История науки в Казахстане

Тема 1. История науки

Компрессия как основной вид переработки научного текста

Ключевые слова: компрессия, первоисточник, минитекст, клише, трансформация, наука, мысль, историография.

Справочник по грамматике.

Прочитайте. Запомните информацию.

Компрессия как основной вид переработки научного текста

Компрессия – это основной вид переработки текста. На основе определенных операций с текстом-первоисточником можно построить тексты новых жанров – конспекты, аннотации, тезисы, рефераты, резюме. Для этого необходимо четкое понимание содержание текста, понимание смысловой связи частей текста между собой.

Компрессия (сжатие) основана на раскрытии смысловой структуры текста-первоисточника и выделении в нем основной информации. Только тот текст будет по-настоящему осмыслен, если основное содержание его можно выразить в сколь угодно сжатой форме.

Понимание текста – это процесс перевода смысла данного текста в другую форму его закрепления. В результате понимания происходит последовательное изменение структуры текста в сознании читателя и процесс мысленного перемещения от одного элемента текста к другому.

Главное – это может быть процесс смысловой компрессии, в результате которого образуется минитекст, который содержит в себе основной смысл исходного текста.

Текст, созданный в результате компрессии, по отношению к тексту-первоисточнику, называется вторичным.

Работа над компрессией текста способствует более глубокому его пониманию и необходима при составлении тезисов, реферата, аннотации, рецензии, а также курсовой и дипломной работ.

Компрессия текста основана на трёх главных правилах:

1. Внимательное чтение текста и выделение ключевых слов и предложений. Ключевые слова – это слова, которые содержат основной смысл высказывания. Чтобы найти ключевой элемент текста, необходимо знать строение абзаца.

Каждый абзац имеет зачин и комментирующую часть, в которой раскрывается утверждение главной абзацной фразы и где находятся ключевые слова. Заканчивается абзац выводом.

2. Написание вторичного текста. Для выявления своих позиций, автор вторичного текста по отношению к первоисточнику, использует специальные стандартные выражения (клише), выбор которых раскрывает и отражает структуру текста-первоисточника. Например: В монографии обосновывается принцип…, статья представляет собой обзор…, в работе анализируются различные подходы…, в статье обобщается опыт…, в диссертации использованы следующие методы исследования.

3. В планах, тезисах, аннотации и при реферировании для называния основных положений текста используются ключевые слова и словосочетания или слова с обобщенно-конкретным значением (их необходимо определить самостоятельно для краткой передачи основного содержания абзацев или частей текста).

Слова одной группы отражают композицию текста-источника. Слова другой группы называют наиболее частотные структурные элементы текста; к третьей группе относятся слова, которые характеризуют или оценивают суть содержания отдельных частей текста-оригинала.

Таким образом, основными операциями с текстом-первоисточником являются: а) структурно-смысловой анализ текста; б) трансформация информативного содержания текста в соответствии с коммуникативным заданием; в) комбинирование и комментирование информативного содержания текста.

Структурно-смысловой анализ текста предполагает трансформацию текста в перечень информативных единиц назывного плана, изложение проблематики вопросного плана и составление краткого конспекта.

Ответьте на вопросы:

1. Что такое компрессия текста?

2. Каковы основные операции с текстом-первоисточником?

3. Каковы основные правила компрессии текста?

Задание 1. Прочитайте текст. Выполните послетекстовые задания.

Глоссарий

Феномен - 1. О человеке или явлении, выдающемся, исключительном в каком-нибудь отношении; 2. Необычный, исключительный факт, явление.

Эмпирический - основанный на опыте, опирающийся на реальные факты, на непосредственное наблюдение, эксперимент …

Историография - 1. Наука о развитии исторического знания и о методах исторического исследования. 2. Совокупность исторических исследований, относящихся к какому-н. периоду.

Примитивный - 1. Простейший, несложный и грубый по выполнении. 2. Недостаточно глубокий, слишком упрощённый.

Мотыга - Ручное земледельческое орудие, сельскохозяйственный инструмент (кетмень, тяпка).

История науки

История науки — это исследование феномена науки в его истории. Наука, в частности, представляет собой совокупность эмпирических, теоретических и практических знаний о Мире, полученных научным сообществом. Поскольку с одной стороны наука представляет объективное знание, а с другой — процесс его получения и использования людьми, добросовестная историография науки должна принимать во внимание не только историю мысли, но и историю развития общества в целом.

Изучение истории современной науки опирается на множество сохранившихся оригинальных или переизданных текстов. Однако сами слова «наука» и «ученый» вошли в употребление лишь в XVIII—XX веках, а до этого естествоиспытатели называли свое занятие «натуральной философией».

Хотя эмпирические исследования известны еще с античных времен (например, работы Аристотеля и Теофраста), а научный метод был в своих основах разработан в Средние века (например, у Ибн ал-Хайсама, Аль-Бируни или Роджера Бэкона), начало современной науки восходит к Новому времени, периоду, называемому научной революцией, произошедшей в XVI—XVII веках в Западной Европе.

Научный метод считается столь существенным для современной науки, что многие ученые и философы считают работы, сделанные до научной революции, «преднаучными». Поэтому историки науки нередко дают науке более широкое определение, чем принято в наше время, чтобы включать в свои исследования период Античности и Средневековья.

Первой и главной причиной возникновения науки является формирование субъектно-объектных отношений между человеком и природой, между человеком и окружающей его средой. Это связано, в первую очередь, с переходом человечества от собирательства к производящему хозяйству. Так, уже в эпоху Палеолита человек создаёт первые орудия труда из камня и кости — топор, нож, копьё, лук, стрелы, овладевает огнём и строит примитивные жилища. В эпоху Мезолита человек плетёт сеть, делает лодку, занимается обработкой дерева, изобретает лучковое сверло. В период Неолита (до 3000 г. до н. э.) человек развивает гончарное ремесло, осваивает земледелие, занимается изготовлением глиняной посуды, использует мотыгу, серп, глиняные, бревенчатые, свайные постройки, овладевает металлами. Использует животных в качестве тягловой силы, изобретает колёсные повозки, гончарное колесо, парусник, меха. К началу первого тысячелетия до нашей эры появляются орудия труда из железа.

Второй причиной формирования науки является усложнение познавательной деятельности человека. «Познавательная», поисковая активность характерна и для животных, но в силу усложнения предметно-практической деятельности человека, освоения человеком различных видов преобразующей деятельности, происходят глубокие изменения в структуре психики человека, строении его мозга, наблюдаются изменения в морфологии его тела….

www.naukakaz.kz/edu/nauka-in-kz

Практические задания

1.1. Передайте основную мысль текста.

1.2. На основе текста составьте вторичный текст – вопросный план.

1.3. Выпишите из текста сложные слова, укажите корни слова.

1.4. Найдите в тексте сложные предложения и определите их вид.

Задание 2. Прочитайте отрывок из оды М. Ломоносова, посвящённой науке. Постройте развёрнутое монологическое высказывание, передающее главную мысль.

Науки юношей питают, И в дальних странствах не помеха
Отраду старым подают, Науки пользуют везде,
В счастливой жизни украшают, Среди народов и в пустыне,
В несчастный случай берегут; В градском шуму и наедине,
В домашних трудностях утеха В покое сладки и в труде.

Задание 3. Составьте текст по данному алгоритму С → С/С → Пр → Тт, используя следующие слова: наука, человек, технология, знание, процесс.

Запомните: С – слово, С/С – словосочетание, Пр - предложение, Тт – текст.

Задание 4. Прочитайте текст. Выполните послетекстовые задания.

История науки в Казахстане

Зарождение науки в Казахстане началось в начале XX века, когда были созданы Уральская ветеринарная станция (1897 г.), Красноводопадская семеноводческая станция (1909 г.). Позже к ним добавились Уральская опытная сельскохозяйственная станция (1914 г.), Алма-Атинский санитарно-бактериологический институт (1925 г.).

К 40-м гг. в республике работали 12 вузов, 11 научно-исследовательских и проектно-технологических организаций, 2 проектных института, 2 сельскохозяйственных опытных станции, 6 заводских научно-исследовательских и конструкторских подразделений, ботанический сад и зоологический парк в г. Алма-Ате.

Эти научно-исследовательские организации в основном решали вопросы развития сельского хозяйства и здравоохранения. Начавшийся быстрый подъем производительных сил республики потребовал более интенсивных исследований по проблемам и других отраслей народного хозяйства и внедрения их результатов. В связи с этим созданная в 1932 г. казахстанская база Академии наук СССР, имевшая два сектора - зоологический и ботанический, в 1938 г. была преобразована в Казахский филиал Академии наук СССР, в котором перед началом Великой Отечественной войны работали 100 научных сотрудников, в том числе 3 доктора и 14 кандидатов наук.

За годы войны в составе филиала были образованы 13 научно-исследовательских институтов и его работниками проведены подготовительные мероприятия к организации АН КазССР. В этот период в развитии науки казахстанским ученым большую помощь оказали академики В.А. Обручев, С.И. Вавилов, И.П. Бардин, В.Л. Комаров, И.Ф. Григорьев.

31 мая 1946 г. директивными органами республики было принято постановление "Об учреждении Академии наук Казахской ССР". Был утвержден первый состав Академии наук, в который вошли видные деятели науки, техники и культуры Казахстана, академики М.О. Ауэзов, А.Б. Бектуров, И.Г. Галузо, М.И. Горяев, А.К. Жубанов, Н.Г. Кассин, С.К. Кенесбаев, Н.В. Павлов, М.П. Русаков, К.И.Сатпаев, Н.Т.Сауранбаев, Г.А.Тихов, В.Г. Фесенков, С.В. Юшков.

Первым президентом Академии наук Казахстана был избран К.И. Сатпаев, который в этом же году стал действительным членом Академии наук СССР.

В период до 80-х г. развитие экономики в Казахстане имело более высокие темпы, чем в целом по Союзу. Этот процесс сопровождался и интенсивным научно-техническим прогрессом. За эти годы коллективам ученых и специалистам предприятий Казахстана за разработку и внедрение достижений науки и техники были присуждены Ленинские и Государственные премии.

В республике в эти годы создан ряд новых научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, в том числе шесть институтов в составе Академии наук. К началу 80-х г. в Казахстане имелось 140 научных учреждений, в которых работали 21,1 тыс. человек. Основные научные силы были сосредоточены в Академии наук - 31 научное учреждение, из них 24 научно-исследовательских института. Ученые Академии наук вели исследования практически по всем важнейшим направлениям экономики и науки. Крупные научные силы имелись также в 55 высших учебных заведениях Министерства высшего и среднеспециального образования, 13 научных учреждениях Минздрава, 14 научно-исследовательских институтах Восточного отделения ВАСХНИЛ, 3 НПО Минсельхоза республики. Кроме того, прикладные исследования вели 40 филиалов и подразделений союзных НИИ, находившихся в Казахстане.

В 90-е гг. в Казахстане насчитывалось 279 научных учреждений, в том числе филиалы и самостоятельные лаборатории НИИ и вузов союзного подчинения. Численность работников, занятых основной научно-технической деятельностью, составила 50,6 тыс. человек.

С обретением независимости в республике началось формирование новых подходов к развитию науки и управлению НТП в соответствии с задачами становления Казахстана как суверенного государства. Вопросы формирования самостоятельной научно-технической политики и системы управления наукой страны были положены в основу Закона РК "О науке и государственной научно-технической политике Республики Казахстан", принятого в январе 1992 г. В феврале было образовано Министерство науки и новых технологий. После ряда реорганизаций республиканским органом, реализующим государственную научную и научно-техническую политику, стало Министерство образования и науки РК.

В ведении Министерства образования и науки в настоящее время находятся 55 научных организаций. В них работают свыше 5 тыс. человек, из них более 2,3 тыс. научных сотрудников, в том числе 450 докторов наук и около 1000 кандидатов наук.

www.nauka.kz

Практические задания

2.1. Передайте основную мысль текста.

2.2. Составьте хронологическую таблицу, используя содержание текста.

2.3. Выпишите аббревиатуры, расшифруйте их при помощи словаря.

ЗСП №1 (тесты с двумя правильными ответами)

1. Компрессия -

a) основная мысль текста

b) вид переработки текста

c) сжатие текста

d) содержание текста

e) составление текста

2. Жанры вторичного текста

a) автобиография

b) план

c) заявление

d) конспект

e) научная статья

3. Жанры первичного текста

a) план

b) реферат

c) учебник

d) конспект

e) научная статья

4. Автор вторичного текста по отношению к первоисточнику, использует специальные стандартные выражения (клише)

a) в монографии обосновывается принцип

b) подлежит изъятию

c) в работе анализируются различные подходы

d) подписать договор

e) научный подход

5. Наука представляет собой

a) объективное знание

b) развитие общества

c) процесс его получения и использования людьми

d) историю

e) методы

6. Главной причиной возникновения науки является формирование субъектно-объектных отношений между

a) человеком и опытом

b) человеком и природой

c) теорией и практикой

d) человеком и окружающей его средой

e) человеком и человеком

7. В начале XX века были созданы

a) Красноводопадская семеноводческая станция

b) Казахстанская база Академии наук СССР

c) 55 высших учебных заведений

d) Уральская опытная сельскохозяйственная станция

e) Министерство образования и науки РК.

8. В первый состав Академии наук вошли видные деятели науки

a) Д. Кунаев, М.Алиев

b) М. Ауэзов, А. Бектуров,

c) В. Обручев, С. Вавилов

d) М. Русаков, К. Сатпаев

e) А. Байтурсынов, Ы. Алтынсарин

9. К началу 80-х г. в Казахстане имелось

a) 14 лабораторий

b) 140 научных учреждений

c) 13 научных центров

d) 55 высших учебных заведения

e) 279 научных учреждений

10. В основу Закона РК "О науке и государственной научно-технической политике Республики Казахстан", принятого в январе 1992 г. были положены

a) вопросы развития техники

b) вопросы формирования самостоятельной научно-технической политики

c) результаты нучных экспериментов

d) вопросы формирования системы управления наукой страны

e) вопросы развития экономики

СРСП. Прочитайте текст, разделите на смысловые части. По содержанию каждой части составьте диалог.

Наши рекомендации