Тема 6. Становление Московского царства
1. Возвышение Москвы. Образование единого централизованного государства в XIV – начале XVI вв., особенности этого процесса в России.
2. Формирование традиционного общества и складывание нового идеала власти.
3. Внутренняя политика Ивана III и Василия III.
4. Укрепление Московского царства. Реформы «Избранной Рады».
Основная литература:
1. История России в вопросах и ответах / под ред. Кислицына С.А. Ростов-на-Дону, 2001.
2. История России / под ред. Радугина А.А. М., 2004.
3. История России с древнейших времен до конца XX в. М., 2000.
4. Маркова А.Н., Скворцова Е.М., Андреева И.А. История России. М, 2002.
5. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М., 2008.
6. Тугусова Г.В., Скороспелова В.А. История Отечества от его истоков до современности. Ростов-на-Дону, 2001.
Дополнительная литература:
1. Алексеев Ю. Г. Государь всея Руси. Новосибирск, 1991.
2.История / под ред. Шаповалова В.Д. Ростов-на-Дону, 2000.
3. Ионов И.Н. Российская цивилизация IX – начала XX вв. Саратов, 2002.
4.Российская цивилизация / под ред. Мчедлова М.П. М., 2003.
Рассматривая первый вопрос,следует выделить и раскрыть особенности образования русского централизованного государства. При этомнужно помнить, что этот процесс приходится на период монголо-татарского ига. Следует объяснить объективные (географическое положение, ресурсы и др.) и субъективные факторы (политика князей Ивана I Калиты, Дмитрия Донского и др.) возвышения Москвы среди других княжеств, в том числе особые отношения с Ордой.
Образование русского централизованного государства происходило в то же время, что и в Западной и Центральной Европе, но имело ряд особенностей. На Западе главными факторами объединения были экономические и социальные, а на Руси - военно-политическая и экономическая зависимость от Золотой Орды. Предпосылками формирования единого русского государства стало ускорение экономического развития Руси в XIV-XV вв., религиозное и этническое единство русского народа, сохранение единой православной церкви, центр которой в XIII в. переместился на северо-восток (сначала во Владимир, а затем - в Москву), а также наличие единой правящей династии Рюриковичей во всех русских государствах.
Большую роль играло то, какое княжество станет центром объединения Руси. На место политического лидера в начале XIV в. выдвинулась Москва, что объясняется как выгодным географическим положением, так и умелой, дальновидной политикой ее князей, которые получили из рук хана не только ярлык на великое княжение Владимирское, но и право сбора дани со всей Руси. Ивану I Калите (1325-1340) удалось сделать Москву религиозным центром Руси. Московские князья заботились о благосостоянии своего народа и расширении территории, превратив Москву к середине XV в. в центр крупнейшего и экономически могущественного государства. Им удалось утвердить вертикальный способ передачи великокняжеского стола от отца к старшему сыну, что способствовало упрочению власти. Усилению позиций Москвы помогло обретение русской церковью автокефалии, т.е. независимости от Константинополя (1442).
Сам процесс объединения русских земель можно разделить на три этапа:
1. Деятельность великого князя Ивана Калиты и его сыновей. Для этого периода была характерна проордынская политика, а также изменение принципа наследования.
2. Деятельность Дмитрия Ивановича Донского и его сыновей. Изменяются отношения с Ордой, Москва начинает противостоять Орде. В 1380 г. произошла Куликовская битва, закончившаяся победой русского войска, показавшая не только силу и авторитет московских князей, но и их моральное право быть лидерами в централизации государства.
3. Правление Ивана III и Василия III. На этом этапе происходит окончательный разрыв отношений с Золотой Ордой в 1480 г. (стояние на р. Угре). Русские князья обретают внешнюю независимость (суверенность). Меняется титул Ивана III, теперь он «царь» и «самодержец».
Во втором вопросенужно охарактеризовать эпоху позднего средневековья на Руси (XIV – XVII вв.) как складывание традиционного общества, назвать его особенности и основные ценности. Складывающееся Московское царство представляло собой общество с традиционным типом культуры, пришедшее на смену архаичному, и которому были присущи свои особые ценности. Назовем основные черты традиционного общества.
Это общество аграрное, т.е. основное занятие населения – земледелие и скотоводство. Это общество локальное. Оно складывается из малых поселений, находящихся на большом удалении друг от друга. Это общинное общество. Его основной социальной ячейкой является община - замкнутое объединение людей, сплоченных по локальному или родовому принципу. Типы общин: крестьянская, феодальная и городская - цеховая. Это общество публичное. Вся жизнь человека контролируется общиной. Это иерархическое общество. Главное основание иерархии - происхождение. Иерархия предполагает неравенство прав и обязанностей различных групп (сословий) в обществе. Это общество консервативное. В нем преобладает личное общение. Это обуславливает постоянное воспроизводство одних и тех же культурных моделей.
Такой характер социальных отношений в традиционном обществе способствовал формированию специфических (традиционных) ценностей в каждой сфере общественной жизни, складыванию ценностных основ русской цивилизации. В социально-экономической сфере сформировались такие ценности, как коллективизм, сословность и корпоративность. Политической ценностью традиционного Московского общества стала деспотия. Здесь складывается особый тип правления, при котором власть российского монарха была весьма высока. Духовными ценностями стали священный характер власти и ориентация на внутренний мир. Своеобразным итогом была ценность статичности, неизменности жизни, при которой любое изменение воспринимается как ухудшение, следовательно, ведущее к разрушению и уничтожению существующего мира.
Говоря о складывании нового идеала власти в XV – XVI вв., следует отметить, что идея принятия власти князьями от Бога стала широко распространяться в Московском царстве. Формируется идея непогрешимости власти и неподконтрольности ее обществу, обычным людям. Но обратной стороной такой веры были и особые ожидания от царя, а также его исключительная ответственность за все происходящее. После женитьбы Ивана III в 1472 г. на Софье Палеолог, племяннице последнего византийского императора был заведен сложный церемониал по византийскому образцу. Иван III принял титул: «Божиею милостию Государь всея Руси», а в отношениях с другими народами титул «царь всея Руси». Во второй половине ХV в появляется название «Россия». С конца ХV в. на государственных московских печатях появился византийский герб — двуглавый орел в комбинации с московским гербом — изображением Георгия Победоносца. Атрибутами великокняжеской власти стали трон, скипетр, держава, бармы и «шапка Мономаха», венчавшая голову московского государя вместо короны. Оформилась идеологическая доктрина государства о преемственности власти московских государей от римского императора Августа-кесаря, брат которого, Прус, правивший в Прибалтике, являлся прямым предком Рюрика, а значит, и родоначальником московских князей. Развитие этой легенды привело к утверждению идеи «Москва — Третий Рим», которая отражала идеи священного характера власти и придавала князю статус хранителя основ православия. В этой концепции были также заложены основы так называемой «русской идеи»: идеи богоизбранности и мессианского предназначения России – «Святой Руси», повлиявшей на формирование национального менталитета.
В третьем вопросе следует раскрыть суть внутренней политики первых московских государей Ивана III и Василия III и основные события, происходившие в это время: свержение монголо-татарского ига, международное признание суверенного русского государства, объединение русских земель, централизация управления, идеологическое оформление самостоятельности Московского государства. При анализе системы государственной власти следует раскрыть роль Боярской Думы как института корпоративного представительства и ее взаимоотношения с царской властью, значение системы местничества и «кормлений». Для рассмотрения государственной идеологии, сложившейся во времена Ивана III, нужно уточнить значение титулов «самодержец», «государь всея Руси», используемых им.
При Иване III (1462-1505) и Василии III (1505-1533) был завершен процесс объединения русских земель в единое государство и обеспечения его независимости («стояние на р.Угре» 1480 г.). При Иване III к Москве были присоединены земли Ярославского, Тверского княжеств, Вятской и Новгородской земель. Постепенно складывается единое устройство и управление в государстве. Иван III принимает титул «великого князя всея Руси». Высшим органом власти стала Боярская Дума, кудавходили бояре, окольничие и князья бывших удельных княжеств. Это совет при князе, совещательный орган государственной власти. Существовало два высших органа госаппарата – Дворец и Казна. Первый ведал великокняжескими землями, второй – финансами, архивом и внешней политикой. По административной реформе страна делилась на уезды, станы и волости (по границам бывших удельных земель), во главе которых стояли наместники и волостели. Они получали территории «в кормление», то есть брали себе часть налогов, собираемых на данной территории. При Иване III начинают возрождаться традиции самоуправления. Уставные грамоты регулировали отношения местных органов власти и населения. Жителям было разрешено обращаться с жалобами к великому князю (царю). Таким образом, складывался идеал «царя-правдолюбца, защитника народа», а с другой стороны царь фактически ставил себя выше закона при полном одобрении со стороны населения. В 1497 г. был принят Судебник – первый кодекс законов единого государства. В нем устанавливались новые нормы судопроизводства, а также было разрешено зависимым крестьянам уходить от своих хозяев к другим в течение 15 дней в году (неделя до и неделя после Юрьева дня). По военной реформе главную силу армии составляли не княжеские дружины, а ополчения дворян, дворянская конница, пешие полки. Служилые люди – дворяне, получали от великого князя (царя) поместья, которые закреплялись за ними на время несения службы. С конца XV в. начинают оформляться на Руси сословия – феодальная аристократия (бояре), дворянство, духовенство, посадские люди и крестьянство.К началу XVI в. в России сложилась монархия с признаками самодержавия. Но процесс централизации не был завершен, так как сохранились многие пережитки раздробленности (уделы сыновей Ивана III, отсутствие единой денежной и налоговой системы, общей системы мер и весов, церковное своеобразие епархий).
Четвертый вопроспредполагает рассмотрение первого этапаправления Ивана IV (1533-1564 гг.), когда с помощью «Избранной рады» царь провел крупный цикл реформ: административную, военную, финансовую, судебную, центрального и местного управления и др., направленных на ликвидацию пережитков феодальной раздробленности. Особое внимание следует обратить на созыв Земских соборов и их роль в системе власти. Студентам нужно показать цели проводимых реформ, достигнутые результаты (был ли изменен традиционный уклад) и их соответствие ожиданиям Ивана IV.
В 1547 г. Иван IV был назван царем, он венчался на царство. Повышался авторитет Ивана IV, титул царя приравнивался к титулу императора, официально утверждался самодержавный характер власти российского царя.
При Иване IV была создана Избранная Рада – правительство из наиболее близких царю людей. В 1549 г. был созван первый Земский собор – собрание представителей разных сословий и земель России. Земские соборы действовали больше ста лет. Это время существования в России сословно-представительной монархии. В 1550 г. был принят новый Судебник, по которому крестьяне могли переходить от своего помещика к другому лишь в один день в году – в Юрьев день, увеличена плата за «пожилое». Иван IV провел реорганизацию войска, были проведены и военные реформы, которые ограничили местничество в военной сфере. Было создано стрелецкое войско, вооруженное огнестрельным оружием. Стрельцы жили на своих дворах в «стрелецких слободах» и получали за службу жалование. В 1556 г. был упорядочен набор дворянского ополчения: с каждых 150 десятин земли землевладелец должен был выставить одного воина. Не выполнившие разнарядки наказывались денежным штрафом.
Для управления страной были созданы приказы (Посольский для связей с другими государствами, Разбойный занимался судебными делами и т. д.). Много внимания уделялось вопросам церкви и религии. Царь представил церковному собору длинный список недостатков в церковной жизни, для исправления которых собор предпринял меры, изложенные в 100 главах (отсюда «Стоглав»). Согласно «Стоглаву» были установлены нормы внутренней жизни духовенства, учреждены «поповские старосты» для надзора за духовенством. «Стоглав» ограничил церковные владения и финансовые привилегии.
В 1556 г. Избранная рада отменила кормления и установила новый общегосударственный налог. Местное управление и суд были переданы в руки избранных посадскими людьми и волостными крестьянами людей. Были проведены финансовая, налоговая реформы, установлены единая система мер и весов, налогов, таможенных сборов. Новая административная реформы разделила страны на «губы», уезды и волости, пропорционально количеству населения вне зависимости от границ бывших удельных княжеств.
Все эти преобразования способствовали ускорению экономического развития страны и стали основой проведения активной внешней политики, особенно успешной на востоке. При Иване IV в состав России вошли земли Казанского, Астраханского ханств, присоединяются земли Сибири, Поволжья. Началась война за выход в Балтийское море (Ливонская война 1558-1583 гг.), закончившаяся поражением и уступкой Швеции и Польше русских городов в Прибалтике и на берегах Финского залива.
Говоря о значении реформ, следует отметить, что они проводились в рамках укрепления государства, и в них была заинтересована большая часть населения страны. При этом мыслилось и осуществлялось на практике разумное равновесие в распределении власти между рядом сословий (Земские соборы), правительством (Избранная Рада) и царем. Для утверждения этой системы необходимо было время. Равновесие властных структур стало неустойчивым уже в первой половине 50-х гг. Многое здесь значила и личность царя Ивана Грозного - человека государственного ума, но с непомерно развитым властолюбием, желающим получить абсолютную власть. Реформаторская деятельность закончилась в 1560-е гг. Это было связано с внешними (Ливонская война) и внутренними (опричнина) причинами.
Контрольные вопросы
1. В борьбе за первенство среди русских земель кроме Москвы участвовали Великие княжества Тверское и Литовское. Могли ли они стать центром объединения?
2. Что такое «русское идея»? Когда и в связи с чем начинается ее оформление?
3. Каковы ценности традиционного общества?
4. В чем политическое значение Боярской Думы?
5. В чем значение реформ Ивана IV?