Первобытное общество на территории Беларуси
Введение в дисциплину «История Беларуси».
1. История как наука, ее предмет и задачи. Древние цивилизации. Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории.
2. Первобытнообщинный строй на территории Беларуси.
№ 1. История как наука, ее предмет и задачи. Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории. Типы цивилизаций.
Слово "история" (с греч. яз. – historia) означает "рассказ о прошедшем". Предметом дисциплины «История Беларуси» являются общие закономерности и особенности политического, экономического, культурного и духовного развития белорусского народа с древнейших времен до наших дней.
История Беларуси как самостоятельное направление современного обществознания решает актуальную задачу – дать такой объем информации по отечественной истории, усвоение которой позволило бы не только хорошо ориентироваться во всех исторических периодах, но и уметь анализировать и объяснять эти события, формировать на этой основе способности к самореализации в условиях современной социокультурной ситуации.
Важнейшие функции истории:
· познавательная (накопление знаний и обобщение социального опыта),
· практическая (изучение влияния событий прошлого на современность),
· воспитательная (осуществляет всестороннее воспитание людей, в первую очередь, любовь к своей земле, народу, Отчизне).
Исторические источники–все то, что осталось из прошлого и содержит информацию о нем.
Исторические источники можно разделить на группы:
1. Устные (фольклор: пословицы, поговорки, легенды, песни, загадки).
2. Письменные (летописи, хронографы, хроники, мемуары, дневники).
3. Вещественные: археологические и этнографические.
4. Художественно-изобразительныеи художественно-графические (памятники архитектуры, скульптуры, графики, живописи, декоративно-прикладного искусства).
Периодизация истории Беларуси:
1. Древнее общество(100-40 тыс. лет до н.э. – V в. н.э.):
· каменный век (100-40 тыс. лет до н.э. – III тыс. до н.э.):
- палеолит (100-40 тыс. лет до н.э. – 10 тыс. лет до н.э.),
- мезолит (IX – V тыс. лет до н.э.),
- неолит (IV – III тыс. до н. э.);
· бронзовый век (II тыс. до н.э. – начало I тыс. до н.э.);
- железный век (начало I тыс. до н.э. – V в. н.э.).
2. Средневековье (конец V – XV вв.):
· раннее (V – IX вв.);
· высокое (X – XIII вв.);
· позднее (XIV – XV вв.).
3. Новое время(XVI – начало XX вв.):
· оформление феодальной системы и вызревание ее кризиса (XVI – конец XVIII вв.);
· генезис и утверждение капитализма, кризис буржуазного общества (конец XVIII в. – 1917 г.).
4. Новейшее время (1918 г. – до наших дней).
В исторической науке существуют различные подходы объяснения истории человеческого общества, наиболее известными из которых являются формационный и цивилизационный.
Известный немецкий мыслитель и общественный деятель К. Маркс (1818 - 1883 гг.) объяснял прогресс человечества в виде закономерной смены пяти основных общественно-экономических формаций: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической. Переход к новой формации осуществляется в результате социальных революций. Формационный подход имеет как положительные, так и отрицательные стороны.
Формационный подход со временем уступил место более научно обоснованному – цивилизационному, который стал складываться еще ранее, в XVIII в., но окончательно оформился в XIX – начале XX вв. Его основателями можно считать французских философов-просветителей Ж.-Ж. Руссо, Ф. Вольтера, Д. Дидро. Цивилизационный подход основывается на изучении истории как совокупности многочисленных, самобытных цивилизаций.
Цивилизация– устойчивая культурно-историческая общность людей, которая достигла определенного уровня развития, со свойственными ей духовными ценностями, близкими условиями материального производства, единством социально-политического развития, общими этническими чертами и географическими границами. Важнейшие признакицивилизаций: имущественная и социальная дифференциация, наличие политической системы (государства), письменности, науки, искусства.
История древних цивилизаций охватывает период с сер. IV тыс. до н.э. до конца V ст. н.э. Первые цивилизации возникли на территории Древнего Востока: Древняя Месопотамия (Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия), Древний Египет, Древний Китай, Древняя Индия, Малая Азия, Сирия, Финикия, Палестина, Иран; а также вЕвропе: Древняя Греция и Древний Рим.
Древние цивилизации прошли в своем развитии 3 основных этапа:
I этап – складывание классового общества и государства (конец V – IV тыс. до н.э.);
II этап – расцвет древних обществ, наивысшее развитие рабовладельческих отношений (III-II тыс. до н.э. – конец I тыс. до н.э.);
III этап – упадок древних обществ, переход к феодализму (I – V вв. н.э.).
Начало истории цивилизаций связано с «неолитической революцией», в результате которой произошел переход от присваивающего к производящему хозяйству. В наше время выделяется комбинированный подход к пониманию цивилизации, предложенный английским историком А. Тойнби (1889 - 1975 гг.), который насчитывал в мире 13 самостоятельных цивилизаций, проходивших одни и те же фазы. В историческом процессе А. Тойнби выделял несколько цивилизационных стадий:
· аграрно-традиционная (рабовладельческое и феодальное общество), для которой характерны признание господства государства над обществом, всесилие аппарата государственной власти, развитие земледелия и ремесла в условиях господства натурального хозяйства;
· индустриальная (капитализм), которая характеризуется зарождением и развитием капиталистических отношений, началом промышленного переворота и внедрением в производство достижений науки и техники;
· постиндустриальная, которая возникла во второй половине XX в. под влиянием научно-технической революции и сможет использовать информационные технологии и другие технологические продукты «века компьютеров».
Таким образом, цивилизационный подход к изучению белорусской истории поможет показать ее как неразрывную часть единой всеобщей истории во взаимодействии и взаимосвязи с историями других народов.
№ 2. Первобытнообщинный строй на территории Беларуси.
История человечества начинается с глубокой древности и связана с появлением и деятельностью человека. Существуют различные теории происхождения человека:религиозная, эволюционная, космологическаяи др.
Многие религии мира, в том числе христианство, показывают происхождение человека как акт Божьего творения. Встречаются очень схожие мифы народов, которые жили на далекой протяженности друг от друга. К примеру, возникновение Света из хаоса, создание человека Богом или Богами из глины встречаются в мифах Месопотамии, Ирана, Египта, Китая.
Английский ученый Ч. Дарвин (1809 – 1882 гг.) связывал происхождение человека от вымершего вида человекоподобной обезьяны. В дальнейшем эволюционную теорию развил немецкий ученый Ф. Энгельс (1820 – 1895) о главной роли труда в процессе развития человека. Важнейшие знания по истории первобытного человека внесла археологическая наука, исследования которой являются на сегодняшний день очень важными.
Первобытнообщинный строй – это период от появления первых людей и до возникновения классового общества. Характерные черты первобытнообщинного строя: постепенная биологическая эволюция человека, коллективная собственность на средства производства, равное распределение средств существования. Выделяют три основных этапа первобытнообщинного строя: первобытное человеческое стадо, формирование и расцвет родового общества (материнский род) и его разложение на отличающиеся друг от друга социальные группы.
В зависимости от материалов, которые шли на изготовление орудий труда, выделяют каменный (палеолит, мезолит, неолит), бронзовый и железный века.
Каменный век на территории Беларуси длился с момента появления здесь первых людей 40 тыс. лет назад и закончился приблизительно 3 тыс. лет до н.э. В конце среднего палеолита возникло родовое общество и завершилось формирование человека современного физического типа – кроманьонца (останки такого типа человека нашли в пещере Кро-Маньон во Франции). Заселение Беларуси началось с ее южных районов. Самые древние стоянки человека на территории Беларуси найдены около дд. ЮровичиКалинковичского района и Бердыж Чечерского – Гомельской области (26-24 тыс. лет назад). На рубеже среднего и позднего палеолита появились начальные формы племен, состоявших из нескольких родов. Племена управлялись коллективно, старейшинами родов, из которых избирались вожди. Матриархат –сложившиеся отношения, в результате которых родство первоначально велось по материнской линии, так как женщина в этот период играла главную роль в жизни общества.
После таяния последнего ледника (XIII − XI тыс. лет до н.э.) произошло потепление. Территория Беларуси постепенно покрылась реками и озерами, лесами, была заселена более мелкими лесными зверями. В эпоху мезолита (IX – V тыс. лет до н.э), с юга, главным образом по бассейнам рек, происходило дальнейшее заселение территории Беларуси. Открыто более 100 стоянок этого времени в Поднепровье, Понеманье, в бассейне Припяти и менее всего в Подвинье. Характерные черты мезолита: индивидуальная охота, изобретение лука и деревянных стрел с каменными наконечниками, использование просверленных и шлифованных каменных топоров, зернотерок, деревянных челнов (лодок). Для этого периода характерен переход к оседлой жизни. Основные занятия людей в палеолите и мезолите: собирательство, загонная охота, рыболовство, бортничество. Человек брал от природы всё в готовом виде, поэтому такой вид хозяйства называется присваивающим. Примерно с V тыс. до н.э. зарождаются гончарство и ткачество.
Период неолита (IV – III тыс. до н.э) оставил свыше 600 стоянок, обнаруженных в бассейнах рек Припять, Сож, Неман. Небольшие поселения состояли из наземных и полуземляночных жилищ, которые располагались вдоль рек, в поймах. Люди начали приручать диких животных, а затем перешли к их разведению. Таким образом происходит переход от охоты к животноводству. Собирательство женщинами семян диких растений постепенно привело к земледелию – обработке земли с целью выращивания растений. Сначала земледелие было мотыжным, затем – подсечно-огневым, или лесным. Переход от присвоения человеком даров природы к производству продуктов в исторической науке называется “неолитической революцией”. Переход от охоты и собирательства к животноводству и земледелию означал переход от присваивающего к производящемухозяйству. В период неолита совершенствовались каменные орудия труда: появились шлифовка, сверление. Основным материалом для изготовления орудий труда оставался кремень.
В период бронзового века (II тыс. до н.э. – начало I тыс. до н.э.) появляются изделия из меди и бронзы, которые привозились из Закавказья и Прикарпатья посредством обмена. Животноводство и подсечно-огневое земледелие в бронзовом веке стали основными занятиями мужчины. Патриархат – сложившиеся отношения, при которых родство определялось по мужской линии, так как мужчина занимал господствующее положение в обществе. Основной хозяйственной ячейкой становится патриархальная семья (община), состоявшая из нескольких поколений ближайших родственников по отцу с их женами и детьми. В этот период выделялись роды и племена, которые больше, чем другие, выращивали скота, получали зерна, владели материальными ценностями. Таким образом, появляется имущественное неравенство.
В железном веке (нач. I тыс. до н.э. – V в. н.э.) происходят значительные изменения в хозяйственной деятельности, этническом составе населения, общественных отношениях и мировоззрении людей. В VII – VI вв. до н.э. предки научились получать железо из болотных руд. Об этом свидетельствуют находки железных орудий, криц и домниц, хотя в этот период люди пользовались бронзовыми и даже каменными орудиями труда. Основные занятиянаселения железного века – земледелие (подсечно-огневое) и животноводство, дополнялись охотой, рыбной ловлей, собирательством, гончарством, прядением, ткачеством. Появляются укрепленные поселения – городища, что свидетельствует о разложении первобытных отношений, столкновениях между родами и племенами.
Невозможность объяснить природные явления (молнию, гром и др.) породила веру людей в существование сверхъестественных сил, духов и т.д. Наиболее характерные формы религиозных верований: тотемизм, анимизм, фетишизм, магия. Развивался культ предков. С появлением земледелия и животноводства зародились новые верования людей: они начали обожествлять солнце, небо, землю, гром, дождь. Отношение древних людей к окружающему миру выразилось и в первобытном искусстве. Его первыми памятниками стали статуэтки (женщин, мужчин, лося, утки), орнамент (узор) на глиняной посуде, рисунки на кости, женские украшения (подвески, бусы, лунницы, застежки), музыкальные инструменты (бубен, дудка).