язык в человеке (это языковая личность).
Человек рассматривается как носитель национально специфических, национально культурных ценностей, как носитель концептуальной системы, на основе которой он понимает язык, познает мир и осуществляет коммуникацию с другим человеком. Т.о. при антропоцентризме разрабатываются новые понятия и категории: языковая личность, языковая картина мира, концепт и концептосфера.
По развертывающейся проблематике можем полагать, что антропоцентризм для современной лингвистки является суперпарадигмой и вбирает в себя такие направлении в изучении языка, которые составляют содержание когнитивной лингвистики, лингвокультурологии, коммуникативной лингвистики и этнолингвистики, в центре внимания которых стоит человек.
Победой антропоцентризма можно считать 90-е годы 20 века, когда он был признан главным принципом лингвистики, благодаря выходу в свет трех академических монографий «Роль человеческого фактора в языке», ориентация в разработке которых была положена учеными института языкознания.