Исторические песни об Иване Грозном. Исторические песни выделяются как подтип народной песни с ярко выраженным эпическим

Исторические песни выделяются как подтип народной песни с ярко выраженным эпическим началом. Часто ИП называют лиро-эпическими, что не совсем правомерно, так как во многих из них лирическое начало сведено к минимуму (т.н. «старшие песни»).ИП – сюжетный жанр. Сюжет сводится к одному событию или эпизоду. Присутствуют традиционные элементы, формулы, эпитеты, устойчивые концовки и т.д. ИП, особенно ранняя, тяготеет к былине, однако в отличие от былины в ИП действует конкретный исторический персонаж: Иван Грозный, Суворов, Петр I, Пугачев, Разин, Ермак. Действуют не только обобщенные идеальные герои, но и более «простые люди» - например, простые казаки или слуги государя. Песни времен Ивана Грозного относятся соответственно к XVI в. К ним относятся песни о Кострюке, песни о взятии Казани, песни о Ермаке, песни об Иване Грозном. Кравцов и Лазутин считают, что песни о Кострюке появились как реакция на женитьбу Ивана Грозного на Марии Черкасской. Прототипом Кострюка считают младшего брата Марии Михаила, хотя имя Кострюк напоминает имя старшего брата Марии – Мастрюка, причем в некоторых песнях герой носит именно такое имя. Сюжет песен состоит обычно в том, что русский мужик Потанюшка побеждает хвастуна Кострюка. Марина велит Ивану Грозному казнить Потанюшку , но тот милует его и говорит, что на «в Москве должен русак тешиться». В песнях о взятии Казани, видимо более поздних, эпический элемент сглаживается: сокращается объем и гиперболизация (герои – простые казаки и мужики). В песнях отражена историческая действительность: часто упоминается подрыв стен. Песни об Иване Грозном посвящены событиям из жизни царя. Например, в одной из песен рассказывается о том, как Иван приговорил к смерти своего сына то ли за измену, то ли за хвастовство. Царевича спасает Никита Романов, который подменяет царевича на конюха. Затем Грозный мучается, думая, что казнил сына и чуть не убивает Никиту Романова, но тут выясняется, что сын жив, и царь приходит в великую радость. В песнях достаточно детально обрисован характер царя, что не характерно для идеализированного былинного князя Владимира. Песни о Ермаке рассказывают о казачьих походах под предводительством атамана Ермака, служившего Ивану Грозному. В песне «Ермак в казачьем кругу» Ермак обращается к казакам с призывом покончить с разбоем и встать на службу государю. В песне «Взятие Ермаком Казани» казаки берут Казань и получают награды от царя. В песне «Ермак у Ивана Грозного» Ермак предстает уже важным и ответственным военачальником. Среди песен о Ермаке существует, по-видимому, лишь одна, повествующая о покорении Сибири. Но и она, видимо, является более поздней (что подтверждает лингвистический и филологический анализ).

Песен о взятии Казани множество, обычно это переделки ранее существующих песен, восходящих к песням, которые пелись самому Ивану Грозному. Ведь он любил песни. Как передает Олеарий, царь, желая повеселиться за пирушкой, приказывает петь песни, сложенные о завоевании Казани и Астрахани. Для русских людей того времени Иван Грозный стал царем именно после завоевания Казанского царства; до этого для народа он привычно оставался Великим князем. В сборнике былин и исторических песен Кирши Данилова (XVIII в.) есть одна из наиболее старых редакций песни о взятии Казани. Там Иван Васильевич именуется князем вплоть до вынесения из Казани короны с порфирой. Та же последовательность повторяется в песне Иван Грозный и сын:

Казанское царство мимоходом взял,

Царя Семиона под мир склонил,

Снял с царя порфиру царскую,

Привез порфиру в каменну Москву,

Крестил я порфиру в каменной Москве,

Эту порфиру на себя наложил,

После этого стал Грозный царь.

Песни о Казани обычно кратки и не без грубоватого юмора. В них описаны насмешки татарок на стенах, вспыльчивость Грозного, и роль подкопов и пороховых взрывов при взятии Казани. Например, в такой версии:

...Еще как государь-царь Казань-город брал.

Он в овражке простоял - он и кашку расхлебал.

Он в другом постоял - он другую расхлебал,

Татарки-казанки, на стене они стояли,

На стене они стояли, попкы показали:

"Еще вот те, государь-царь, Казань-город взять!"

Эпизод с пушкарями, на которых разгневался Иван Васильевич, присутствует во многих песнях Казанского цикла. Он свидетельствует, что в народе знали сильные и слабые стороны характера своего царя. В этих песнях образ Ивана Васильевича отнюдь не идеальный, а близок к реальному образу, известному нам из описаний современников первой половины правления Грозного. Царь показан вспыльчивым, подозрительным, скорым на расправу, но и отходчивым, справедливым, готовым признать свою неправоту. В народе глубоко чтили ум Ивана Васильевича:

Старину я вам скажу стародавнюю

Про царя было про Ивана про Васильевича.

Уж он, наш белой царь, он хитер был, мудер,

Он хитер и мудер, мудрей в свете его нет.

Кроме песен о Казанском взятии, есть песни об отбитии крымских татар от Москвы. В них выступает татарский богатырь Кострюк, требующий дани. Он приезжает в Москву, царь ему устраивает пир, а Кострюк хочет поразвлечься и побороться, требует себе супротивников, иначе грозит спалить царство Московское. Царь находит ему двух борцов, один из них - Михалка или Михаил Иванович, в борьбе Кострюка убивает. Михаил Иванович, убивший Кострюка, заставляет вспомнить исторического Михаила Ивановича, князя Воротынского, нанесшего под Молодями страшное поражение крымскому хану (1572). Но сам Иван Васильевич не является главным героем в песнях этого цикла. После отбития крымцев, царь и страна живут под защитой воинов в мире и радости:

А живет-то наш Грозный царь Иван Васильевич,

А живет-то он, да звеселяется,

Звеселяется в своих да радостях,

Среди исторических песен распространена песня о спасения царевича. Известно 43 варианта. В них поется о сыновьях Ивана Грозного, Иване и Федоре. Царевич Иван, кровожадный, пытается погубить доброго брата Федора, но сам гибнет.

Тут стемнел царь, как темна ночь,

Зревел царь, как лев да зверь:

"Сказывай, собака, про измену великую!

Особое место занимает цикл казачьих песен о Ермаке, Иван Васильевич там присутствует, но песни эти лучше рассмотреть в мифотворчестве о покорении Ермаком Сибири. Есть песни о смерти Ивана Грозного. В одной из них царь лежит в гробу кипарисовом, в головах его крест и корона царская, в ногах - острый меч. Кресту молятся, мечу ужасаются, отпевают память царю православному, царю Грозному Ивану Васильевичу. О смерти Грозного существуют многочисленные плачи.

Песни о Грозном часто не связаны с историческими событиями. К их числу относится знаменитая - Не шуми мати зеленая дубравушка. Пушкин обессмертил ее в Капитанской дочке как любимую песню Пугачева. В этой песне добрый молодец, думу думает как в допрос идти к грозному судье, самому царю. Спросит царь, с кем воровал, с кем разбой держал. Молодец скажет всю правду, всю истину. Царь за то пожалует по заслугам.

ИП 17 в.

Ип 17в. широко охватили события русской истории: «смуту», смерть сына Ивана Грозного Дмитрия, появление двух Лжедмитриев, поход поляков на Русь, борьбу против них Минина и Пожарского, походы казаков на Азов, восстание Степана Разина. Создавались среди крестьян, горожан, «ратных людей», казаков. Борьба за независимость родины и против угнетателей определили две основные темы ип – патриотическую (о Михаиле Скопине-Шуйском) и социальную (о Степане Разине).Песни о Скопине воспевают его военные победы, отражают возложение народом надежд на него как на достойного быть русским царем (талантливый полководец завоевал большую любовь в народе, сыграв важную роль в освобождении Москвы от польской осады и в разгроме войск Лжедмитрия 2 и польских воевод), а также нелюбовь к нему со стороны князей Воротынского и Мстиславского (Скопин внезапно умер после пира у Воротынского, предположительно отравлен). Некоторые песни имеют немало былинных особенностей (песни из сборника Кирши Данилова, в которых Скопин, освобождая Москву, действует как былинный богатырь).Песни о Стеньке Разине описывают его отношение к «голытьбе» и казакам, походы на Яик и Каспийское море, на Астрахань, Казань, на «басурманов» ( но ничего о походе в Персию), его заключение в тюрьму и казнь. Есть проявления стихийности, мотива веры в царя и неверия в бояр. Помимо образов Разина, казаков, часто присутствует образ «сынка», смелого и дерзкого молодца, преданного Разину.

Из песен «Смутного времени» наибольшее распространение получила песня о Гришке Отрепьеве, которая выразила резко отрицательное отношение народа к Лжедмитрию, который изображен как явный самозванец, предавший национальные интересы, вступивший в сговор с врагами Руси:

…Сослал нам, боже, прелестника,

Злого Расстригу Гришку Отрепьева,

Ужели он, Расстрига, на царство сел?

Называется Расстрига прямым царем

Образы Григория Отрепьева и его жены-иноземки Марины Мнишек в песнях всегда пародийные, карикатурные. В песне Тришка Расстрига» оба они осуждаются за надругательство над русскими обычаями. Марина Мнишек называется злой еретницей-безбожницей.

В свою очередь народная историческая песня так отозвалась на облик Годунова:

Ох, было у нас, братцы, в старые годы…

<…>Как преставился-то наш православный царь

Фёдор Иванович,

Так досталась-то Россеюшка злодейским рукам,

Злодейским рукам, боярам-господам.

Появилась-то из бояр одна буйна голова,

Одна буйна голова, Борис Годунов сын,

Уж и этот Годунов всех бояр-народ надул.

***

Во второй половине 17 в. (восстание под руководством Степана Разина), тема социального протеста, которая была лишь сопутствующей в песнях начала 17 в., в песнях разинского цикла стала основной и получила самостоятельное худ. решение.

Анекдот как жанр. – история с утрированным запечатлением комических жизненных несообразностей, раскрываемых в самом конце через неожиданный сюжетный ход или внезапный поворот сюжетной ситуации.

Название анекдот происходит от греч. «неизданное» и касалось неопубликованных дополнений к изданию. С 18 века анекдотом стали называть и бытовые новеллы. Анекдот – малая комическая проза. Сложно провести границу между новеллой и анекдотом. Есть мнение о том, что анекдот возник на пути редукции и сюжетного упрощения бытовой сказки. В России историю анекдотов можно отсчитывать с 17-18 веков, когда переводные новеллы начали публиковаться в форме лубочных листов. Условием превращения новеллы в анекдот является элемент отрицания какой-либо истины или парадокс. Постепенно сложился фонд историй, которые мы и называем анекдотами. Анекдот – это история (как правило однособытийная) с утрированным запечатлением комических жизненных ситуаций, раскрывающихся в самом конце через неожиданный поворот сюжета. Также стоит отметить и ассоциативное значение анекдота, связь предмета и истории (примерно то же самое у пословицы). Анекдот функционирует в речи, образует циклы (Вовочка, Ржевский и тп), объединяется в тематические группы (политические, школьные и тп). Приемы, используемые в анекдотах для создания комического эффекта: гипербола («Самогонка стоит на столе, а закуски нет. Петька сердится.//-Василий Иванович, я уже двадцать минут варю яйца, а они все твердые// Чапаев говорит: Ладно,доставай. Видно,они от очень старой курицы»), преуменьшение (про дистрофиков) («В палате больных происходит разговор. Больному говорят: - Петя, прикати таблетку;-А почему сразу Петя? Пусть Иванов прикатит. Он сильный»), карикатурность образов («-Ты какие дрова в топку бросаешь?/-Прямые./-Теперь бросай кривые – поворачивать будем»), гротеск («Снесла курица яйцо в 5 кг.Приехал журналист и спрашивает у курицы: -Как это у вас получилось?;-Секрет!;-Ваши планы на будущее?;-Снести яйцо в 7 кг.; Журналист идет к петуху и спрашивает: -Как это у вас получилось?;-Секрет!;-Ваши планы на будущее?;-Набить морду страусу!»), многозначность слов («Сын возвращается из школы и говорит отцу: -Пап, я 4-ку принес!/-Поставь в холодильник!»), замещение прямого смысла переносным (и наоборот) («Двое приятелей беседуют. – Моя жена-просто ангел!/-Везет тебе! Моя еще жива!»), обыгрывание особенностей речи. В анекдотах часто обыгрываются известные сюжеты или события, обновляются сказочные ситуации («Патриархальный волк стучится в дверь к козлятам и говорит, как в сказке:-Козлятушки, отопритеся, ваша мам пришла, молоко принесла..//-Пошел вон отсюда..Молоко сам пей! А мать мы за пивом послали.»). Особый тип анекдотов составляют политические с их замещением комизма на гротескным обличением. Анекдот продолжает жить как фольклорный жанр в широких кругах общества. Детальное изучение жанра и его особенностей, его систематизация остается делом будущего.

Наши рекомендации