Тема человека в экстремальных ситуациях войны на примере произведений русской литературы второй половины 20 века
Большой вклад в развитие советской военной прозы внесли писатели так называемой “второй войны”, писатели-фронтовики, вступившие в большую литературу в конце 50-х — начале 60-х годов. Это такие прозаики, как Бондарев, Быков, Ананьев, Бакланов, Гончаров, Богомолов, Курочкин, Астафьев. В творчестве писателей-фронтовиков, в их произведениях 50—60-х годов, по
сравнению с книгами предшествующего десятилетия, усиливался трагический акцент в изображении войны. Война в изображении прозаиков-фронтовиков - это не только и даже не сколько
эффектные героические подвиги, выдающиеся поступки, сколько утомительный каждодневный труд, труд тяжелый, кровавый, но жизненно необходимый. И именно в этом каждодневном труде и видели советского человека писатели “второй
войны”.
Тема Великой Отечественной войны - вообще центральная в творчестве Быкова. Свидетель и участник грандиозных событий, он почти все свои произведения
посвятил событиям военного времени. Сам Быков отмечал, что почти все, что им создано, “связано с Великой Отечественной войной” и что он “до сих пор был и продолжает оставаться военным писателем”. Быков Василий - белорусский писатель
Тема Великой Отечественной войны занимает важное место в творчестве Василя Быкова. Честь, совесть, человеческое достоинство, верность своему долгу — именно эти проблемы затрагиваются писателем. Но все-таки главной темой
творчества Быкова остается, безусловно, тема героизма. Причем писателя интересует не столько его внешнее проявление, сколько то, каким путем человек
приходит к подвигу, к самопожертвованию, почему, во имя чего совершает героический поступок.
Характерной особенностью военных повестей Быкова является то, что в центре изображения оказывается человек в экстремальной ситуации, и положение таково, что герой должен немедленно сделать выбор: героическая смерть или позорная жизнь предателя. И к такому приему автор прибегает не случайно, ведь в обычной обстановке не может полностью раскрыться характер человека. В этом отношении не составляет исключения и повесть “Сотников”. Произведения Быкова о Великой Отечественной войне раскрывают нам весь ужас этого грозного и трагического события, заставляют понять, какой ценой была завоевана победа. Они учат добру, человечности, справедливости. Эта проблема ставится практически во всех его повестях: “Альпийская баллада”, “Обелиск”, “Сотников” и других. В повести Быкова “Сотников” подчеркнуто заострена тема подлинного и мнимого героизма, которая составляет суть сюжетной коллизии произведения. Повесть «Сотников» - зима 1942 года. Партизанский отряд, обремененный женщинами, детьми, раненными, окружен. Заканчиваются боеприпасы, нечем кормить людей. На разведку посылаются двое - Сотников и Рыбак. Они попадают в
руки фашистов. Перенеся пытки, Сотников погибает, Рыбак ценою предательства остается жив. Два типа жизненного поведения, цена подвига и позорный финал
нравственного компромисса, истоки героизма и предательства - вот главные проблемы, раскрывающиеся через эти образы. Рыбак - смелый боец, когда за его спиной стоят свои, оказавшись же один на один с врагом, он идет сначала на
компромисс, потом - на предательство и убийство товарища. Рыбак – антипод Сотникова. Он яркий, живой, находчивый и если бы не попал в плен, то он и сам бы не узнал, что способен на предателсьтво. Немцы предлагают рыбаку принять участие в казни Сотникова и других соотечественников. За это автор отказывает Рыбаку в смерти. Таким образом, показывая, что жизнь зависит от однажды выбранного пути. Анализируя этот характер, Быков приходит к выводу, что истоки предательства Рыбака выходят из детства, когда он шел на, казалось бы, мелкие жизненные уловки.
Сотников - скромный, незаметный человек, без всяких внешних признаков героя и необыкновенной личности, простой учитель. Почему же будучи больным и слабым он пошел на ответственное задание? Ведь одной из причин того, что они
оказались в руках врага, явилась его болезнь - он не сдержал душивший его кашель и этим обнаружил себя и Рыбака. Измученный пытками, шантажируемый фашистами («Мы все равно их найдем, а тебя запишем в предатели»), он остается не сломленным. Истоками его мужества, героизма явилась глубокая убежденность в справедливости той борьбы, которую ведет народ, воспитавший и вскормивший его. Сотников погибает физически, но не духовно. Перед казнью он видит в толпе мальчика, встречается с ним и убеждается, что честно выполнил свой долг. В повести сталкиваются не представители двух разных миров, а люди одной страны. Герои повести — Сотников и Рыбак — в обычных условиях, возможно, и не
проявили бы свою истинную натуру. Но во время войны Сотников с честью проходит через тяжелые испытания и принимает смерть, не отрекаясь от своих
убеждений, а Рыбак перед лицом смерти меняет свои убеждения, предает Родину,
спасая свою жизнь, которая после предательства теряет всякую цену. Он фактически становится врагом. Перед лицом смерти человек остается таким, каков он есть на самом деле.
Все, кроме Рыбака, прошли свой смертный путь до конца. Рыбак стал на путь предательства только во имя спасения собственной жизни. Жажду продолжения жизни, страстное желание жить почувствовал следователь-предатель и, почти не раздумывая, в упор ошеломил Рыбака: “Сохраним жизнь. Будешь служить великой Германии”. Рыбак еще не согласился идти в полицаи, а его уже избавили от пыток. Рыбак не хотел
умирать и кое-что выболтал следователю. Сотников во время пытки терял сознание, но не сказал ничего. Рыбак старался убедить себя, что он не предатель, что убежит.
Рыбак извиняется: “Прости, брат”. “Иди ты к черту!” — следует ответ. Рыбак искренне хотел повеситься. Но обстоятельства помешали, и остался шанс выжить. Герои его - Сотников и Рыбак - в обычных условиях, возможно, и
не проявили бы своей истинной натуры. Но автор ставит их в такое положение, что читатель видит их подлинную сущность.