Артикуляционный аспект
Звуки речи являются не только физическим явлением, но и физиологическим в том, что они – результат работы речевого аппарата человека. Природа не наделила человека специальным органом для образования звуков. Для этой роли приспособились органы, исполняющие свои жизненно важные физиологические функции – дыхания и приема пищи. Быть органами речи – их дополнительная функция, социальная нагрузка, что выработалось в процессе возникновения и развития языка.
При прохождении воздушной струи через речевой аппарат человека звук из чисто акустического явления превращается в артикуляторное: органы речи моделируют звук, здесь он получает свою; форму. Звук речи – это минимальная единица речевой цепи, возникающая в результате артикуляции человека и характеризующаяся определенными акустическими свойствами.
В речевом аппарате человека принято выделять следующие части: 1) дыхательный аппарат (легкие, бронхи, трахея), который создает необходимое для образования звуковых колебаний давление воздушной струи; 2) гортань, где происходят колебания голосовых связок и образуется тон звука; 3) надгортанные полости – полости глотки, рта и носа, где под влиянием колебаний голосовых связок происходят колебания воздушной массы и создаются дополнительные тоны и обертоны, наслаивающиеся на основной тон, возникший в гортани. Полости рта и носа являются, таким образом, резонаторами, усиливающими дополнительные тоны звука (полость носа является неизменяемым по объему и форме резонатором, придающим звучанию носовой тембр, как например, при произнесении русских звуков м и н или французских носовых гласных); 4) органы произношения, т.е. голосовые связки, язык, губы, мягкое небо, язычок, нижняя челюсть (активные органы), зубы, альвеолы, твердое небо и верхняя челюсть (пассивные органы), которые качественно «отделывают» звук, моделируют его. Деление органов произношения на активные и пассивные связано с их работой при произнесении звука: если первые из них подвижны, то вторые не совершают самостоятельных движений, хотя и необходимы для образования звука; 5) головной мозг и нервная система человека, управляющие всей работой речевого аппарата: благодаря нервным импульсам, идущим из мозга, обеспечивается автоматизм артикуляционных движений.
Путь, по которому проходит выдыхаемая струя воздуха (при вдыхании звуки, как правило, не образуются), такой: легкие – бронхи – трахея – гортань – полость глотки – полость рота или полость носа – окружающая среда.
Образование звуков определенного вида обуславливается работой определенных органов речевого аппарата.
Голосовые связки при обычном дыхании ненапряженные, и воздух свободно проходит y голосовое отверстие. В таком положении находятся голосовые связки и при образовании глухих согласных [ш], [с], [п], [т], [ф] и др. Если же голосовые связки сближены и напряжены, то при выходе из легких воздуха они колеблются. Результатом является голос, участвующий в образовании гласных звуков, сонорных и звонких согласных, которые окончательно оформляются в определенный звук в полости рта или носа.
Язык – очень активный орган речи. Различают корень, спинку и кончик языка. Спинка (поверхность тела языка) делится на переднюю, среднюю и заднюю части. Язык участвует в произнесении гласных и согласных звуков. От артикуляции языка зависит ряд и подъем гласных. Согласные, при образовании которых участвует язык, именуются язычными,например, бел. [д], [т], [н], [дж], [ч] и др.
Губы также участвуют в образовании как гласных, так и согласных звуков. Гласные, образованные посредством губ, именуются лабиализованными (от лат. labialis ‘губной’), например, бел. [о], [в], в согласные — губными, или лабиальными, например, бел. [б], [б’], [п], [п’], [в] и др.
Мягкое небо, разрешающаяся язычком, принимает активное участие во образовании неносовых и носовых звуков. При вздернутом мягком небе перекрывается доступ воздуха в полость носа; оно следует в полость рта, где и образовываются чистые, неносовые звуки. При опущенном мягком небе струя воздуха, обратно, проходит y полость носа; там и образовываются носовые звуки (например, бел. [м], [м’], [н], [н’], польск. [ę].
Каждый звук (гласный и согласный) окончательно оформляется в надгортанных полостях (глотки, рта, носа). Образование звука — результат комбинированной деятельности нескольких маўленчых органов. Так, при образовании звука [д] участвуют: голосовые связки (чтобы придать ему звонкость), мягкое небо (чтобы направить струя воздуха в полость рта) и язык (чтобы создать препятствие сему струе). Образом, звук — мельчайшая, далее неделимая фонетическая единица, что образовывается органами речи человека и служит материальной основой для образования слов.
Функциональный аспект
Последний, третий аспект исследования звуковой материи языка, который можно назвать функциональным, выделился в современном языковедении в особую область – фонологию. Некоторые ученые рассматривают фонологию как отдельную от фонетики дисциплину, оставляя на долю фонетики только первых два аспекта исследования. В действительности, однако, все три стороны в исследовании звуковых единиц и звуковых явлений языка теснейшим образом между собой связаны, и потому более правильно рассматривать фонетику как единую науку, а фонологию – как ее неотделимую часть и организующее ядро (см. раздел Фонология).
Акустический аспект
Как акустическое явление звуки представляют собой волны, распространяемые в воздухе при колебании наших голосовых связок. Аналогичные волны образуются на поверхности воды от
соответствующего механического воздействия на нее: эти волны воспринимаются нашим зрением. Воздух же мы не видим, но его волны мы воспринимаем слухом или с помощью технических средств. Так называемый чистый звук, или тон, получается от равномерного колебания воздуха при воздействии на него, например, камертона. При записи звук камертона имеет вид синусоидальной волны. Более сложные звуки, или шумы, образуются при механическом колебании предметов (деревьев, травы, кустов или наших связок при речи), что приводит к образованию неравномерных волн. Гласные звуки человеческого голоса являются тонами, а согласные – шумами. Голос человека состоит из акустических явлений двух видов – сегментных и просодических (суперсегментных). Сегментами служат сами звуки, их набор, то, что образует отдельные части речи. Просодические явления самостоятельно не существуют, они надстраиваются над сегментами, входят в их состав, выступают в речи в виде надсегментных характеристик звуков – ударения, интонации, мелодики, тона и т. п.
Самыми существенными акустическими параметрами звуковой волны служат высота, сила, тембр и долгота.
1) высота зависит от частоты колебаний, т.е. от количества колебаний в единицу времени. Полное колебание происходит при отклонении физического тела в одну сторону, затем в противоположную и возврате в исходное положение. Чем выше частота колебаний, то есть чем больше колебаний приходится на единицу времени, тем выше звук. И наоборот, чем меньше колебаний приходится на единицу времени, тем ниже звук. Человеческое ухо различает высоту звуков в пределах от 16 до 20 000 герц, где 1 Гц равен одному полному колебанию в секунду. Звуки, высота которых составляет менее 16 Гц, именуются инфразвуками. Колебания с такой частотой имеют, например, волны колебания земной
кары при землетрясении. Подобные волны воспринимаются слухом некоторых животных. Очевидцы свидетельствуют, что перед самым землетрясением в Узбекистане в 1968 г. звери из ташкентского зоопарка подняли необыкновенный вой, визжание, шум, шум, потому что чувствовали наступающее несчастье вследствие колебаний земной кары. Звуки, высота которых более 20000 Гц, именуются ультразвуками. Такие звуки воспринимаются, например, летучими мышами, могущими летать в темноте и не наталкиваться на препятствия благодаря тому, что ориентируются в пространства с помощью ультразвуков, они отражаются от препятствий и воспринимаются слухом летучих мышей. Человеческое ухо инфразвуки и ультразвуки не воспринимает. Голосовые связки могут производить колебания в пределах от 40 до 1700 Гц. Фактически же диапазон человеческого голоса (основной тон) находится в пределах от 80 (самый низкий тон баса) до 1300 Гц (самый высокий тон сопрано). Данное свойство голоса зависит от строения речевого аппарата, в частности от длины, толщины и напряженности голосовых связок. Обычно у мужчин, пожилых людей, голос ниже, а у женщин и детей – выше. У детей и женщин голосовые связки более короткие, тонкие и более натянутые. В речи средний диапазон мужского голоса по разным данным равен 85-200 Гц или 100-250 Гц, женского - 160-340 Гц или 200-400 Гц.
2) сила зависит от амплитуды (размаха) колебаний: чем больше амплитуда, тем сильнее звук. Амплитуда колебаний представляет собой величину отклонения звуковой волны от исходного положения, то есть расстояние от нулевого значения до высшей точки подъема звуковой волны. Сила звука измеряется в децибелах (дБ). Звуки человеческого голоса находятся в пределах от 20 дБ (шепот) до 80 дБ (крик). Человеческое ухо способно воспринимать силу звука приблизительно до 130 дБ.
От более сильных звуков человек глохнет. С точки зрения восприятия слухом сила звука называется громкостью. Громкость зависит не только от силы звука, но и от его высоты: звуки одинаковой силы, но разной высоты воспринимаются как звуки различной громкости. Из сочетания высоты и силы получается громкость звука. Одной громкости будет звук, сила которого составляет 40 дБ, в высота 1000 Гц, и звук силой 80 дБ и высотой 200 Гц, или в виде формулы: 40 дБ + 1000 Гц=80 дБ+200 Гц.
3) тембр является индивидуальной акустической характеристикой голоса, своеобразной его окраской. Тембр образуется из тонов и обертонов (от нем. ober ‘верхний’). Тоны создаются от колебаний голосовых связок и составляют сердцевину звука, а обертоны – это наращивание дополнительных тонов на основной тон. Дополнительные тоны представляют собой эхо звуков основного тона, которое получается от столкновения его с различными препятствиями (небо, язык, зубья и др.) на пути от голосовых связок до губ. Поскольку строение органов речи у каждого человека имеет свои те или иные особенности (различные по величине резонаторные полости, неодинаковой длины и толщины язык, губы, несовпадающие по плотности и размеру зубы и др.), то обертоны не совпадают по своим характеристикам, в результате чего и получается неодинаковая по структуре звуковая волна, или, в данном случае, тембр голоса каждого из нас.. Обертоны имеют большую частоту, чем основной тон, и придают звукам ту качественную характеристику, которую называют тембром. Тембр отличает один звук от другого, произношение одного и того же звука одним лицом от произношения других.
Те тоны звука, которые получают наибольшее усиление под влиянием резонаторов, называются формантами звука. У гласных звуков может быть до семи формант, но исключительное значение имеют первая и вторая, которые и позволяют определять конкретный гласный на слух. Формантная характеристика согласных звуков, как правило, более сложная. В экспериментальной фонетике с помощью приборов получены точные данные о тоновом и формантном составе различных звуков разных языков. Ниже приводятся данные о частотах первых двух формант для некоторых гласных русского и английского языков:
русский английский звуки частоты формант звуки частоты формант
[а] 620 и 1070 [а] 700 и 1100
[и] 230 и 2220 [i] 400 и 2100
[у] 240 и 615 [u] 450 и 1000
[о] 510 и 850 [о] 550 и 900
[э] 420 и 1950 [е] 500 и 1800
В речи различных людей эти величины могут слегка варьироваться; это зависит от высоты основного тона, обусловленного особенностями строения речевого аппарата. Но соотношения их остаются постоянными. Все эти данные фиксируются точными физическими устройствами, в частности спектрографом, переводящим воздушные колебания в электромагнитные, и выражаются в виде спектрограммы – особого рисунка с зачерненной частью спектра. Спектрограмма дает графический “портрет” звука, свидетельствует, как именно соединяются в нем колебания различной силы и частоты.
4) долгота (или длительность) связана с общим временем звучания звука. Для языка важна соотносительная длительность звуков. Например, в русском и белорусском языках ударные гласные длительнее безударных, хотя в ряде языков (немецком, французском, английском и др.) под ударением бывают и долгие, и краткие гласные. Длительность звуков речи невелика – приблизительно от 20 до 220 миллисекунд. С акустической точки зрения звуки речи представляют особый класс звуков. В качестве их источников выступают голос и различные по своему характеру шумы: при произнесении гласных используется только голос, при произнесении глухих взрывных согласных (например, п, ш) – только шум, при произнесении звонких щелевых согласных (например, з, ж) – голос и шум. В русском языке наиболее звучными по степени звучности являются гласные,; (среди которых самый звучный а, менее звучными являются е и о, а наименее звучными – и, у, ы), за ними следуют сонанты (среди) которых наиболее звучными являются л и р), затем – звонкие щелевые согласные (з, ж, в), далее звонкие взрывные (б, д, г), после них – глухие щелевые (ф, с, ш, х) и, наконец, - глухие взрывные (п, т).
Применение физической аппаратуры позволило фонетистам выделить признаки, пригодные для описания звукового строя любого языка. Каждый звук при таком подходе может быть охарактеризован через набор акустических параметров типа “вокальный – невокальный”, “высокий – низкий”, “диффузный – компактный”, “прерванный – непрерванный” и т.д. Соответственно классификацию звуков одного языка можно сравнивать с фонетической системой других языков.
15) Анатомия речевого аппарата и физиология органов речи.
В широком смысле в понятие речевого аппаратавключают центральную нервную систему, органы слуха (и зрения - для письменной речи), необходимые для восприятия звуков, и органы речи, необходимые для производства звуков. Центральная нервная система является причиной возникновения звуков речи. Она также участвует в восприятии звуков речи извне и осознании их.
Органы речи,или речевой аппарат в узком смысле, состоят из дыхательных органов, гортани, надгортанных органов и полостей. Органы речи часто сравнивают с духовым инструментом: легкие - мехи, дыхательное горло - труба, а ротовая полость -клапаны. Фактически же органами речи управляет центральная нервная система, которая посылает команды в различные участки органов речи. В соответствии с этими командами органы речи производят движения и меняют свои положения.
Дыхательные органы- это легкие, бронхи и дыхательное горло (трахея). Легкие и бронхи являются источником и проводником воздушной струи, нагнетая выдыхаемый воздух напряжением мускулов диафрагмы (грудобрюшной преграды).
Гортань,илиларинкс(от греч. larynx - гортань) - это верхняя расширенная часть трахеи. В гортани расположен голосовой аппарат, состоящий из хрящей и мускулов. Остов гортани образуют два больших хряща: перстневидный (в виде перстня, печатка которого обращена назад) и щитовидный (в виде двух соединенных щитов, выступающих углом вперед; выступ щитовидного хряща называют адамовым яблоком, или кадыком). Перстневидный хрящ неподвижно соединен с трахеей и является как бы основанием гортани. На верхней части перстневидного хряща находятся два небольших черпаловидных, или пирамидальных, хряща, которые имеют вид треугольников и могут раздвигаться и сдвигаться к центру, поворачиваться внутрь или наружу.
Поперек гортани наклонно от верха передней части к низу задней части натянуты в виде занавеса, сходящегося двумя половинами к середине, две упругие мускулистые складки - голосовые связки. Верхние края голосовых связок прикреплены к внутренним стенкам щитовидного хряща, нижние - к черпаловидным хрящам. Голосовые связки очень эластичны и могут укорачиваться и растягиваться, быть расслабленными и напряженными. С помощью черпаловидных хрящей они могут сходиться или расходиться под углом, образуя голосовую щель различной формы. Воздух, нагнетаемый дыхательными органами, проходит сквозь голосовую щель и заставляет дрожать голосовые связки. Под влиянием их колебания возникают звуки определенной частоты. Тем самым начинается процесс создания звуков речи.
Следует заметить, что, согласно нейромоторной теории голосообразования, голосовые связки активно сокращаются не под влиянием механического прорыва выдыхаемого воздуха, а под влиянием серии нервных импульсов. Причем частота колебаний голосовых связок при образовании звуков речи соответствует частоте нервных импульсов.
В любом случае, процесс создания звуков в гортани только начинается. Заканчивается он "на верхнем этаже" речевого аппарата - в надгортанных полостях с участием органов произношения. Здесь образуются резонаторные тоны и обертоны, а также шумы от трения воздуха о сближенные органы или от взрыва сомкнутых органов.
Верхний этаж речевого аппарата - надставная труба - начинается полостью глотки, или фаринксом (от греч. phárynx -зев). Фаринкс может сужаться в своей нижней или средней области путем сокращения круговых мышц глотки или смещения назад корневой части языка. Таким способом образуются фарингальные звуки в семитских, кавказских и некоторых других языках. Далее надставная труба разделяется на две выходные трубы — ротовую полость и носовую полость. Их разделяет нёбо (лат. palatum), передняя часть которого твердая (твердое нёбо), а задняя - мягкая (мягкое нёбо, или нёбная занавеска), заканчивающаяся маленьким язычком, или увулой (от лат. uvula - язычок). Твердое нёбо подразделяют на переднее и среднее.
В зависимости от того, какое положение занимает нёбная занавеска, воздушный поток, выходя из гортани, может попадать в полость рта или в полость носа. Когда нёбная занавеска приподнята и плотно прилегает к задней стенке глотки, то воздух не может попасть в полость носа и должен идти через рот. Тогда формируются ротовые звуки. Если же мягкое нёбо опущено, то проход в полость носа оказывается открытым. Звуки приобретают носовую окраску и получаются носовые звуки.
Полость рта является основной "лабораторией", в которой образуются звуки речи, так как в ней имеются подвижные речевые органы, которые под воздействием нервных импульсов, идущих из коры головного мозга, производят различные движения.
Полость рта может менять свою форму и объем благодаря наличию подвижных произносительных органов: губ, языка, мягкого нёба, язычка, а в некоторых случаях и надгортанника. Полость носа, напротив, выступает неизменяемым по объему и форме резонаторомм. Язык играет наиболее активную роль при артикуляции большинства звуков речи.
Разминают кончик языка, спинку (часть, обращенную к нёбу) и корень языка; спинка языка подразделяется на три части -переднюю, среднюю и заднюю. Анатомических границ, конечно, между ними нет. В ротовой полости находятся также зубы, являющиеся ее твердой границей неподвижной формы, и альвеолы (от лат. alveolus - желобок, выемка) - бугорки у корней верхних зубов, играющие важную роль в образовании звуков речи. Рот прикрывают губы - верхняя и нижняя, представляющие мягкую границу подвижной формы.
По роли в произнесении звуков органы речи подразделяются на активные и пассивные. Активные органы подвижны, они совершают те или иные движения, необходимые для создания преград и форм прохождения воздуха. Пассивные органы речи не производят самостоятельной работы при образовании звуков и являются 1 тем местом, где активный орган создает смычку или щель для ] прохождения воздушной струи. К активным органам речи относятся голосовые связки, язык, губы, мягкое нёбо, язычок, задняя часть глотки, а также нижняя челюсть. Пассивными органами являются зубы, альвеолы, твердое нёбо, а также верхняя челюсть. В произнесении некоторых звуков активные органы могут не г принимать непосредственного участия, переходя тем самым на положение пассивных органов речи.
Язык - наиболее активный орган речевого аппарата человека. Части языка обладают разной подвижностью. Наибольшей подвижностью обладает кончик языка, который может прижиматься к урубам и альвеолам, загибаться вверх к твердому нёбу, образовывать сужения в различных местах, дрожать у твердого нёба и т.д.. Спинка языка может смыкаться с твердым и мягким нёбом или подниматься к ним, образуя сужения.
Из губ большей подвижностью обладает нижняя губа. Она может смыкаться с верхней губой или образовывать с ней губное сужение. Выпячиваясь вперед и округляясь, губы меняют форму резонаторной полости, что создает так называемые огубленные звуки.
Маленький язычок, или увула, может прерывисто дрожать, смыкаясь с задней частью языка.
В арабском языке в образовании некоторых согласных участвует надгортанник, или эпиглоттис (отсюда надгортанниковые, или эпиглоттальные, звуки), который физиологически прикрывает гортань в момент прохода пищи в пищевод.