Внутрипредметные и межпредметные связи в процессе обучения истории. Приемы их реализации
Для формирования системных знаний, понимания и усвоения мировоззренческих идей необходимо установление межпредметных связей. Использование внутрикурсовых и межпредметных связей в учебном процессе обеспечивает единство курса всеобщей истории, усвоение важнейших понятий и идей. Межпредметные связи должны устанавливаться по общим для данных предметов фактам, понятиям и идеям, по формированию умений и навыков учебного труда. История рассматривает все стороны жизни человеческого общества на разных этапах его развития. Поэтому в перечне предметов, с которыми связаны темы курса истории, мы встречаем не только все гуманитарные предметы, но и естественно-математического цикла. В перечне по внутрикурсовым и межпредметным связям приоритет связей по содержанию понятий, но есть и по развитию умений. Это выполнение рисунков на доске и в тетради. Факты истории учат и воспитывают, но чтобы это произошло, необходимо обеспечить живое, образное представление о нем у детей. Ученик должен как бы видеть событие, людей, орудия труда, произведения искусства той или иной эпохи.
Наиболее важной и трудной проблемой межпредметных связей по содержанию является методика раскрытия общих для ряда предметов понятий и идей мировоззренческого плана. Важность в том, что без реализации внутрикурсовых и межпредметных связей нельзя сформировать целостного материалистического мировоззрения. А для этого учитель должен иметь не только знания своего предмета, но и широкую общую культуру, знание основных положений других школьных предметов, с которыми устанавливаются связи.
Направления связей определяются не только сущностью содержания, но и очередностью ознакомления с данным понятием или его признаком в системе того или иного предмета.
Поэтому принято подразделять внутрикурсовые и межпредметные связи на ретроспективные, совпадающие и перспективные.
Опора на внутрикурсовые и межпредметные связи открывает возможности для широких обобщений. Они учитываются и осуществляются по формированию умений и навыков, что весьма важно для развития учащихся – в течение учебного года один и тот же ученик не только получает сумму знаний по содержанию разных предметов, но и в ходе их изучения вырабатывает умения учебного труда. Перечень предметных умений дан во всех программах. Многие перечисленные в программе по истории, умения носят межпредметный характер.
В методической литературе перечислены основные приемы реализации межпредметных связей :
напоминание учителем ранее изученных фактов, понятий и идей,
постановка вопросов и заданий,
составление обобщающих таблиц,
подготовка сообщений и докладов на основе источников, относящихся к другим предметам.
Прием установления связей самостоятельно или под руководством учителя, оказывает развивающее действие, служит показателем развития памяти и уровня сформированности умения обобщать знания, логически мыслить, выстраивать систему знаний. Поэтому постановка как репродуктивных, так и проблемных вопросов и заданий, требующих припоминания и синтезирования знаний или применения умений из разных предметов в новой ситуации на уроке истории, является важнейшим методическим приемом реализации главных целей межпредметных связей.
Существенную помощь для реализации связей оказывают дидактические средства, помогающие быстро восстановить ранее полученные знания и умения необходимые для решения проблемного вопроса или выполнения задания, требующего применения знаний из других предметов. Такими средствами являются тексты учебников и документов, наглядные пособия по другим предметам, фрагменты из учебных кинофильмов, текстовые и цифровые таблицы, памятки, различные записи в тетради.
Внеурочные формы организации обучения истории.
Внеурочная работа ставит целью углубление знаний, полученных школьниками на уроках, помогает сделать процесс познания интересным и увлекательным. В ходе внеурочной работы приобретаются умения работать с книгой и справочной литературой, реферировать и рецензировать, готовить сообщения и доклады.
Внеклассная работа не ограничена временем, носит добровольный характер, развивает познавательные наклонности учеников, учитель при этом свободен в выборе содержания внеклассной работы. Одна из форм – исторический кружок. Он относится к групповой форме работы. Более, чем кружки, распространены военные клубы. К индивидуальным формамработы относится внеклассное чтение. В школах, в которых есть музеи, есть кружки краеведов, следопытов. Можно выпускать историческую газету, провести неделю истории. Широко распространенной формой стали олимпиады по истории, викторины и конкурсы. Экскурсии проводил практически каждый учитель истории.
В осуществлении внеурочной деятельности выделяем два направления:
а) Расширение исторических знаний, полученных на уроке.
Б) получение новых знаний краеведческого характера, оно связано с оживлением исторического материала через историю родного края – изучение истории города, села, поселка, культурного прошлого родного края.
По длительности виды внеурочной работы подразделяются на систематические, проводимые на протяжении всего учебного года (внеклассные чтения, кружки) и эпизодические (походы, экскурсии, встречи с ветеранами, выпуски исторических журналов).