Внеклассная работа по истории
Проводимая в школе вне уроков воспитательная работа по предмету называется, внеурочной или внеклассной. Внеклассная работа по истории расширяет кругозор, углубляет знания, формирует умения, интерес к истории, нравственный облик, духовно обогащает учащихся.
Внеклассная работа изучает яркий, познавательный материал, не входящий в программу. Это работа со справочной литературой, систематизация материала, написание рефератов, докладов, выступление перед аудиторией. Она помогает образованию и воспитанию учащихся и является существенным дополнением классно урочной системы.
На основании изложенного можно сделать вывод о том, что внеклассная работа решает образовательные, воспитательные и развивающие задачи. Но в отличие от урока, она делает это на своем материале, следовательно, имеет свои особенности:
1. Внеклассная работа носит добровольный характер. Это дает возможность организовать деятельность учащихся по интересам.
2. Учитель относительно свободен в выборе содержания.
3. Создаются благоприятные условия для учета возрастных и психологических способностей учащихся. В младших классах используются динамичные формы – игровые, элементы драматизации, а в старших преобладает работа с научной и научно – популярной литературой.
4. Широкие возможности для формирования интеллектуальных и практических умений школьников за счет использования элементов исследовательской работы.
5. Шире, чем на уроке, используется связь с современностью, разнообразнее общественно- полезная деятельность учащихся – выставки, выступления, конференция, вечер. На внеклассных мероприятиях развиваются умения, которые успешно могут быть применены на уроках для более успешного усвоения содержания.
Классификация методов и характеристика организационных форм были даны в 40 годах В. Бернацким. Он выделял 4 направления:
– внеклассное чтение на основе работы с книгой
- на основе изучение истории через изобразительную наглядность, кинофильмы, памятники
- на основе работы с наглядностью, беседы, лекции вне урока
- на основе живого слова учителя, рефераты, диспуты, игры
- на основе активного восприятия и обработки школьниками исторического материала.
Основной формой внеклассной работы Бернацкий считал кружок.
А. Вагин классифицировал виды внеклассной работы по источникам знаний – живое слово учителя, работа с печатным текстом, работа с наглядностью, он предложил 15 организационных форм внеклассной работы – внеклассное чтение, историческое краеведение, экскурсионная работа, кружки. Существует ряд пособий, который отражает богатый опыт проведения и организации исторических вечеров, викторин, игр, существуют сборники разных лет издания, целиком посвященные опыту проведения разных форм внеклассной работы по истории (Кулагина Г.А. 100 игр по истории, Федорчук И.А «Интеллектуальные игры для школьников по истории»).
Переходим к рассмотрению форм внеклассной работы. Они разнообразны, различаются по количеству охвата учащихся и в связи с этим могут быть:
- массовыми и фронтальными (вечер, конференция, митинг),
- групповыми или кружковыми (работа кружка или секции),
-индивидуальными (работа по оказанию помощи в написании доклада, реферата учащемуся),
-по длительности- (систематические кружки, внеклассные чтения, создание музеев и работа в нем),
-эпизодические(поход, экскурсия, выпуск исторической газеты).
Исторический кружок относится к систематизированным формам работы, он рассчитан на углубленную работу с учащимися в течении длительного периода. Кружки создаются по определенному принципу. Это руководящая роль учителя, соблюдение добровольности и работа по интересам, организация самостоятельной исследовательской работы, гласность, законченность работы и перспективы. В кружке могут быть ученики одного класса, одной параллели или разных параллелей, но примерно одного возраста.
Учитель истории.
Учитель истории – ведущая фигура в деле обучения и воспитания подрастающего поколения. Он преподает историческую науку, которая имеет широчайшие возможности для формирования активных гражданских позиций учащихся, которым после окончания школы придется участвовать в построении прочного демократического общества.
О значении качеств личности учителя писали многие выдающиеся деятели и педагоги всех времен и народов. Ушинский писал: «Только личность может сформировать личность, только характером можно образовать характер.,, Чем более зрелым становиться общество, чем прогрессивнее его характер, тем более высокие требования предъявляются к личности учителя. А сами качества его личности становятся главным фактором воспитательного воздействия на молодые умы и души.
В исследованиях Кузьминой, Щербакова, Сластенина, Вершловскогопоказано, что ведущей характеристикой активной гражданской позиции учителя является осознание им общественной значимости своей профессии, предполагающее принятие социальных целей обучения и воспитания как целей своей педагогической деятельности и отношение к профессии учителя как к средству служения обществу.
Гражданская позиция учителя не только основа выполнения его высокого общественного предназначения, но и постоянный стимул идейно – нравственного саморазвития личности, потребности заниматься педагогической деятельностью, постоянно ее совершенствовать.
Высокий профессионализм, способность ориентироваться в новых явлениях общественно – политической жизни общества, умение педагогически интерпретировать массовую информацию - важнейшие качества личности современного учителя истории.
Формирование личности учителя процесс длительный и многогранный. Он начинается в стенах института и продолжается в течение всей его трудовой деятельности. Научно – техническая революция, сложнейшие процессы, происходящие в социальной, экономической, общественной, политической, культурной жизни человека на современном этапе его развития, внесли серьезные изменения в понимание сущности профессионализма учителя истории. Его работа это ряд взаимосвязанных видов деятельности. Это и преподавание, проведение классных и внеклассных занятий, воспитание учащихся, повышение квалификации, работа с родителями, общественная работа. Каждый вид деятельности имеет свое специфическое содержание, определяющее его должностные обязанности и номенклатуру необходимых ему знаний и умений. Например, проведение урока включает
1. предварительную подготовку учителя к преподаванию предмета- изучение школьных программ, учебников, учебных пособий, специальной и методической литературы,
2. накопление и систематизацию материала, нужного для преподавания того или иного курса.
3. знакомство с наглядными и техническими средствами обучения, которые предполагается использовать в учебном процессе.
4. знакомство с классом, его уровнем подготовки к обучению, особенностями, интересами и склонностями уч-ся.
5. составление перспективно – тематического плана.
После такой общей работы учитель подробно готовится к каждому занятию. Проведение учебных занятий сопровождается проверкой тетрадей, контурных карт. В содержание деятельности учителя входит организация зачетов и экзаменов, консультаций, разработку заданий, определения форм и методов проведения зачетов и экзаменов. Деятельность учителя истории так же определяется его работой по созданию и поддержанию на должном уровне кабинета истории.
Сложна по своему содержанию методическая работа учителя. Это посещение и анализ уроков других учителей, участие в работе школьного и районного методического объединения, подготовка докладов, написание статей, проведение открытых уроков, создания пособий, авторских программ, организации педагогического эксперимента, анализ своей педагогической деятельности, которая в свою очередь является важнейшим моментом в работе учителя в самооценке и анализе собственной педагогической деятельности.