История формирования ветхозаветного канона

Формирование канона священных книг Ветхого Завета началось в глубокой древности, в эпоху исхода евреев из Египта, и продолжалось вплоть до I-II в по Р.Х.

На протяжении всей истории богоизбранного народа существовали люди или даже целые общества, которые записывали, а также хранили и изучали слово Божие.

Писание свидетельствует, что первую книгу, под названием «книга закона» (иудейская и христианская традиция отождествляет ее с Пятикнижием), написал Моисей и передал ее левитам для того, чтобы они хранили ее рядом с ковчегом завета (см. Втор. 31:9, 26). Тем самым был установлен особый статус (канон) тех книг, которые были написаны Моисеем по велению Божию. Следующим богодухновенным автором стал Иисус Навин. По свидетельству священного текста, он вписал то, что ему говорил Господь в «книгу закона Божия», после чего эта книга была положена рядом с писаниями Моисея, с правой стороны от ковчега (см. Нав. 24:26). Продолжателем этой традиции стал пророк Самуил. Согласно Писанию, он изложил народу «права царства, и написал в книгу и положил перед Господом» (1Цар. 10:25). При этом текст Писания говорит не о какой-то неизвестной книге. В тексте перед словом «книга» стоит определенный артикль. Следовательно, это была особая, всем известная священная рукопись, которая хранилась «перед господом» и которую начали составлять предшественники Самуила.

Так было положено начало формированию ветхозаветного канона, собрания тех книг, которые имеют особый сакральный статус. Последующую историю становления ветхозаветного канона можно изобразить следующим образом.

Со времен Самуила, вплоть до Вавилонского плена, в еврейском народе существовали целые школы, которые занимались собиранием, хранением, а также изучением богодухновенных писаний. Так, упоминание об этих обществах, есть в самом священном тексте. Например, в книге Притчей мы читаем: «И это притчи Соломона, которые собрали мужи Езекии, царя иудейского» (Притч. 25:1). Вероятней всего, что начало подобным сообществам было положено во времена пророка Самуила. Писание упоминает о них как о «сонмах сынов пророческих» (см.: 1Цар. 10:5, 10; 19:18-21). Об этом же говорит и иудейское предание, используя выражение «судебные дома» (в Талмуде упоминается о судебных домах Самуила, Давида, Соломона, Езекии). Среди тех, кто записывал и хранил Божественные Писания, были и те пророки, чье служение продолжалось непрерывно с VIII по V до Р.Х. (см.: 2Пар. 9:29; 12:15).

После падения Иудейского царства в 586 г. до Р.Х. евреи спасают и продолжают хранить священные книги в Вавилоне. Об этом свидетельствует 2 Маккавейская книга (см. 2Мак. 2:2), а также книга пророка Даниила (см. Дан. 9:1, 2). После плена свитки священных книг возвращаются в Палестину. Упоминание о них мы встречаем у пророка Захарии (см. Зах. 7:12), которому уже известно деление на закон и пророков, пророка Малахии (см.: Мал. 2:4-6; 4:4-6), у Ездры (см.: Езд. 3:2-5) и Неемии (Неем. 9:13, 14).

После Вавилонского плена начинается процесс, который в библеистике носит название «закрытие» Ветхозаветного библейского канона. Согласно традиционному мнению, это событие связано с деятельностью Ездры, Неемии и Малахии, которые около середины V в. до Р.Х. учредили т.н. Великую Синагогу. В последнюю входили священники, левиты, старейшины и пророки еврейского народа, известные под общим именем соферим, т.е. книжники. Иудейская традиция, а вслед за ней и христианская, считают, что члены Великой Синагоги были последними богодухновенными мужами (ср. 1Мак. 9:27). После Ездры, Неемии и Малахии пророческое служение в Израиле прекратилось, поэтому последний из трех, Малахия, называется в иудейской традиции «печатью пророков». Также считается, что именно они «закрыли» ветхозаветный канон, раз и навсегда утвердив корпус книг Священного Писания. Этот взгляд поддерживается многими святыми отцами христианской Церкви. Таким образом, согласно традиционному мнению,

Процесс формирования еврейского канона (т.н. «закрытие» канона) книг Священного Писания Ветхого Завета завершился в V в. до Р.Х., благодаря деятельности первосвященника Ездры.

Справедливости ради, необходимо отметить, что существуют альтернативные гипотезы времени «закрытия» Ветхозаветного канона. Так, например, Барух Спиноза, мыслитель XVII в., а за ним и большое число более поздних западных исследователей, считали, что канон был «закрыт» во II в. до Р.Х., что связано с деятельностью Маккавейских мужей, а, возможно, и еще ближе к моменту Рождества Христова. Большою популярностью пользуется гипотеза еврейского исследователя Гретца (XIX в.), согласно которой канон был сформирован лишь в конце I в. по Р.Х. на иудейском соборе в городе Ямнии (90 г.) Однако, в действительности, на этом соборе, согласно свидетельствам Талмуда, шел спор единственно о каноническом достоинстве двух книги: Екклесиаст и Песнь Песней.

Палестинский канон

То собрание книг Ветхого Завета, которое было сформировано во времена Ездры, было распространено преимущественно среди иудеев Палестины и Вавилона. По этой причине этот канон называется «Палестинским». Иногда можно встретить название «Ямнийский канон», поскольку, по мысли некоторых исследователей, именно на этом соборе был окончательно утвержден список канонических книг еврейской Библии.

В Палестинский канон входят 39 книг, которые подразделяются на три группы:

1. Закон (Тора): Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие;

2. Пророки (Невиим):

1) Ранние пророки: Иисус Навин, Судьи, 1 и 2 Самуила (1 и 2 Царств), 1 и 2 Царей (3 и 4 Царств);

2) Поздние пророки:

а) большие пророки: Исаия, Иеремия, Иезекииль;

б) малые пророки: Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария, Малахия;

3. Писания (Хетувим): Псалтирь, Иов, Притчи, Екклезиаст, Плач Иеремии, Песнь Песней, Руфь, Есфирь, Даниил, Ездра, Неемия, Хроники (1 и 2 Паралипоменон).

В иудейской традиции все вышеуказанные книги носят название ТаНаХ (т.е. Тора, Невиим, Хетувим)

В Талмуде и еврейских сочинениях вавилонско-палестинского происхождения эти книги группируются таким образом, что составляют 24 книги. Это символическое число, которое указывает на число богослужений и богослужебных чред.

Однако мы встречаем и другое счисление. Согласно Иосифу Флавию, изначально канон состоял из 22 книг, по числу букв еврейского алфавита (см. «Против Апиона» 1, 8). В этом случае одну книгу составляли: писания малых пророков, все парные книги (Самуил, Цари, Хроники), а также книги Судьи и Руфь, Ездра и Неемия, Иеремия и плачь Иеремии.

В особую группу выделяются пять книг раздела Кетувим (Песнь Песней, Руфь, Плач, Екклезиаст и Есфирь), которые употреблялись в синагогах в праздничные дни (Пасху, Пятидесятницу, Кущей, Пурим). Они называются «Хамеш Мегилот» (Пять свитков).

Александрийский канон

В период после Вавилонского плена, евреи жили не только на территории Палестина и Междуречья. Большая еврейская диаспора еще со времен падения Южного царства существовала в Египте. Здесь был один из крупнейших очагов эллинистического мира, культурным центром которого с III в. до Р.Х. являлась Александрия. Во время правления Птолемея II Филадельфа здесь осуществляется перевод Священного Писания с еврейского на греческий язык – т.н. Септуагинта (перевод Семидесяти (LXX)).

Во многих дошедших до нас кодексах LXX, наряду с теми книгами, которые рассматривались в качестве канонических иудеями Палестины, содержатся книги, которые иудейская традиция называет неканоническими, «хиционим» (посторонние) или «генузим» (скрытые): Премудрость Соломона, Премудрость Иисуса сына Сирахова, Товит, Иудифь, 2 и 3 книги Ездры, 1, 2, 3 Маккавейские книги, Послание Иеремии, книга Варуха. Все они написаны около III-II вв. до Р.Х.

По мнению ученых-библеистов, александрийские иудеи не вносили неканонические книги в состав своих священных кодексов. Отношение к ним среди еврейской диаспоры Александрии было иное, нежели к 22 каноническим. Так, например, Иосиф Флавий, который пользовался переводом LXX, считает канонически-богодухновенными только 22 книги еврейского канона, хотя ему были известны и неканонические (например, Маккавейские, Товит, Иудифь). У Оригена мы находим свидетельство, согласно которому, иудеи Александрии предпочитали использовать не перевод на греческий Семидесяти, но Акилы, т.к. в нем были только канонические книги.

Согласно устоявшемуся в библейской науке мнению, неканонические книги стали соединяться с каноническими книгами греческого Ветхого Завета в одно собрание именно в христианских кодексах Священного Писания.

Христианский канон

В христианской традиции на данный момент ветхозаветный канон существует в трех своих разновидностях.

Так, на Востоке, где авторы были знакомы с еврейской традицией в большей степени, издревле было принято разделять книги на канонические и неканонические. Если книги канонические имеют высокий вероучительный авторитет и достоинство, то неканонические обладают авторитетом единственно нравственно-назидательного характера. Яркие свидетельства этого мы находим у Оригена в толковании на первый псалом, в 60-м правиле Лаодикийского собора (360 г.), в 39-м пасхальном послании свт. Афанасия Александрийского (365 г.), в 4-м огласительном поучении свт. Кирилла Иерусалимского, в сочинении прп. Иоанна Дамаскина «О православной вере», а также в «Катехизисе» свт. Филарета Московского.

Православный библейский канон имеет существенные структурные отличия от еврейского канона и состоит из следующих книг:

I. Канонические книги

1. Законоположительные: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие;

2. Исторические: Иисуса Навина, Судьи, Руфи, 1 – 4 Царств, 1, 2 Паралипоменон, 1 Ездры, Неемии, Есфири;

3. Учительные: Иова, Псалтирь, Притчи Соломона, Екклесиаст, Песнь Песней;

4. Пророческие: Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила, 12-ти малых пророков.

II. Неканонические книги

1. Исторические: 2 Ездры, Товита, Иудифи, 1, 2, 3 Маккавейские;

2. Учительные: премудрости Соломона, Премудрости Иисуса сына Сирахова;

3. Пророческие: Книга Варуха, Послание Иеремии, 3 Ездры.

Помимо этого, в ряде канонических книг присутствуют значимые с точки зрения текстологии, неканонические дополнения. Так, 2 Паралипоменон включает т.н. «молитву Манассии» (см. 2 Пар. 36:23), существенно дополнены книги Есфири (см.: 1:1; 3:13; 4:17, 5:1, 8:13; 10:3), пророка Даниила (13-я и 14-я главы), Иова (после 42:17), также в христианском каноне присутствует 151-й псалом.

На Западе же, где с книгами Ветхого Завета изначально были знакомы по тексту Септуагинты, а также выполненному с него древнелатинскому переводу, с первых веков укоренилось мнение о равном авторитете и достоинстве канонических и неканонических книг. Один из самых ранних свидетелей такого подхода является декрет папы Дамаса (374 г.) Большую роль в формировании подобного взгляд сыграл блж. Августин, который высказывает его в своем сочинении «О христианском учении». Также подобный канон был принят на Иппонийском (393 г.) и двух Карфагенских (397 г. и 419 г.) соборах, на которых блж. Августин председательствовал, а кроме этого в декретах папы Иннокентия I (405 г.) и Геласия (495 г.) Окончательно взгляд Западной церкви на ветхозаветный канон был сформулирован в постановлениях Тридентского собора (1545-1563 г.) На нем Католическая церковь предлагает учение об абсолютном равенстве канонических и неканонических книг. Позже на этой почве в западном богословии возникает учение о протоканонических и девтороканонических книгах Ветхого Завета. Это деление указывает не на различие авторитета, но лишь на разницу появления этих книг во времени и моменте их включения в Священный канон.

Иное отношение к вопросу богодухновенности и каноничности книг Ветхого Завета распространено в протестантских конфессиях. Здесь принято учение о каноническом достоинстве лишь 22 книг еврейского канона. Остальные книги считаются апокрифами (т.е. подложными).

В православной традиции апокрифами считаются книги, возникшие в период со II в до Р.Х. по II по Р.Х. Это 4 Макавейская книга, книга Еноха, книга Юбилеев, Вознесение Моисея, Апокалипсис Варуха, Завет XII патриархов. В отличие от неканонических книг они по многим пунктам расходятся с догматическим, а также нравственным учением Церкви.


Наши рекомендации