Образ, слово и условный знак в сообщениях учащимся исторических знаний
Усвоение системы исторических знаний осуществляется в результате разносторонней, активной и творческой деятельности обучаемых. Учебное познание истории идет путем, сокращенным и облегченным по сравнению с познанием научным. Предметно проблемами познания истории занимался И.Я. Лернер. Из огромного материала, собранного, проанализированного и обобщенного исторической наукой, в обучении отбирается минимум для решения образовательно-развивающих и воспитательных задач. В большинстве случаев в обучении истории знания излагаются в адаптированном и систематизированном виде.
В основе учебного познания истории лежат ощущения и восприятия. Знания об исторических событиях, о внешней стороне явлений черпаются из различных источников информации. Получение информации является обязательным и начальным моментом учебного познавательного процесса. Источники исторических знаний очень разнообразны. Важное место в учебном познании истории занимают предметная и изобразительная наглядность, карта, документ. Велика по сравнению с большинством других учебных предметов и роль описания и повествования, как в устной, так и письменной форме.
Усвоение учащимися знаний идет вместе с их осмыслением. От ученика требуется волевое усилие, внимание, запоминание, работа фантазии, создающей в сознании образы описываемых явлений. В процессе изучения истории ученик осуществляет самостоятельный поиск фактов, событий. Для этого он должен знать различные источники исторических знаний и владеть приемами работы с ними.
Сущность исторических фактов: генезис и развитие исторических явлений, соотношение единичного, особенного и общего в общественной жизни, закономерности исторического процесса и другие аналогичные знания, раскрытые исторической наукой, могут быть усвоены в обучении только на основе мыслительной деятельности учащихся, путем осмысления сообщенных учителем, учебником и др. литературой готовых знаний или путем самостоятельного их открытия с помощью и под руководством учителя.
Разные по своему характеру знания в процессе их формирования тесно взаимодействуют друг с другом. Формирование понятий опирается на знание фактов, на живые конкретные образы. В свою очередь прочность усвоения фактических знаний зависит от сформированности у учащихся обобщенных знаний и степени их систематизации. Чем богаче и систематизированнее обобщающие понятия учащегося, тем быстрее и глубже он осмыслит и включит новый материал в имеющуюся у него систему исторических знаний. Понятие есть не только результат, но и форма мышления.
В процессе учебного познания истории мысль учащихся движется от конкретного к обобщенному, а от обобщенного вновь к конкретному, но уже на более высокой основе понятийных знаний. На этой основе усваиваются новые факты, а также переосмысливаются в новых связях и отношениях факты, ранее известные.
В процессе обучения происходит повышение обучаемости школьников истории. Под обучаемостью психология и педагогика понимают способность ученика к усвоению знаний. Обучаемость зависит от общего развития человека, запаса и систематизации его знаний, овладения способами познавательных действий.
Результативность обучения истории зависит от многих факторов, в том числе от руководства учебным процессом, которое заключается в следующем: во-первых, обеспечение познавательной деятельности учащихся источниками исторических знаний. Одним из источников является изложение материала учителем. Подбор источников является условием формирования у школьников способности к самостоятельной познавательной деятельности с различными источниками исторических знаний.
Во-вторых, создание у учащихся психологического настроя на изучение материала, пробуждение интереса и познавательной активности, организация устойчивого внимания. В обучении истории эти задачи решаются разнообразными средствами в зависимости от изучаемого материала и обучаемости школьников. Особенно действенным средством является создание у учащихся осознанной конкретной цели, которой они стремятся достигнуть в результате своей работы.
В-третьих, непосредственное руководство процессом восприятия материала учащимися. Выделение главного, подлежащего обязательному усвоению, путем составления плана изложения, показа на картине, карте и т.п. или постановкой перед учащимися задач, требующих самостоятельного нахождения нужных знаний.
В-четвертых, руководство мышлением учащихся на всех этапах процесса познания истории: при сообщении нового материала, первоначальном закреплении, выполнении домашних заданий, повторении.
Руководство мышлением в обучении истории осуществляется путем непосредственного объяснения фактов, часто с постановкой риторических вопросов, в эвристической беседе, путем постановки проблем для самостоятельного их решения, организации дискуссии и т.д. Важную роль в руководстве мышлением играет зрительная опора, в большинстве случаев символического характера.
В-пятых, организация закрепления знаний и руководство им на уроках и при выполнении домашних заданий. Важнейшим фактором закрепления знаний в памяти является установление многосторонних связей и отношений между отдельными их элементами (фактами, понятиями, деталями).
В-шестых, проверка и корректировка результатов учебной деятельности. Проверке и корректировке подвергаются знания, развитие исторического мышления, овладение способами действий с историческим материалом, способность правильно применять знания на практике.
Основная роль организатора и руководителя учебной деятельностью школьников принадлежит учителю. Только учитель имеет возможность строить процесс обучения истории применительно к обучаемости школьников и к темпам ее развития, проверять и корректировать разностороннюю учебную деятельность, возвратиться к плохо усвоенному, разъяснить непонятное, своевременно объяснить и показать нужный способ деятельности. Важная роль в этом процессе принадлежит личности учителя, его авторитету.
В методике существует понятие «источники исторических знаний» в школьном обучении истории. Это – понятие педагогическое. Оно включает источники, содержащие знания, обработанные и систематизированные наукой, отраженные искусством. Для школьников наряду с учителем и учебными пособиями источниками знаний служат и другие носители исторической информации: музеи, документальные и игровые кинофильмы, памятники, газеты. Учащиеся черпают в них исторические знания как в процессе обучения, так и вне его.
В методической литературе источники исторических знаний группируются обычно по внешнему признаку – по характеру восприятия заключенной в них информации нашими органами чувств. Различают устное изложение, текст, наглядность. Эти группы делятся на более частные. Так, детальную классификацию форм устного изложения разработал А.А. Вагин, а средств наглядности – Д.Н. Никифоров и др.
Группировка источников по характеру знаний предлагается Ф.П. Коровкиным и выглядит следующим образом:
1. Документальные исторические источники, научная обработка которых не вышла за пределы их отбора, адаптаций, комментирования.
2. Источники, содержащие научно обработанные знания с известной их систематизацией, объяснением и оценкой фактов.
3. Источники, воссоздающие прошлое средствами искусства.
Некоторые группы источников исторических знаний в свою очередь делятся по форме, в которой исторические знания в них выражены, – слово, условный знак, зрительный образ.
Источники исторических знаний оформляются в виде учебных пособий; некоторые из них содержат различные по характеру источники. Так, в учебник включены разнообразные виды текстовых и иллюстративных источников. Учитель в изложении материала использует разнообразные источники знаний – от научно обработанных и систематизированных знаний до включения в изложение исторического документа, художественного произведения и т.д. Большое значение для работы с источниками имеет и техническая сторона их оформления: экранизация, настенные и настольные пособия, экспозиции коллекций, изготовление самодельных пособий.
В формировании знаний в процессе обучения истории можно выделить ряд этапов. При всех различиях познавательной деятельности школьников первого и второго концентров в методике обучения истории формирование исторических знаний проходит общие для всех учащихся основные этапы движения от незнания к знанию, от неполного, поверхностного, отрывочного знания к знанию все более полному, глубоко осознанному, систематизированному и действенному.
В процессе обучения взаимодействуют учитель и школьники. Учитель является организатором и руководителем процесса обучения, он определяет цели и содержание, характер и последовательность учебной деятельности учащихся. Однако успешным учебный процесс будет только в том случае, если учебная деятельность школьников активна, если мысль ребенка работает, умения и навыки его совершенствуются.
При всех условиях ученику надлежит усвоить опыт творческой деятельности самостоятельно. Руководство учителя состоит, как подчеркивает И.Я. Лернер, в конструировании соответствующих задач. Рассмотрим три способа усвоения: а) осознанное восприятие и запоминание информации, становящейся знанием; б) неоднократное воспроизведение по показанному образцу способов деятельности, превращающихся в умения и навыки; в) осуществление процедур творческой деятельности при решении проблемных познавательных задач.
Указанные способы соответствуют разным элементам содержания образования и взаимосвязаны между собой так же, как и эти элементы. Данные три уровня усвоения показывают, что второй и третий из них невозможны без первого. Каждый последующий делает знание более понятным, разносторонним и глубоким. Важно отметить, что совершенствование знаний на каждом уровне происходит при одновременном усвоении (в ходе оперирования знаниями) других элементов содержания – способов деятельности на втором уровне и опыта творческой деятельности на третьем уровне.
Не всегда нужно проводить учащихся через все три уровня. В реальном процессе обучения, особенно во втором концентре, когда у учащихся постепенно накапливается фонд знаний и умений, можно начинать усвоение с третьего уровня. Эта возможность обусловлена, во-первых, тем, что близкие знания были раньше усвоены на других уровнях, а во-вторых, структура исторических знаний второго концентра дает возможность использовать знания, полученные в первом концентре. Можно также ограничиться усвоением знаний и в том случае, если уровень умственного развития учащихся довольно высок и они уже сами творчески перерабатывают информацию, полученную любым другим способом.
Характеристика трех уровней усвоения важна для понимания современного процесса обучения. Он предполагает доведение основных знаний и умений учащихся, предусмотренных государственным стандартом и программой, до третьего уровня усвоения. В этом заключается одно из важнейших дидактических условий полноценного обучения.
Соотнося элементы содержания со способами их усвоения, мы касались только первых трех элементов содержания – знаний, умений и опыта творческой деятельности. Для достижения воспитательных целей обучения истории необходимо обратиться и к способу усвоения четвертого элемента содержания – опыта эмоционального отношения к изучаемым объектам.
Знания, способы деятельности по образцу и творческая деятельность предполагают эмоциональный настрой, эмоциональное отношение, которое всегда избирательно. Поэтому необходимы эмоциональное воздействие на учащихся, формирование их эмоций, создание условий оптимального возбуждения эмоций для целей учителя. Переживание обеспечивает эмоциональное восприятие исторического содержания и эмоциональную реакцию на него – положительную или отрицательную.
Таким образом, не должно быть обучения, при котором в конечном счете обучающиеся не достигали бы усвоения содержания на творческом уровне и которое не сопровождалось бы эмоциональным воздействием.
Подчеркнем еще раз, что свою работу учитель истории строит применительно к прогнозируемой деятельности школьника. Исходя из всего сказанного можно выделить четыре основных этапа в формировании знаний. Первый этап – подготовка учащихся к усвоению нового материала. Второй этап – первоначальное изучение новой темы. Третий этап – закрепление и дальнейшее осмысление знаний, полученных на уроке первоначального их усвоения. И четвертый этап – домашняя работа учащихся, проверка и закрепление материала в классе.
Еще раз подчеркнем, что эти этапы требуют деятельности как учителя, так и ученика. Вместе с тем надо учесть, что проверка и актуализация знаний по ранее изученному материалу может проводиться в качестве самостоятельной части урока и в ходе изучения нового материала по связям с ним. В отдельных случаях, например перед уроками семинарского типа, уроками-экскурсиями, киноуроками и др., учебные задачи могут быть поставлены на предшествующих уроках. Создание проблемной ситуации может сочетаться с постановкой и уяснением основной задачи урока.
Разделение изучения темы урока на три этапа – усвоение фактических знаний, их осмысление и закрепление – условно. Однако при всем структурном разнообразии изучения исторического материала необходимо, чтобы оно прошло через три названные ступени познавательной деятельности учащихся.
Закрепление и совершенствование изученного материала осуществляется по следующим линиям: а) знание фактов, хронологии, карты; б) понимание и усвоение сущности изучаемых исторических фактов, взаимосвязи между ними и включение их в общую систему исторических знаний; в) знание источников исторических знаний и способов работы с историческим материалом, овладение умениями применять их на практике; г) способность четко формулировать свои знания и суждения, излагать содержание темы в последовательности и логике учебника и в оригинальной компоновке; д) способность выразить личное отношение, дать и обосновать оценку изучаемых фактов.
Учет результатов обучения осуществляется в устной, письменной и графической форме, или выделяется как самостоятельный этап познания (звено урока), или производится в ходе изучения нового материала по связями с ним.
Важное место в обучении истории принадлежит образу, слову и условному знаку в сообщении учащимся исторических знаний.
Формирование исторических знаний осуществляется в результате синтеза получаемой извне информации и актуализации имеющихся знаний. Это необходимо учитывать при определении роли и соотношении слова, зрительного образа и условного знака как средств передачи информации об исторических фактах в обучении истории.
В познании учащимися исторических фактов и исторического процесса в целом роль образной (и предметной) наглядности как средства передачи информации огромна. Значение наглядности в обучении хорошо известно. Объективно существующий мир, природа и человеческое общество отражаются в образах во всем своем конкретном многообразии предметов, людей, событий, явлений, красок, форм. В связи с этим познавательная деятельность становится живой, эмоционально захватывающей и, вследствие этого, эффективной. Образное сближает учащегося с реальной действительностью, позволяет все время ее чувствовать.
Образная наглядность является исходным материалом для формирования и прочного закрепления в памяти знаний о явлениях материальной жизни общества: орудиях труда, жилище, одежде, оружии, производственных процессах. Использование ее является необходимым условием предупреждения «модернизации истории», то есть перенесения в прошлое представлений, почерпнутых в современной жизни. Образная наглядность служит основным и незаменимым средством формирования знаний о памятниках архитектуры и изобразительного искусства, важным пособием для формирования представлений об исторических деятелях и типических представителях общественных слоев различных эпох.
Зрительные образы приближают учащихся к положению свидетелей исторической действительности. Это повышает эмоциональность отношения к истории, усиливает чувство сопереживания с действовавшими в ней людьми. Устойчивость зрительных представлений в памяти учащихся и особенно изобразительные пособия перед их глазами, создают благоприятные условия для анализа, сопоставления, синтеза их содержания.
В обучении истории целесообразно привлекать только те образные пособия, которые эффективно служат решению основных образовательно-воспитательных задач. Перегрузка преподавания образной наглядностью может иметь больше отрицательных, чем положительных последствий. Наглядный образ содержит не только существенные черты исторических фактов, но и признаки второстепенные, случайные.
Недопустимо, чтобы сущность фактов заслонялась в сознании учащихся какими-то бросающимися в глаза деталями.
Привлечение наглядного пособия целесообразно:
а) при изучении новых для учащихся материальных объектов (орудий труда, произведений искусства);
б) при отсутствии или недостатке в памяти учащихся образов, необходимых для создания целостного представления об излагаемых фактах;
в) при характеристике выдающихся исторических деятелей (потрет) или типических представителей общественных слоев населения;
г) при необходимости поднять, выделить исторический факт, повысить его эмоционально-воспитательное воздействие, особо прочно закрепить его в памяти учащихся (роль играют фотографии, картины, портреты);
д) в целях создания условий для анализа изучаемых общественных явлений, их сравнения, прослеживания их развития (для сопоставления ремесленной мастерской и мануфактуры).
Роль образной наглядности в формировании исторических знаний особенно велика в первом концентре. Здесь изучаются эпохи, в которых материальная и духовная жизнь общества резко отличаются от современной. У школьников этих классов еще беден запас представлений и понятий о природе и обществе, а имеющимся представлениям недостает четкости и содержательности. Учащиеся средних классов очень живо, с большим интересом относятся к наглядности и переносят это отношение на связанное с ней устное изложение материала.
Речь в обучении истории играет особую роль. Слово-сигнал может явиться гораздо более емким носителем содержания, чем образная наглядность.
Устная и письменная речь – не только способ передачи информации, но и средство мышления. Познание сущности фактов, связей и отношений между ними, осознание их как закономерного процесса возможны только на основе речи. Она позволяет актуализировать, систематизировать, обобщать сохраняемые в памяти знания, применять их для объяснения сущности исторических явлений.
В методике нередко употребляют выражение «живописующий рассказ». Действительно, можно писать исторические картины словами, но при условии, что за этими словами в сознании слушателя или читателя стоят конкретные образы-представления. В услышанные или прочитанные слова ученик вкладывает то содержание и тот смысл, которые с этими словами в его сознании связаны. Следуя за рассказом учителя, школьник из имеющихся у него частных представлений может создать своим воображением целостные исторические картины. Если же у школьника за услышанным или прочитанным словом нет конкретного содержания, он нередко теряется и перестает усваивать материал или вкладывает в слово совсем иной смысл или образ. Органическое сочетание слова и зрительного образа при непременной опоре на второй и при организующей, определяющей роли первого является необходимым условием сознательного и прочного усвоения исторического материала.
Вместе с тем никакие учебники не могут заменить живое слово учителя. Оно организует, направляет получение знаний учащимися, определяет темп, чувства, отношение к тому или иному событию. Слово сиюминутно. Его нельзя вернуть, и в этом главный его недостаток. Печатное слово дает возможность перечитать прочитанное.
Наряду с речью и образами средством передачи информации в обучении истории служат условные знаки. Условные знаки – носители обобщенных и выраженных в слове знаний о природе и обществе. Особенно широкое применение они находят в картографических пособиях. Условными знаками являются также линии, прямоугольники и другие фигуры в педагогических рисунках, диаграммах, схемах.
Условные знаки могут очень доходчиво и экономно по времени передать учащимся содержательную информацию об исторических фактах, их взаимоотношениях и связях между ними, так как информация, передаваемая условными знаками, освобождена от всех частных подробностей.