Уровневая организация языковой системы
Идея такой организации возникла в биологии. Американскими структуралистами она была использована в языкознании.
Под уровнем понимается набор относительно однородных единиц одинаковой степени сложности.
Хроленко и Бондаренко устанавливают такие общие характеристики уровневой организации языковой системы. Уровень отличается особым отношением плана выражения и плана содержания.
1. Фонетический уровень, обладающий только планом выражения, противопоставлен лексемному и морфологическому уровням.
2. Более высокий уровень обладает большим количеством единиц и большей вариативностью каждой единицы.
3. Каждый уровень качественно своеобразен. И переход от одного уровня к другому означает принципиальное изменение качества и функции.
Отмечается такое свойство единиц – они формируются на низшем уровне, а функционируют на верхнем.
30.10.2015г.
Солнцев В.М. Уровни языка // Лингвистический энциклопедический словарь. 1990, с. 539.
Все уровни представляют собой многообразие, а их ярусы представлены языковые единицы качественной определенности и их многообразие образуют единую систему языка.
Различают языковые промежуточные уровни. Существует многообразие представлений об уровневой организации языка.
Эмиль Бенвенист (ученик Соссюра) представил первую уровневую организациюязыка. Он выделяет такие уровни:
1. Меризматический (уровень дифференциальных признаков)
2. Фонологический уровень
3. Морфологический
4. Знаковый (лексический)
5. Синтаксический.
Основные единицы языка определяются с учетом их функции, т.е. назначения роли в устройстве языка и механизме его функционирования.
Основными единицами признается фонема, морфема, слово и предложение, каждой из которых свойственна функция или комплекс функции, состав которых усложняется от фонемы к предложению. Это впервые было представлено Б. де Куртенэ.
· Наиболее просты в функциональном отношении фонемы, они не имеют значения, но служат для различения всех других значимых единиц языка, прежде всего морфем и опосредованных слов и их форм.
· Морфемы обладают функцией оформления слов (они обладают конструктивной функцией), а также значимостью, которая устанавливается по месту и роли морфемной структуры слов.
· У слов, как основной узловой единице языка, признается две важнейшие функции: 1) номинативная и 2) конструктивная (участие в оформлении предложения).
· Предложение – самая сложная единица языка в рамках уровней языка, но минимальная единица языка своего уровня, которая обладает коммуникативной функцией.
Первостепенной важностью является функция, но каждая единица обладает своеобразностью.
Общий характер соотношения уровневой организации выражается иерархичностью. В соответствии с этим свойством (признаком) уровни языка как бы наслаиваются друг на друга и допускают интерпретацию в понятиях нижележащий и вышележащий уровень.
ЕДНИЦЫ ЯЗЫКА | УРОВНИ ЯЗЫКА | |
основные | промежуточные | |
ПРЕДЛОЖЕНИЕ | СИНТАКСИЧЕСКИЙ | |
словосочетание | ||
СЛОВО | ЛЕКСИЧЕСКИЙ | |
основа | ||
МОРФЕМА | МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ | |
слог | ||
ФОНЕМА | ФОНОЛОГИЧЕСКИЙ |
Единицы разных уровней связаны между собой отношениями средства – функция.
Единицы уровневой организации, по представлению чехословацких ученых, связаны отношениями средства – цели.
Языковые единицы функционально неравнозначны. Более значимы и независимы единицы синтаксического уровня. И менее значимы и зависимы единицы нижележащих уровней.
Единицы соприкасающихся уровней связаны между собой отношениями порождения. Все начинается с фонем и заканчивается предложением.
Для уровней языка характерны не только качественные, но и количественные различия.
Круг простейших единиц, в частности фонем, ограничен несколькими десятками. И такая наука как универсология, устанавливает, что в языках не может быть менее 10 и более 80 фонем. Количество морем исчисляется несколькими тысячами (в русском языке 5,5 тыс. морфем). Количество слов очень велико (около 200 тыс. слов).
Одни единицы способны прождать другие. Процесс порождения идет как бы по ступеням уровней. Фонемы С и О, объединяясь, образуют морфему (приставку) и т.д.
Каждая единица вышележащего уровня представляет собой комбинацию единиц нижележащих уровней. Такая комбинация не является простой суммой единиц нижележащего уровня, например, структурная организация предложения не выводится из совокупности слов.
Каждая единица обладает качественной характеристикой, невыводимой из ее составных частей.
Реальные комбинаторные возможности единиц на каждом уровне языка реализуются не полностью ни в одном языке. Каждая единица нижележащего уровня реализует свои возможности в единицах вышележащего уровня.
Предложение связано с единицами нижележащего уровня как со средствами своего оформления.
Статус единиц промежуточного уровня (Маслов): единица промежуточного уровня есть компонент (или компонент компонентов) единицы ближайшего высшего основного уровня, состоящий из целого числа единиц ближайшего низшего основного уровня.
· Формально слог отличается от фонемы, и он по своей сложности ближе к морфеме, но он незначим и функционально подобен фонеме.
· Основа слова иногда сближается со словом, но не выполняет функции слова: номинативной и синтаксической, и в этом основа слова аналогична морфеме.
· Словосочетание состоит из слов, но лишено предикативности, и потому оно функционально совпадает со словом – быть основной частью предложения.
Наличие единиц промежуточного типа – одна из форм проявления взаимодействия единиц разных уровней в рамках языковой системы в целом.
Подходы к рассмотрению языковых единиц в связи с уровневой организацией языка
1. Каждую единицу можно рассматривать как единицу своего уровня в целом, в единстве его формальных и функциональных особенностей.
2. К каждой единице можно походить с формальной стороны, с учетом ее отношений с единицами нижележащего уровня.
3. Каждая единица может рассматриваться в функциональном аспекте, в ее связях с единицами вышележащего уровня.
Различия этих походов отражаются в дифференциации разделов языкознания, связанных с изучением тех или иных языковых единиц.
1) Фонема является предметом изучения фонологии, где она рассматривается в качестве единицы фонологического уровня языковой системы, выполняющая смыслоразличительную функцию и обладающая определенными физическими свойствами.
Более подробно изучением физических свойств звуков занимается экспериментальная фонетика, которая подходит к фонетическим единицам с т.з составляющих их физических характеристик.
В сфере морфонологии фонемы изучаются функционально как компоненты морфем – единиц вышележащего уровня.
Именно в области изучения фонемных единиц отразился состав разделов языкознания, в рамках которых осуществляется их изучение с вышеуказанных трех точек зрения.
2) Морфемы. Тот раздел морфемики, в задачи которого входит изучение морфем, как основных единиц морфонологического уровня – морфонология. В морфонологии морфемы изучаются в формальном аспекте с т.з. их морфофонемных структур.
Более разработанным оказывается функциональное изучение морфем (потому что они участвуют в процедуре образования слов) представленное в традиционной морфологии и активно развивающемся словообразовании. Ограниченность этих разделов проявляется в том, что морфология интересуется только теми морфемами, которые выполняют грамматическую функцию, а словообразование только теми морфемами, которые выполняют словообразовательную функцию.
За пределами внимания остаются корневые морфемы, а также морфемы непроизводных не членимых слов. Функциональное изучение этих морфем остается во многом белым пятном, а между тем именно оно могло в соединении с успехами морфологии и словообразования могло завершить организацию функциональных морфем.
3) Слово изучается как основная единица лексического уровня лексикологии.
Функциональное изучение слова происходит в функциональном синтаксисе, где слово рассматривается как член предложения.
Как формальное, так и функциональное изучение слова ограничено.
Вопрос о формальной лексикологии формальном синтаксисе – проблема, изучаемая до сих пор.
06.11.15.
Морфемный уровень:
- Герт А.С. «Морфемика в ее отношении к лексикологии» / Вопросы языкознания, 1990, №5, стр. 5-11.
Морфемно-морфологический уровень:
- Гречко «Теория языка» стр. 80-82.
- Хроленко А.Т. «Теория языка. Морфемный уровень» стр.343-348.
Лексемный уровень
- Хроленко «Теория языка» стр.348-352.
- Гречко, стр.82-87.