Тема №3. Мелодическая фигурация
Задержание. Мелодическая фигурация как форма соотношения мелодического движения с гармонией. Существенный признак мелодической фигурации - образование самостоятельного мелодико-ритмического рисунка, сочетающегося с гармонией. Характерный признак мелодической фигурации - образование неаккордовых звуков. Основные виды неаккордовых звуков: задержания, проходящие, вспомогательные, предъем. На сильных долях используются только задержания, остальные -на слабых долях.
На протяжении ряда веков неаккордовые звуки переходили в аккордовые плавным голосоведением, т.е. разрешались. В строгом письме неаккордовые звуки на сильных долях требовали приготовления, и их появление в том же голосе, что и в предыдущем аккорде, воспринималось как задержание, как бы «опоздание» перехода в ближайшие звуки последующей гармонии. Задержания можно сгруппировать следующим образом: приготовленные и неприготовленные, нисходящие и восходящие, диатонические и хроматические, простые/в одном голосе/ и сложные /в двух-трех голосах/. Наиболее специфичны из этих видов приготовленные задержания, которые часто встречаются в ариях-плачах 17-18 вв. и связаны нередко с образами горя, плача, стенания. Такое восприятие приготовленных задержаний имело место еще во времена Бетховена. Применение их в таком обратном значении можно встретить и в музыке 19-20 веков. Приготовленное задержание является обычно диссонансом, создаваемым аккордовым звуком предыдущей гармонии, который сохраняется в том же голосе и разрешается в тот же аккордовый звук следующей гармонии после ее появления. В приготовленном задержании должно быть, таким образом, три момента: приготовление, сама задержание и разрешение. Наиболее типичны задержания, разрешающиеся нисходящим ходом на б.2 или м.2. Реже применяются задержания, восходящие на м.2 Задержания, восходящие на б.2,встречаются еще реже и почти исключительно к б. 3гмажорного трезвучия и Д7. Возможно восходящее или нисходящее задержание на ув.1.
В момент задержания в остальных голосах кроме баса, не должно быть того аккордового звука, в который оно затем разрешается, во всяком случае -ни секундой ниже, ни септимой выше задержания. В басу же, в момент задержания в одном из остальных голосов, звук его разрешения вполне допустим. В целом задержания почти не изменяют известных норм удвоений в аккордах. Поэтому, как правило, следует избегать подчеркивания задержанием удвоенной терции в главных аккордах -трезвучиях.
Мешающий звук нередко можно заменить другим аккордовым звуком, т.е. сделать иное удвоение в данном аккорде. Кроме того в некоторых случаях можно сделать задержание в двух голосах, разрешающееся в унисон или октаву противоположным движением. Параллельные квинты и октавы, имеющиеся в данном аккордовом остове, несмотря на задержание, рассматриваются как погрешность голосоведения и не допускаются.
Приготовление задержания может находиться как на сильной, так и на слабой доле такта и может быть выражено любой длительностью. Само задержание может помещаться как на сильном, так и на относительно сильном времени, лишь бы оно было сильнее своего разрешения. Если задержание по длительности равно своему приготовлению или короче его, то их нередки связывает лига. Если приготовление короче задержания, то лига применяется редко и здесь эти звуки повторяются. Повторения возможны в любых длительностях. Разрешение задержания может служить приготовлением нового задержания.
Задержания могут одновременно применяться в двух или трех голосах, что обычно усиливает динамический эффект. Голоса при этом движутся параллельными секстаккордами или квартсекстаккордами, или противодвижением но все обязательно на секунду вверх или вниз. Бас в двойных и тройных задержаниях участвует сравнительно редко, т.к. его роль как показателя гармонии при этом снизилась бы.
Если неаккордовый звук, не имеющий приготовления, появляется на сильном времени, а затем на более слабом разрешается в аккордовый звук ниже или выше секундой, то возникает так называемая аподжиатура или неприготовленное задержание. В зависимости от того, что предшествует неприготовленному задержанию его называют проходящим, вспомогательным или скачковым. Некоторые неприготовленные задержания при более подробном анализе оказываются тоже приготовленными, но только более сложным способом, а именно: а) в другом голосе, б)в том же голосе, но на некотором расстоянии, в) проходящим или вспомогательным звуком, нередко хроматическим.
«Проходящие звуки». Проходящим называется звук, появляющийся на слабом времени в поступенном движении между двумя соседними во высоте аккордовыми звуками, в восходящем или нисходящем направлении. Проходящий звук может соединять данный аккорд с его перемещением или каким-либо другим аккордом. Все проходящие звуки, образующиеся на основных ступенях гаммы, являются диатоническими. Соответственно в диатонике в пределах терши умещается один диатонический проходящий звук, а в пределах кварты- два.
Как правило, проходящий звук или равен по длительности предыдущему аккордовому звуку, или короче его. Как и задержания, проходящие звуки не вносят никаких изменений в обычные нормы удвоения. Особо следует обратить внимание на терции главных трезвучий: так как они обычно не -удваиваются, то движение какого-либо голоса от основного или квинтового тона к терции, должен вызывать в другом голосе увод этой терции в другой аккордовый звук. И наоборот: увод терции аккорда в его основной или квинтовый тон, вызывает включение терции в другом голосе. Проходящий звук не должен приводить к унисону с соседним неподвижным голосом. Избежать этого можно изменением расположения аккорда, или одновременным уводом мешающего аккордового звука. Также движение от квинты к септиме влечет за собой обычно увод септимы в квинту в том голосе, в котором септима находилась ранее. Иногда септиму можно перевести в нону, которая затем правильно разрешается в квинту следующего трезвучия.
Поступенное движение с участием проходящих звуков может превратить скрытые квинты или октавы в параллельные. Избежать их можно изменением голосоведения, расположения, удвоения, заменой, одного аккорда другим. При достаточно активном движении верхнего голоса расстояние между ним и альтом может на небольшое время переходить границы октавы. Более оживленной, благодаря неаккордовым звукам мелодии верхнего голоса обычно сопутствует более спокойная смена гармоний. Аккорды сменяются, как правило, на сильном или относительно сильном времени.
Проходящие звуки используются нередко одновременно в нескольких голосах. Двойные проходящие звуки чаще движутся параллельно /терциями, секстами, децимами/ или противоположно. В более оживленном движении применение двойных проходящих звуков не вызывает необходимости все время перемещать остальные голоса для восстановления нормальных удвоений. Проходящие звуки в трех голосах нередко возникают при параллельном движении секстаккордами, реже квартсекстаккордами или в смешанном движении. Иногда встречаются проходящие звуки одновременно во всех четырех голосах. В таких случаях параллелизм двух или трех голосов сочетается с противодвижением одного или двух других голосов.
Хроматическим проходящим называется звук, который помещен между двумя соседними по высоте диатоническими ступенями гаммы, находящимися на расстоянии большой секунды друг от друга. Он может находиться на слабом времени между двумя аккордовыми звуками или между аккордовым звуком и проходящим /или наоборот/.
Наиболее распространенное правописание хроматических проходящих звуков основано на их возможном гармоническом значении при отклонениях в тональности первой степени родства. В восходящем движении каждый такой хроматический звук рассматривается как вводный к лежащей полутоном выше побочной тонике. Поэтому в мажоре в восходящем движении не повышают шестую ступень, а понижают седьмую; на седьмой ступени строится уменьшенное трезвучие, которое тоникой быть не может. В нисходящем движении хроматические проходящие звуки рассматриваются как септимы побочных Д7, или вводных уменьшенных септаккордов. Поэтому не принято понижать V ступень, которая как септима побочной Д требовала бы разрешения в аккорд, который в натуральном мажоре отсутствует.
В миноре правописание хроматической гаммы заимствуется из мажора: вверх- из параллельного мажора, вниз- из одноименного. При этом оба направления совпадают:II ступень понижается, а все остальные кроме I и V повышаются.
Вспомогательные звуки. Вспомогательным называется звук, помещенный между аккордовым звуком и его повторением и находящийся ступенью выше или ниже его. Вспомогательные звуки помещаются на слабом или относительно сильном времени как на фоне одного какого-либо аккорда, так и при смене гармонии. Вспомогательные звуки могут быть диатоническими и хроматическими. Верхние вспомогательные обычно являются как хроматическими, так и диатоническими, нижние - хроматическими или диатоническими, отстоящими от своего аккордового звука на м.2 -как вводный звук от тоники. Между аккордовым звуком и его повторением нередко помещаются два вспомогательных звука - верхний и нижний, которые следуют друг за другом, образуя окружение аккордового тона.
Вспомогательные звуки могут находиться в одном голосе, попеременно в разных голосах, одновременно в двух, трех, а иногда и во всех четырех голосах. Независимо от количества голосов, в которых имеются вспомогательные звуки, следует избегать их применения в двух случаях: а) в любом из двух голосов, находящихся на расстоянии унисона друг от друга; и б) в нижнем из двух соседних голосов, находящихся на расстоянии октавы /за исключением баса/. Вспомогательный звук может привести к образованию параллельных квинт при гармоническом соединений аккордов. Избежать их можно сменой расположения, голосоведения, удвоения, заменой одного аккорда другим. Одновременное применение вспомогательных звуков в двух голосах образует движение параллельное /терциями, секстами/ или противоположное/расходящееся и сходящееся/. Тройные вспомогательные звуки осуществляются или в параллельном движении тесно расположенными секстаккордами, реже квартсекстаккордами, или в смешанном движении.
Вспомогательный звук называется скачковым в том случае, когда он появляется на слабом времени скачком, секундой ниже или выше последующего аккордового звука или покидается скачком, тоже на слабой доле такта. Будучи обязаны своему происхождению обыкновенному «короткому форшлагу», скачковые вспомогательные могут вводиться как при смене гармонии, так и на фоне одного аккорда. Более распространены скачковые вспомогательные, вводимые скачком /неприготовленные/, чем покидаемые скачком/ неразрешаемые/, так как для неаккордового диссонанса момент разрешения всегда более существенен, чем момент подготовки.
Использование вспомогательных звуков требует соблюдение некоторых условий. Верхние скачковые вспомогательные обычно принадлежат к диатонической системе мажора и минора, нижние чаще оказываются хроматическими, повышенными, что облегчает их восприятие в качестве вводных тонов к соседним аккордовым звукам. Скачковые вспомогательные могут участвовать в окружении последующего аккордового звука. Вспомогательный звук, брошенный скачком, нередко оказывается при смене гармонии предъемом к одному из звуков последующего аккорда, но в другом голосе. Скачок от вспомогательного звука/часто называемый камбиатой/ в дальнейшем мелодическом развитии заполняется поступенным движением, но в обратном направлении. В процессе применения скачковых вспомогательных обеих категорий возможны различные ходы на увеличенные интервалы. Вспомогательные звуки, появляющиеся скачком, находят применение во всех голосах, а покидаемые скачком в первую очередь характерны для ведущего голоса.
Различная трактовка, скачковых мелодических ходов открывает дорогу гармоническому варьированию, имеющему большое музыкально-эстетическое и техническое значение.
Предъем. Предъемом называется неаккордовый диссонанс, который усложняет на слабом времени данную гармонию звуками последующего аккорда. Предъем - противоположен задержанию, в котором диссонирующее сочетание создается на сильной доле, тогда как при предъеме на сильном времени звучит консонируюший аккорд без всяких функциональных конфликтов. Исторически предъем возник и преимущественно применяется в заключительных автентических каденциях и оборотах, в которых наиболее интенсивно проявляется тяготение к тонике. В этих случаях кадансовая доминанта /обычно Д7, реже Д и Д9/ усложняется предварительным появлением на ее фоне звуков следующей за ней Т. В результате возникает неаккордовый диссонанс на слабом времени, разрешение его происходит уже на сильной доле ,в момент появления всей тонической гармонии. От заключительной каденции типа Д-Т предъем постепенно распространился и на другие кадансы и обороты. Можно поэтому встретить предъемы в половинных прерванных и плагальных каденциях. Наконец, предъем применяется не только в кадансовых оборотах, но и среди построения и даже в качестве существенного и выразительного средства мелодического изложения и развития.
Предъем, как правило, образуется преимущественно поступенным движением голоса как в восходящем, так ив нисходящем направлении. При таком движении голоса, общем плавном голосоведении предъем, в сущности может быть введен к любому звуку различных аккордов.
Иногда предъем вводится не поступенно, а мелодическим скачком, часто восходящим. Такие подготовленные скачком предъемы применяются и в кадансах, и внутри построения и нередко копируют характерный для каденции ход баса.
Предъем применяется и одновременно в нескольких голосах- в двух, трех и четырех. При двойном предъеме голоса движутся параллельными терциями, секстами или противоположно друг другу. При трехголосном предъеме голоса образуют движение тесно расположенными параллельными секстаккордами, реже квартсекстаккордами или же комбинируют параллельное движение с противоположным.
Как правило, предъем по своей длительности обычно короче и предшествующего и последующего звуков аккорда. В более редких случаях предъем равнодлителен смежным с ним мелодическим звукам.
Неаккордовыми звуками второго порядка или вторичными называются звуки, подчиненные неаккордовым же звукам. Это могут бытъ проходящий к вспомогательному, вспомогательный к проходящему, вспомогательный к задержанию, предъем к задержанию, его разрешение, предъем к проходящему и вспомогательному звуку и т.п.
Неаккордовые звуки второго порядка придают простым неаккордовым звукам большую весомость, выдвигают их из общего контекста. Такие звуки выступают более рельефно, когда аккордовая основа и ее функция вполне отчетливы.
Литература: Дубовский И. (Бригадный учебник) Гармония, часть 2, темы 36-43; Мюллер Т. Гармония, гл.6, темы 1-4