Правильное использование грамматических форм
Задание I*. Выберите и подчеркните правильный вариант.
Правая бакенбарда — правый бакенбард, болезненный заусенец - болезненная заусеница, стальная рельса - стальной рельс, новая туфля — новый туфель, серая мышь — серый мышь, яблочный шампунь — яблочная шампунь, скороспелая картофель - скороспелый картофель, кожаный тапок - кожаная тапка.
Задание 2*. Допишите недостающие окончания, согласуйте определения и сказуемые с подчеркнутыми словами.
1. Актер снял круглые очки и надел небольш... пенсне в золотой оправе.
2. Цены на колумбийск...кофе понизились.
3. Дети сели в сани, ипони побежал... по снежному кругу.
4. Перед путешественниками открыл...сь знаменит...Миссисипи.
5. "Тайме" опубликовал... очень интересную статью.
6.Сочирасположен... на побережье Черного моря, южнее его находится солнечн...
Сухуми.
7. Меня познакомили с молод...крупье.
8. На мо...визави было великолепное платье.
Задание З*. Выберите из данных в скобках нужную форму и запишите получившиеся словосочетания.
1. ЛДПР (выступил — выступила). 2. ПМБ (закрыт - закрыта - закрыто). 3. (Наше - наша) ПВО. 4. СКВ (принималась — принималось — принимался). 5. (Обновленный — обновленная) МКАД. 6. ФИДЕ (объявил — объявила).
Задание 4*. Подчеркните слова, которые нежелательны для употребления в случаях официального общения: секретарша, ткачиха, сиделка, врачиха, доярка, сотрудница, директриса, адвокатша, лаборантка, генеральша, учительница, машинистка.
Задание 5*. Раскройте скобки, выберите нужный в данном контексте вариант.
1. Необходимо устранить все (тормозы - тормоза), мешающие экономическому развитию предприятия. 2. На постоянную работу требуются квалифицированные (токари - токаря) и (слесари — слесаря) — инструментальщики. 3. Автор создал запоминающиеся литературные (образы — образа) своих современников. 4. У милицейского поста проверяли (пропуски - пропуска). 5. На встрече были подписаны важные (договоры — договора). 6. На стене висели (образы — образа). 7. Хозяйка достала из печи душистые (хлебы - хлеба).
Задание б*. Из данных слов выберите те, с которыми нельзя или нежелательно употребить собирательные числительные. Запишите их с количественным числительным "три ".
Очки, студент, маршал, мы (нас), профессор, ворота, студентка, сирота, город, деревня, знакомый, волк.
Задание 7*. Раскройте скобки. Прочитайте предложения, употребляя количественно-именные сочетания в нужной форме.
1. Вес некоторых грибов достигает (полтора) (килограмм). 2. Объем производства снизился в 5,1 (раз). 3. Библиотека ежемесячно пополняется 300 - 400 (книга). 4. Вес третьего искусственного спутника Земли был равен 1327 (килограмм). 5. Разность между 87 и 58 составляет 29. 6. Держите сосуд (оба - обе) (рука). 7. На (оба - обе) (берег) реки расположилась живописная деревушка. 8. Город находится в (полтораста) (километр) отсюда.
Задание 8*. Откройте скобки, составьте и запишите словосочетания с данными однородными членами.
1. Познакомить, обобщить и распространить (передовой опыт). 2. Объединение и руководство (коллективные усилия). 3. Уход, выращивание и уборка (урожай). 4. Влиять и вести за собой (молодежь). 5. Уход, эксплуатация, регулировка и ремонт (оборудование). 6. Повторять, напоминать (условия игры).
Задание 9*. Отредактируйте данные предложения, устранив нанизывание падежей, затрудняющее понимание.
1. Автор не согласился с оценкой критики своего романа. 2. В целях дальнейшего повышения квалификации преподавателей школы регулярно проводятся семинары. 3. Кинофильм был отмечен прессой восторженными отзывами. 4. Нельзя было ограничиваться принятыми комиссией решениями. 5. Повесть — итог сложных поисков автора своей творческой манеры. 6. В связи с вопросом необходимости увеличения производительности труда данного предприятия были намечены специальные мероприятия. 7. Речь идет о понимании системы демократии автора и ее догматизации политиков.
Задание 10*. Откройте скобки, составьте и запишите словосочетания с данными словами.
1) Восторгаться, преклоняться, удивляться (его смелость);
2) усваивать, овладевать (язык); 3) уделять внимание, обращать внимание (физическое воспитание); 4) опираться, основываться, базироваться (новые изыскания); 5) поддержать уверенность, поддержать веру (благополучный исход операции);
6) препятствовать, предотвращать (получение незаконных доходов).
Задание 11*. Закончите предложения, употребив слова из скобок в нужной форме. Используйте, где это необходимо, предлоги.
1. Согласно (техническое задание) конструкция должна быть выполнена из металла. 2. Необходимо сделать упор (проблемы) адаптации системы управления (рыночные преобразования). 3. Его можно назвать (хороший хозяйственник), но можно назвать и (талантливый предприниматель). 4. Благодаря (проведенные преобразования) предприятие перестало быть убыточным. 5. Вопреки (постановление) префект административного округа не получил необходимых полномочий. 6. Положение предусматривает оценку вклада каждого участника (конечный результат). 7. Появляется возможность ориентации модели (рыночная экономика). 8. Еще раз повторяю (своя просьба).
Задание 12*. Устраните ошибки в употреблении деепричастных оборотов.
1. Сыграв роль сильной женщины, актрисе стали предлагать аналогичные роли. 2. Поняв свою беспомощность, ему стало страшно. 3. Написав диссертацию, работа будет допущена к защите. 4. Имея право выбирать своего руководителя, судьба коллектива во многом зависела от самих людей. 5. Прочитав внимательно произведение, каждому станет понятна его основная мысль. 6. Вернувшись в родные края, их жизнь будет в безопасности.
ПИСЬМЕННЫЙ НАУЧНЫЙ ТЕКСТ: