Проработка психотравм
Это наиболее важная и частая часть нашей работы. Как сказал один учитель, наша задача проста: найти негатив и превратить его в позитив. Превращение это достигается на пути обнаружения того позитива, который скрыто присутствует в любой ситуации. Это происходит в три этапа.
Принятие.
Если мы сталкиваемся с негативной историей, то первый этап ее проработки – это принятие. Здесь важную роль играет разделение этого опыта, часто впервые в жизни, во всяком случае, так полно, с психотерапевтом. Который обладает достаточной силой и осознанностью, чтобы спокойно и сочувственно выслушать историю полностью. Рассказывание истории как бы превращает ее в эпос, который, как известно, был безэмоциональным повествованием на заре зарождения литературы человечества. Нам интересно, как начиналась история, может быть даже, что было «до нее», как развивалась и чем закончилась. Бывают истории, которые не закончились до сих пор, тогда можно осознать, как она продолжается в настоящем времени. Завершение историй, приходящих в терапии, в любом случае, произошло только во внешнем плане. Внутренне они все еще значимы и именно поэтому вспоминаются и всплывают.
Часто это истории забытые и никогда не вспоминаемые, но иногда они периодически приходили в голову клиенту. Иногда обнаруживается совсем новая связь запроса (проблемы) с событиями прошлого, иногда подтверждается уже известная. Важно, что в данном случае она приходит через тело и, соответственно, происходит не просто «думание об этом», а глубокое погружение в переживание.
Этому способствует:
А) Исследование эмоций в ситуации? Что чувствовалось тогда? Как это нравилось в общем? Какие эмоции переживались? Можно предложить назвать их, осознать, где они ощущаются в теле.
Б) Хорошо помогает понять суть и субъективное значение ситуации (в том числе самому клиенту для самого себя) исследование образа ситуации в целом: «Что произошло для вас в метафорической форме?». Если терапевтическая интуиция предлагает варианты ответа, можно озвучить их, вдохновляя таким образом клиента осознать свои: «Рухнул мир?», «Разрушился дом?», «Взорвалась бомба?». Как правило, какой-то вариант метафоры осознается и тем самым мы «включаем» правое полушарие в работу над проблемой.
Иногда можно решить задачу на уровне метафоры и затем она осознается в реальной – в смысле внешней - жизни. Язык метафор, как правило, очень емкий и позволяет передать в краткой форме то, что невозможно передать словами.
В) Можно помочь клиенту осознать мысли, появившиеся в «той» ситуации, вспомнить сделанные выводы. Часто люди живут под влиянием этих выводов всю свою жизнь и именно для изменения их и создается проблема. Этот момент, по сути, включает в себя Адлеровскую терапию «принятия решений».
Выводы, сделанные в детстве и юности, как правило, незрелы и, в любом случае, неполны. По крайней мере, те, которые привели к проблеме или проявились в ней. Наша задача – предъявить их самому клиенту и помочь осознать их истинность и возможность их расширения, развития или дополнения.
Здесь срабатывает тройная функция осознания: выводы могут быть
1) аннулированы (признаны абсолютно неправильными, от которых нужно отказаться);
2) трансформированы (изменены, развиты, дополнены, расширены, уточнены) и/или
3) заменены на другие, абсолютно новые, не свойственные человеку ранее.
Эти три функции могут проявляться и в работе с любыми другими
составляющими психического.
Важно, что изменение происходит в том самом месте и времени, где и когда они возникли, поэтому реализация их наступает мгновенно.
Работает тот же принцип спонтанности: лучше всего и чаще всего так и бывает, когда изменения происходят сами собой, от осознания их. Мы же своими предложениями лишь стремимся поддержать естественный процесс, а не заменить его.
Фактически, любая проблема существует от неосознанности и для осознанности, по достижении которой она исчезает.
Г) Способствует осознаванию «включение», так сказать, ресурсов настоящего времени. По сути, у нас есть два состояния в данный момент терапии: это переживание «там и тогда», в истории осознавания, и «здесь и сейчас» у клиента в нашем кабинете. И мы можем осознавать их разницу и способствовать их интегрированию. «Что вы сейчас думаете (чувствуете, переживаете) по поводу той ситуации?». Это вопрос вызывает два варианта ответов: то же, либо что-то другое. Некоторые люди развиваются в жизни и имеют другую реакцию на свои детские обиды, чем в детстве. Другие не меняются совсем и могут во взрослом состоянии реагировать так же, как в детстве.
В терапии мы обсуждаем правильность или неправильность той или иной реакции с точки зрения отношения к запросу. «Помогает ли вам такая реакция решить ваш запрос?» Это позволяет клиенту сделать правильные для себя выводы.
Крайним случаем включения ресурсов взрослого в детскую травму является вопрос: «Если бы вы оказались там, рядом с собой маленьким, могли бы вы себе помочь и если да, то как?». Этот путь является самым продуктивным в более чем 80% случаев, на мой взгляд, но о нем чуть позже.
На данном этапе нам важно понять, что ситуация все еще значима, что есть определенные чувства и реакции в теле, которые вызывает воспоминание о ней, и что она может иметь отношение к решаемому запросу.
Понимание ситуации.
На этом этапе мы можем внести в ситуацию больше понимания, чем было ранее. Почему так произошло? Почему они так поступили (или поступали), родители, например? Что двигало тем или иным человеком, значимым участником этой истории? Что двигало вами? Какие мотивы? Как на ситуации сказывалось время и место, в котором она развивалась?
Кстати, уточнение места и времени способствует четкому разделению переживаний «там и тогда» от «здесь и сейчас» и, в итоге, более ясному осознанию обеих.
В итоге, к прежнему, часто детскому восприятию, в котором преобладали, в основном, эмоциональные нотки, добавляется более широкое понимание произошедшего. В этот момент, как правило, снимаются обвинения с близких людей, понимается их собственное несчастье и невозможность поступить по другому. Этот этап возможен только после полноценного принятия ситуации в предыдущем.
Складывается впечатление, что, кроме технического обеспечения процесса, люди – наши клиенты – нуждаются еще в просто сочувствии своим бедам. И пока они его не получат – никакого решения и понимания происходить не будет. Поистине, «Любовь, доброта и забота» - универсальные лекарства человечества. Но они должны быть дополнены мудростью или знанием, что мы и делаем в Терапии.
На этом этапе достигается успокоение и еще более полное принятие ситуации, но не окончательное освобождение от ее последствий в теле и жизни клиента. Следующий шаг ведет нас дальше: