Тема 3. Древнерусская цивилизация
1. Формирование древнерусского этноса: классические и неклассические концепции (миграционные и автохтонные). Доисторическое и историческое время Руси.
2. Принцип власти при родоплеменном строе.
3. Принцип хозяйствования у древних славян.
4. Ведическая религия древних славян; древнерусское мировоззрение.
Основная литература:
1. История России в вопросах и ответах / под ред. Кислицына С.А. Ростов-на-Дону, 2001.
2. История России / под ред. Радугина А.А. М., 2004.
3. Ионов И.Н. Российская цивилизация IX – начала XX вв. Саратов, 2002.
4. Россия и мир. Ч.I. М., 1995.
5. Русская история / под ред. Дворниченко А.Ю. СПб., 2001.
6. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М., 2008.
Дополнительная литература:
1. Скворцова Е.М. Теория и история культуры. М., 1999.
2. Маркова Е.Н. Культурология. М., 1999.
3. Иванов В.В., Топоров В.Н. Славянская мифология // Мифы народов мира. Энциклопедия. Т.2. М., 1992.
4. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. М., 1993.
При подготовке к первому вопросу нужно вспомнить, что представляет собой исторический источник, его виды. Для объяснения понятий «доисторическое и историческое время» следует в истории Древней Руси выделить периоды, основанные на легендах и сказаниях (доисторический) и на материальных и письменных источниках (исторический). Рассматривая этногенез славян, важно знать принадлежность славян к индоевропейской (арийской) языковой группе, этапы обособления от нее (протославянский, праславянский, славянский, русский), места расселения и основные занятия (на примере соответствующих археологических культур), особенности ассимиляции.
Следует помнить, что проблема происхождения и расселения славян до сих пор остается дискуссионной. Существует несколько гипотез: дунайская, карпатская, гипотеза двух славянских прародин, висло-одерская, висло-днепровская, неодунайская. Исследования историков, археологов, антропологов, этнографов и лингвистов дают возможность отдать преимущество висло-днепровской теории: областью расселения славянских племен большинство историков считает Среднюю и Восточную Европу.
По версии академика Б.А.Рыбакова в формировании древнерусского этноса можно выделить 4 этапа:
1. 25 – 10 вв. до н.э,. – протославянский период. Индоевропейское единство сложилось в V—IV тыс. до н.э. в северо-восточной части Балканского полуострова и на территории Малой Азии. На рубеже III и II тыс. до н.э., с развитием скотоводства, племена широко расселились по Европе, некоторые ушли на Средний Восток, в Северную Индию, Среднюю Азию. Протославянскими племенами были носители археологической культуры шнуровой керамики и трипольской культуры.
2. 10 в. до н.э – 4 в. н.э. – праславянский период. На рубеже II и I тысячелетий до н.э. началось разделение индоевропейцев на этноязыковые группы: кельтскую, германскую, романскую, славянскую, греческую, иранскую, балтийскую. При этом праславяне заняли часть Центральной и Восточной Европы: с севера на юг протяженностью около 400 км (от Балтики до Днестра), а с запада на восток около 1,5 тыс. км (от Судетов и Карпат до Припяти). К этому периоду относятся археологические культуры полей погребения, черняховская и зарубинецкая.
3. 4 – 6 вв. н.э. – славянский период. С 3 - 4 вв. н.э. славяне присоединяются к Великому переселению народов. В середине I тысячелетия н.э. происходит выделение отдельных ветвей славянства: западных, южных и восточных. Восточные славяне – предки русских, украинцев, белорусов. Они занимали территорию от Карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере до Среднего Поднепровья на юге. Осваивая восточно-европейскую равнину, славяне вступали в контакт с финно-угорскими и балтийскими племенами. Происходил процесс ассимиляции народов. В результате миграции славян в зону расселения германских племен возникла ветвь западных славян, а заселившие Балканский полуостров положили начало ветви южных славян.
4. 6 – 8 вв. н.э.- древнерусский период. Славяне выходят на мировую историческую арену. К 7-8-м векам н.э. они расселились по огромной территории по Днепру и его притокам, достигли Западной Двины, Чудского озера, реки Ловати, озера Ильмень, Волхова и Невы, дошли до Белого озера и рек Волги, Москвы и Оки. Вдоль водных путей они строили города и селения. К VIII в. восточные славяне уже сильно отличались от родственных племен, обитавших за Дунаем и Карпатами. «Повесть временных лет» называет полтора десятка племенных княжений, которые представляли собой союз 100-200 племен, объединявшихся вокруг наиболее сильного. Он и давал название всему союзу. Рассматривая этот период нужно охарактеризовать племена восточных славян, упоминаемых в «Повести временных лет» (название, место расселения, особенности быта).
Далее следует обратить внимание на происхождение названий «венеды», «анты», «склавины», «славяне», «русы» и на основании источников соотнести их со временем выделения славян из числа других народов. Нужно отметить, что самым первым названием славян было «скифы-сколоты», что означает «солнцепоклонники», которое употребил Геродот в V в. до н.э. Более поздние античные авторы — Полибий (III—II вв. до н.э.), Тит Ливий (I в. до н.э. — I в. н.э.), Страбон (I в. н.э.) и Тацит (I—II вв. н.э.) — называли славян общим древним именем «венеды» («венеты») и помещали среди скифских и сарматских племен в районе Вислы. Авторам VI в. славяне были известны под тремя именами, происходящими от одного корня, — венедов, антов и склавенов (славенов, словенов). В эпоху славянской колонизации Европы в VI—VII вв. произошло повсеместное распространение этнонима «славяне» на все венедские племена. Обычно его этимологию возводят к термину «слово», полагая, что славянами называли себя племена, понимавшие речь друг друга. Б.А.Рыбаков считал, что этноним «словене» означает соединение двух понятий: «представители венедов», или «послы земли Вене».
Вопрос о происхождении названия «русы» не имеет однозначного решения. Один из первых киевских летописцев считал "русью" племя полян. Он пересказал предания о том, как теснимые волохами славяне, и в их числе поляне-русь, покинули Норик - римскую провинцию (нынешняя Западная Венгрия). Славяне разошлись по разным землям и обосновались на новых местах. Поляне-русь при этом заняли лесостепную область в Среднем Поднепровье. Когда это было, летописец не знал. В Новгороде возникла другая версия: русь - это варяги и сами новгородцы происходят "от рода варяжска". Приходят варяги-русь с Варяжского (Балтийского) моря сначала в северо-западные земли и лишь потом спускаются к Среднему Поднепровью. И первым князем "русским" был вовсе не Кий, как уверял киевский летописец, а Рюрик (годы правления 862-879). Таким образом, возникли две версии происхождения русов: северная и южная, и обе они имеют летописную основу.
Другие теории происхождения славян. «Дунайская», или «балканская» появилась в Средние века, ее признавали С.М. Соловьев, В.О. Ключевский и другие историки. Согласно ей, славяне переселились с Дуная в Прикарпатье, «история России началась в VI в. на северо-восточных предгорьях Карпат». Отсюда часть славян расселилась на восток и северо-восток до Ильмень-озера в VII–VIII вв. Последователи другой, «скифско-сарматской» теории, утверждали, что предки славян продвинулись из Передней Азии вдоль Черноморского побережья на север и стали известны как «скифы», «сарматы», «аланы», «роксоланы». Постепенно предки славян расселились из Северного Причерноморья на запад и юго-запад. Оригинальную теорию двух прародин славян выдвинул крупный историк и языковед академик А.А. Шахматов. По его мнению, первой прародиной славян был бассейн рек Западной Двины и Нижнего Немана в Прибалтике. Отсюда на рубеже II–III вв. славяне под именем венедов продвинулись на Нижнюю Вислу. Шахматов считал Нижнюю Вислу второй прародиной славян.
Противоположная точка зрения заключается в том, что славяне являлись коренными жителями (автохтонами) тех мест, где они обитали с глубокой древности. Первоначально складывались отдельные мелкие разрозненные древнейшие племена на определенной обширной территории, которые затем образовались в более крупные племена и их объединения и, наконец, в исторически известные народы, образующие нации.
Рассматривая второй вопрос темы о принципе власти в догосударственный период, нужно выяснить структуру власти, особенности функционирования народного собрания (вече), полномочия князя, отношения между ними. На стадии родоплеменного строя у славян существовал демократический принцип власти на основе прямой демократии (выборность старейшин, коллективное принятие решений). Все взрослые свободные мужчины обладали правом на участие в родовой и племенной собственности, представлял вооруженную силу (ополчение) и принимал непосредственное участие в управлении общиной. Обязательные для всех нормы утверждались народным собранием – вечем. Вече ведало вопросами войны и мира, избирало князя (военачальника), распоряжалось финансовыми и земельными ресурсами общины, утверждало налоговые сборы, назначало и смещало должностных лиц (староста, тысяцкий), выполняло судебные функции. Вместе с тем демократия вече носила архаичный и неоформленный характер: не было фиксированного времени сбора, точного подсчета голосов, не учитывалось мнение меньшинства. Вече позволяло решать вопросы на уровне общины. Структура власти при родоплеменном строе имела трехступенчатый характер: князь – совет старейшин – вече. Князь был носителем авторитарной власти, но на данном этапе этот принцип проявляется слабо.
Изучение третьего вопросаследует начать с выявления географических особенностей (местоположение, климат, плотность населения) древнерусской цивилизации и их влиянии не только на хозяйственные отношения, но и на национальный менталитет. Раскрыть такие черты аграрного строя, как экстенсивное землепользование, общинность, постоянная колонизация. Назвать основные этапы колонизации, их общие и особенные стороны. Следует помнить, что главным среди природных факторов зоны расселения восточных славян был ее континентальный характер. Общим для освоенных территорий является относительное однообразие природных факторов, которое обусловило однотипность хозяйственной деятельности во всех зонах. Большое пространство зоны расселения и относительно низкая плотность закрепляли экстенсивный тип хозяйствования, для которого характерно не улучшение качества труда, а увеличение вовлекаемых в хозяйственный оборот площадей. Основой хозяйства славян было пашенное земледелие. Оно было трудозатратным, т.к. велось на экстенсивной основе переложным и подсечно-огневым способом. Применялись пахотные орудия с железными рабочими частями –рало(в южных областях), соха (на севере).У славян было две формы собственности – личная (приусадебная земля, дом, скот, инвентарь) и общественная (пахотная земля, луга, леса, водоемы, промысловые угодья).Подчиненную роль в хозяйстве играли скотоводство, охота, рыболовство, бортничество. Хозяйственной ячейкой была преимущественно малая семья. Семьи объединялись в соседскую (территориальную) общину – вервь.Рассмотрение четвертого вопроса, необходимо начать с определений «мировоззрение», «язычество», «ведическая религия»; на примере ведической религии славян показать особенности мифологического мировоззрения (неразделенность мира человека и мира духов, образность мышления, вера в доброе и злое начало). Важно помнить, что ведическая культура славян своими корнями связана с культурой других индоевропейских народов, но вместе с тем имеет свои особенные черты (абстрактные божества, идея коллективизма, отсутствие фатализма), выраженные в русском фольклоре. Религия древних славян называется ведическая (Веды – священное знание). Основными памятниками культуры славянской древности являются священные песни, мифы, сказания. Самый известный религиозный письменный памятник – Велесова книга. По книге у древних славян существовала архаическая Троица - Триглав: Сварог (Сварожич) - небесный бог, Перун - громовержец, Велес – бог разрушитель Вселенной. Были распространены материнские культы, олицетворяющие мир любви либо небесной (славянская Леле), либо земной (славянская Мать сыра земля). Существование мира славяне описывали через борьбу двух начал: темного (Чернобог, Навь) и светлого (Белобог, Явь). Явь, "белый свет" - это текущее, то, что сотворено всеобщим справедливым законом Правью. Навь, сила темная, пассивная, символ "того света". Непрерывная борьба и поочередная победа светлых и темных сил природы представлены во взглядах славян о круговороте времен года. Его исходной точкой было наступление Нового года - рождение нового солнца в конце декабря. Это празднование получило у славян название – коляда. В начале 1 тыс. н. э. божества принимают антропоморфную форму. Главными среди них становятся боги Солнца, Неба и Огня - Сварог, Даждьбог и Хорос, Ветра - Стрибог, домашних животных и богатства - Велес (Волос). Почитались также покровители предков, семьи и домашнего очага - Род и Рожаницы, бог плодородия Ярило, женское божество Мокошь. Большое значение получил культ предков. Поклонения и жертвоприношения языческим культам проходили в специальных культовых святилищах – капищах.Народные праздники: Новый год, масленица, "русальная неделя", Ивана Купалы сопровождались заклинательными магическими обрядами и были своего рода молениями богам об общем благополучии, урожае, избавлении от грозы и града. Самым знаменитым культовым памятником язычества стал Збручский идол (9-10 вв.). Важное место в славянских обрядах занимал погребальный обряд (трупоположения или сожжения), что связано с представлениями о загробной жизни.
Священное знание древних славян обладало, таким образом, некоторыми чертами монотеизма, но при этом имело много общего и с первобытными формами религии: тотемизмом, фетишизмом, анимизмом и магией.
Контрольные вопросы
- Как складывались отношения славян и соседних племен? Приведите примеры.
- Что означает этноним «славяне»? Охарактеризуйте различные варианты его трактовки.
- В чем заключались функции князя у славян в догосударственный период?
- Как природно-географические факторы влияют на менталитет народа?
- Что такое «ведизм»?
- Какую роль в славянском мировоззрении играл культ предков?