Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Методические рекомендации по подготовке к лекциям
Приступая к изучению теории и методологии истории, студент должен иметь общие представления об их объекте, предмете, методах, структуре, месте в системе исторических наук и соотношении с другими науками. Преподаватель в целях качественного освоения дисциплины должен сформировать у студента представление о характере научной и учебной литературы, которую предстоит изучить. Продуманная и целенаправленная подготовка к лекции закладывает необходимые основы для глубокого восприятия лекционного материала.
Самостоятельная работа начинается до прихода студента на лекцию. Многие студенты активно используют «систему опережающего чтения», то есть предварительно знакомятся с материалом, содержащимся в учебниках и учебных пособиях, закладывают базу для более, глубокого восприятия лекции.
Другой формой самостоятельной работы студента является посещение лекции, внимательное конспектирование её основных теоретических положений, уяснение основного содержания, краткая, но разборчивая запись лекции – непременное условие успешной самостоятельной работы студента. Конспектирование представляет собой сжатое и свободное изложение наиболее важных вопросов темы лекции. Необходимо избегать механического записывания текста лекции без осмысливания его содержания.
Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Важной формой самостоятельной работы студента является систематическая и планомерная подготовка к практическому занятию. После лекции студент должен познакомиться с планом практических занятий и списком обязательной и дополнительной литературы, которую необходимо прочитать, изучить и законспектировать. Разъяснение по вопросам новой темы студенты получают у преподавателя в конце предыдущего практического занятия.
Подготовка к практическому занятию требует, прежде всего, чтения рекомендуемых источников и монографических работ, их реферирования, подготовки докладов и сообщений. Важным этапом в самостоятельной работе студента является повторение материала по конспекту лекции. Одна из главных составляющих внеаудиторной подготовки – работа с книгой. Она предполагает: внимательное прочтение, критическое осмысление содержания, обоснование собственной позиции по дискуссионным моментам, постановки интересующих вопросов, которые могут стать предметом обсуждения на семинаре.
В начале семинарского занятия должен присутствовать организационный момент и вступительная часть. Преподаватель произносит краткую вступительную речь, где формулируются основные вопросы и проблемы, способы их решения в процессе работы.
В конце каждой темы подводятся итоги, предлагаются темы докладов, выносятся вопросы для самоподготовки. Как средство контроля и учета знаний студентов в течение семестра проводятся контрольные работы. Все указанные обстоятельства учитывались при составлении рабочей программы дисциплины. В ней представлена тематика докладов, охватывающая ключевые вопросы рабочей программы дисциплины. Их подготовка и изложение на занятиях являются основной формой работы и промежуточного контроля знаний студентов. В рабочей программе приведены вопросы для подготовки к зачету. Список литературы содержит перечень печатных изданий для подготовки студентов к занятиям и их самостоятельной работы. При разработке рабочей программы предусмотрено, что определенные темы изучаются студентами самостоятельно.
Практические занятия по теории и методологии истории преследуют три цели.
Во-первых, студенты на них знакомятся не только с теоретико-методологическими трудами, но и с великими учёными, развивавшими научный потенциал истории.
Во-вторых, тематика практических занятий демонстрирует личностный подход к науке, так как историю не только как процесс, но и как науку творят личности.
В-третьих, студенты, изучая труды великих историков, выяснят не только их теоретические взгляды, но также методы и принципы, которыми они пользовались в своей исследовательской деятельности.
Некоторые темы предусматривают проведение сравнительного анализа.
При подготовке к практическим занятиям студенты могут столкнуться с трудностями. С одной стороны, они обусловлены сложностью проблем, изучаемых на занятиях. Поэтому для студентов предусмотрено проведение соответствующих консультаций. С другой стороны, часть источников представлена в недостаточном количестве. В связи с чем, в рекомендованных списках литературы, где возможно, указывается несколько изданий, в которых опубликован один и тот же источник, а также, широко представлены дополнительные библиографические списки.
Для подготовки биографических справок рекомендуется использовать литературу из серий «Мыслители прошлого» (МП) и «Жизнь замечательных людей» (ЖЗЛ).
На практические занятия отводится 32 часа. Они не повторяют, а существенно дополняют лекционные занятия, помогая студентам в подготовке к экзаменам.
Семинарские занятия являются одной из важнейших форм обучения студентов: они позволяют студентам закрепить, углубить и конкретизировать знания по курсу теории и методологии истории, подготовиться к педагогической и научно-исследовательской деятельности. В процессе работы на семинарских занятиях студент-историк должен совершенствовать умения и навыки самостоятельного анализа источников и научной литературы, что необходимо для научно-исследовательской работы.
Усвоенный материал необходимо научиться выражать своими словами. Практические навыки этого помогает приобрести подготовка и написание реферата и доклада. Реферат – это сочинение, свободно выражающее индивидуальные впечатления и размышления по поводу прочитанного, просмотренного. Цель работы – раскрыть предложенную тему путём приведения каких-либо аргументов. Реферат не может содержать много идей. Он отражает один вариант размышлений и развивает его.
Успешному осуществлению внеаудиторной самостоятельной работы способствуют консультации и коллоквиумы (собеседования). Они обеспечивают непосредственную связь между студентом и преподавателем (по ним преподаватель судит о трудностях, возникающих у студентов в ходе учебного процесса, о степени усвоения предмета, о помощи, какую надо указать, чтобы устранить пробелы в знаниях); они используются для осуществления контрольных функций.