Характеристика позднего средневековья
Позднее Средневековье - это период европейской истории XIV—XVI веков.
Позднему Средневековью предшествовало классическое Средневековье, а последующий период называется Новое время. Историки резко расходятся в определении верхней границы позднего Средневековья. В западноевропейской науке конец Средневековья обычно связывают с началом церковной реформации или эпохи Великих географических открытий. Позднее Средневековье называют также эпохой Возрождения.
Около 1300 года период роста и процветания Европы закончился целой серией бедствий, таких как Великий голод 1315—1317 годов, который случился из-за необыкновенно холодных и дождливых лет, погубивших урожай. За голодом и болезнями последовала Чёрная смерть, эпидемия чумы, которая уничтожила более четверти европейского населения. Разрушение социального строя привело к массовым волнениям, именно в это время бушевали известные крестьянские войны в Англии и Франции, такие как Жакерия. Депопуляция европейского населения была довершена опустошениями, произведенными монголо-татарским нашествием и Столетней войной.
Несмотря на кризис, уже в XIV веке в Западной Европе начался период прогресса наук и искусств, подготовленный появлением университетов и распространением учености. Возрождение интереса к античной литературе (см. Древнегреческая литература и Древнеримская культура) привело к началу итальянского Возрождения. Древности, в том числе книги, накапливались в Западной Европе во времена крестовых походов, особенно после разграбления крестоносцами Константинополя и последовавшего упадка культуры на Балканах, из-за которого византийские ученые начали переселяться на Запад, особенно в Италию. Распространению знаний очень способствовало изобретение в XV веке книгопечатания. Ранее дорогие и редкие книги, в том числе Библия, постепенно становились общедоступными, а это, в свою очередь, подготовило европейскую Реформацию.
Рост враждебной к христианской Европе Османской империи на месте прежней Византийской обусловил затруднения в торговле с Востоком, что побудило европейцев к поиску новых торговых путей вокруг Африки и на запад, через Атлантический океан и вокруг света. Плавания Христофора Колумба и Васко да Гамы ознаменовали начало эпохи Великих географических открытий, укрепивших экономическое и политическое могущество Западной Европы. Одновременно с золотом, пряностями и другими богатствами в города Европы хлынули идеи, создания великих умов древности, производившие тем большее впечатление, что на протяжении многих веков они были под запретом церкви.
В XIV — XV вв. в Европе появляются признаки разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений. В городах Италии и Нидерландах возникает мануфактура. На капиталистический лад перестраивается и торговля. Усиление эксплуатации трудящихся масс ведет к обострению борьбы, вплоть до восстаний городских низов. Все это потребовало изменений в политическом строе итальянских государств.
Серьезным тормозом для дальнейшего развития капиталистических отношений было господство феодальных монархий и засилье идеологической опоры феодализма — католической религии и церкви. Первой страной, открывшей эпоху победоносных буржуазных революций в Европе, были Нидерланды. Итогом нидерландской революции явилось освобождение страны от испанского владычества и образование буржуазной республики. Еще большее значение имела английская революция XVII в. — первая революция европейского масштаба, провозгласившая, по словам К. Маркса, «политический строй нового европейского общества».
Изменениям, совершившимся в сфере социально-экономических и политических отношений, соответствует идеологический переворот, получивший название «Возрождение». В прямом смысле слова это возрождение преданных забвению и поруганию духовных ценностей античного общества, и прежде всего его интереса к человеку и ко всему человеческому, в противовес христианской теологии. От латинского слова humanus (человеческий) происходит понятие «гуманизм», определяющее идеологическое содержание эпохи Возрождения. Обращение к наследию античной культуры отражало потребности нарождающейся буржуазии в ее борьбе против феодальной идеологии и богословско-схоластического мировоззрения.
Гуманизм возник в Италии, состоявшей в XIV — XV вв. из множества мелких, соперничающих между собой государств. Вмешательство в их жизнь Германской империи, наличие Папского государства препятствовали объединению страны. Интерес итальянских гуманистов к античности в значительной мере стимулировался ущемленным национальным самолюбием. В величии Рима, даже развалины которого производили впечатление, гуманисты видели прибежище от убогой политической действительности, образец для возрождения Италии. Некоторые гуманисты чувствовали себя не просто римлянами, но римскими республиканцами, и это не могло не столкнуть их с всесильной католической церковью.
Эпоха Возрождения может быть охарактеризована как время первоначального накопления сведений об античном мире.
Поклонники античной культуры, гуманисты, направляли за рукописями античных авторов экспедиции, изобиловавшие приключениями и трудностями. Ревностным «охотником за рукописями» был известный поэт Франческо Петрарка (1304 — 1374). Ему удалось отыскать переписку Цицерона с Аттиком, показавшую римского оратора с неожиданной и не всегда привлекательной стороны, отдельные книги исторического труда Тита Ливия и другие важные тексты. Еще успешнее оказались поиски Цоджо Браччолини (1380 — 1459), организовавшего вместе с друзьями четыре экспедиции за древними манускриптами. Греки, прибывшие в Италию, и итальянские гуманисты, посещавшие Византию, привозили рукописи с текстами греческих классиков.
Заслугой гуманистов было не только извлечение латинских рукописей из монастырей и сохранение ряда греческих текстов, которые неминуемо погибли бы с падением в 1453 г. Византии, но и размножение произведений античных авторов с помощью печатного станка. Это важнейшее изобретение было поставлено на службу классическому образованию. Типографии, появившиеся в Венеции, Флоренции, Болонье и других городах Италии, издавали прежде всего античных авторов, удовлетворяя свойственный эпохе интерес к античности. Наибольшие заслуги в издании античных авторов принадлежат гуманисту Альду Мануцию (1449 — 1515). Вместе со своими друзьями и помощниками Мануций в своей типографии в Венеции издал произведения 27 античных авторов в 96 томах. Издательскую деятельность Мануция продолжали его сын и внук. Для того чтобы издавать произведения древнегреческой и латинской литературы, нужно было обладать превосходным знанием обоих языков и филологическими способностями. Средневековые монахи, переписывавшие тексты, многого в них не понимали и совершали ошибки, которые механически повторялись другими переписчиками. Так, перед гуманистами встала задача, восстановления первоначального текста. Они выполняли ее по мере копирования рукописей и подготовки их к печати.
Представители
Живой интерес гуманистов вызывали наряду с рукописями — надписи на твердом материале, статуи, здания. Уже Петрарка и его друзья читали и списывали латинские надписи.
Браччолини нашел в одном из монастырей рукописный сборник надписей, составленный еще в IX в. неизвестным монахом-путешественником, и ввел этот материал в научный оборот.
Энтузиаст классической археологии — Кириако из Анконы (1391 — 1451) начал свою деятельность тем, что снял и изучил копию надписи с триумфальной арки Траяна в своем родном городе. Затем он продолжил занятия в Риме, где, по его словам, сопоставляя надписи с литературными источниками, понял преимущества первых. В 1425 г. Кириако посетил Константинополь, чтобы изучить там греческий язык и познакомиться с произведениями Гомера и Гесиода. Между 1435 и 1447 гг. Кириако путешествовал по Греции и островам Эгейского моря, списывая встречающиеся надписи и делая зарисовки памятников.
Представителем гуманистической историографии античности был Франческо Петрарка. В сочинении «О славных мужах» им был возрожден биографический жанр Плутарха. В жизнеописаниях двадцати одного политического деятеля — от Ромула до Цезаря и от Александра Македонского до Ганнибала — проходит история античности. В другом сочинении — «О знаменитых женщинах» Петрарка излагает 105 женских биографий, преимущественно женщин древнего мира. Прославление женщины вытекает из общего взгляда на благородство и могущество человеческой природы.
Продолжателем Петрарки в области историографии античности был сын флорентийского купца Дж. Боккаччо (1313 — 1375), первый из гуманистов, владевших кроме латинского древнегреческим языком. Более двадцати лет жизни Боккаччо отдал работе над трактатом «О генеалогиях божественных родов», обстоятельным компендием мифологических сведений.
У ранних гуманистов научная сторона (критика источников, сопоставление версий) историографии была мало развита. Лишь в XV в. появляются ученые-историки, а не просто люди, интересующиеся историей, какими были поэты Петрарка и Боккаччо.
Родоначальником критического направления в гуманистической историографии был Лоренцо Валла (1407 — 1457), обративший внимание на противоречивость сведений античных авторов. Наиболее ярко критический анализ Лоренцо Валла проявился в разоблачении так называемого дара Константина, согласно которому светская власть была передана папам еще императором Константином в IV в. Лоренцо Валла принадлежит ряд теоретических положений о значении истории и ее месте в общей системе научных знаний. История для итальянского гуманиста — самая трудоемкая из наук, поскольку историк должен обладать трудолюбием, острым взглядом, умением замечать различия в сходных и сходство в различных вещах, смиренным сознанием границ своих способностей к оценкам, стремлением к правде и объективности по отношению к лицам и их действиям, умением подавлять свои собственные симпатии и интересы.
Валла обладал многими из этих качеств. Он не склоняется перед античными авторитетами: уличает Ливия в ошибках, Аристотеля — в непонимании диалектики, Евсевия — в подлоге. Уничтожающей критике подвергнута им средневековая схоластическая ученость. Валлу справедливо считают создателем нового критического метода, прямым предшественником историков-рационалистов эпохи Просвещения.
Появление гуманистической историографии не означало окончательной победы над схоластикой и средневековым мировоззрением. Некоторые из историков-гуманистов стремились примирить античный рационализм с ортодоксальной верой. Античная традиция как источник суждений о прошлом используется в их трудах наряду с Библией, трудом Орозия, письмами святого Иеронима и другими произведениями ранних отцов церкви, написанными на классической латыни.