Словообразование. Типы основ слова. Словоформа; парадигма слова; начальная форма слова; словообразовательная основа; форматив
Термин словообразованиеупотребляют в двух значениях: для обозначения словообразовательного строя языка и для обозначения раздела языкознания, изучающего создание, функционирование и строение производных слов. Словообразование иногда именуют также деривацией(от лат. derivatio - отклонение, отведение), имея в виду чаще всего в этом случае образование новых слов с помощью формальных средств. Сами образованные слова обозначают тогда термином дериваты,а раздел науки о них - дериватологией.Если морфемика изучает морфемный состав слова безотносительно к тому, как это слово было образовано, то словообразование в первую очередь интересует именно это. Важную роль в понимании словообразовательной структуры слова играет понятие основы слова.
Производная и непроизводная основа. Основа- это часть слова без окончания. По своей структуре основы делятся на производные и непроизводные. Вновь образованные в языке слова — это чаще всего слова с производной основой. Непроизводныеосновы не делятся на структурно более мелкие части, их значение чаще всего не мотивировано, то есть не может быть объяснено современными связями между семантикой слова и обозначением предмета или явления именно этим словом. Так, в обозначении руки словом рука, земли - словом земля, отца - словом отец и т.д. мотивированную связь обнаружить нельзя. Иногда это не удается сделать даже с помощью глубокого этимологического анализа. Поэтому значение непроизводной основы как бы заложено в ней самой, оно не выводится из какого-нибудь более простого по значению и структуре слова. Непроизводная основа, как правило, совпадает с корнем, например: лес, рук-а, белый, вод-а, дом и т.д.
Производнаяоснова со структурной точки зрения состоит из отдельных значимых частей, то есть делится на более мелкие части — морфемы. Каждая производная основа необходимо предполагает наличие непроизводной, от которой она образована и состоит в семантико-грамматических отношениях. Значение производной основы как бы вырастает из значений составляющих ее отдельных морфем. Обозначение предметов и явлений производными основами является известным образом мотивированным, то есть словообразовательно мотивированным: домик образовано от дом, занести от нести, речной от река; нем. umubersetzbar (непереводимый) от ubersetzbar (переводимый), Berichterstatten (сделать сообщение) от Bericht (доклад); бел. сонейка от сонца, ка-ханне (любовь) от кахацъ (любить) и т.д. Производная основа может перейти в разряд непроизводных, если последняя исчезает из языка или перестает соотноситься с производной. Так, с уходом из литературного языка слова жужелъ в слово с непроизводной основой превратилось существительное жужелица.
Форма слова – это морфологическая разновидность слова, обладающая грамматическим значением, имеющим регулярное (стандартное) выражение. Каждое грамматическое явление всегда имеет две стороны: внутреннюю (грамматическое значение) и внешнюю (грамматический способ выражения). Грамматическое значение находит свое выражение в формальных показателях слова при его словоизменении (т.е. склонении и спряжении), а при отсутствии словоизменения – синтаксически, через сочетаемость неизменяемых слов с другими словами в предложении (ср. слово стол выступает в таких формах, как стол-а, стол-у, стол-ом и т.д.). Таким образом, грамматическая форма слова – это единство грамматического значения (в данном случае значения предметности, муж.р. ед.ч. и определенного падежа) и грамматического способа, т.е. материального выражения грамматического значения, той системы формальных средств, с помощью которых оно выражается (в данном случае формальных показателей этого слова, т.е. флексий). Поскольку грамматическое значение может быть присуще как одному слову, так и целому классу слов, объединенных общностью категориальной семантики, постольку и термин «форма слова» может относиться как к отдельному слову (в этом случае употребляется термин словоформа), так и к целому классу слов, выступающему в данной морфологической разновидности (ср. формы инфинитива или формы глагола 3 л. мн.ч.).Словоформа – это двусторонняя единица, предстающая в единстве ее внешней формы (последовательности фонем, ударения) и внутренней (ее значения). Значение формы слова – понятие сложное, определенным образом структурированное. Согласно теории А.И. Смирницкого, в значении словоформы выделяются три компонента: 1) лексический, выражаемый корнем слова; 2) грамматический; 3) собственно формальный (ср. в слове дремала: лексический компонент – 'быть в состоянии полусна', грамматический –'процессуальность', формальный – прош. вр., 169ж.р., ед.ч., нес.в). Таким образом, форма слова неразрывно связана с грамматическим значением, она представляет собой единство грамматического значения и средств его выражения (различных формальных показателей, например, аффиксов, флексий).Формы изменяемых слов имеют определенную морфологическую структуру: формообразующую основу и формообразующий аффикс. Постоянная часть слова, присутствующая во всех словоформах и состоящая из одних и тех же морфем, называется формообразующей основой (ср. в словах книг-а, книг-и, книг-у формообразующей основой является книг-).Формообразующая основа может состоять не только из корня, но и корня и словообразующего аффикса (ср. под-стакан-ник-), из нескольких корней (ср. лед-о-ход-), нескольких корней и словообразующих аффиксов (ср. пар-о-ход-н-). Иногда слово может иметь несколько формообразующих основ, т.к. разные словоформы образуются от разных основ (ср. глагол идти имеет две такие основы: ид- основа наст. вр. и ш(ед)- основа причастия прош. вр.). Изменяемая часть слова, представленная в его словоформах разными морфемами, называется формативом (или формообразующим аффиксом), ср. формативы -а, -у, -ой в словах книг-а, книг-у, книг-ой, Форматив может быть не только одноморфемным, но и многоморфемным (ср. форматив -л-а в глаголах прош. вр., ед.ч., ж р.). К формообразующим аффиксам в русском языке относятся, например, суффиксы инфинитива (-ть, -ти, -сти, -чь), прошедшего времени (-л -Ø), повелительного наклонения (-и, -Ø), причастий (-ущ. -ющ, -ащ, -ящ, -енн, -т, -ом, -им и др.), деепричастий (-Ø, -в, -вши, -ши, -учи), сравнительной степени прилагательных и наречий (-е, -ее, -ше, -же), превосходной степени прилагательных (-ейш, -айш). Формообразующие аффиксы служат для образования разных форм одного и того же слова, не меняя его значения, и в этом они противостоят словообразующим аффиксам, которые служат для образования новых слов. Основная функция формообразующих аффиксов – выражение грамматического значения, составляющего принадлежность целого ряда словоформ, образующих частную парадигму лексемы.Слово как единица языка представляет собой систему взаимосвязанных форм. Формы слова могут быть простыми (или синтетическими) и сложными (или аналитическими). Синтетические формы образуются путем слияния основы и формообразующего аффикса (ср. нес-ти, нес-ущ-ий), аналитические – путем сочетания служебного и знаменательного слова (ср. более сильный, самый сильный), причем функционируют эти формы как одно слово. Несмотря на то, что аналитические формы состоят из двух слов, они образуют единую словоформу, обладающую общим грамматическим значением (например, словоформа буду писать ~ значением будущего времени, быть сделанным - значением страдательного залога и т.д.). В предложении аналитические формы выступают как единый член предложения (ср. сказуемое: я буду петь). Поэтому и синтаксически, и функционально аналитические формы равнозначны слову, хотя, в отличие от него, они организованы как словосочетание, т.е. допускают перестановку компонентов (ср. он будет работать и он работать будет), включение новых слов (ср. он будет долго работать) или, наоборот, усечение (ср. он будет слушать и записывать).Аналитические формы могут сосуществовать с синтетическими формами в рамках одного и того же слова (ср. никто и ни у кого).Словоформы, различающиеся внешней формой, но имеющие одно и то же грамматическое значение, являются вариантами (ср. вариантные словоформы с окончаниями -ой/-ою существительных ж.р. ед.ч. тв.п. водой - водою: имея одно и то же грамматическое значение, они различаются лишь стилистически). Словоформы, различающиеся своим грамматическим значением, но совпадающие в своем формальном выражении, называться омоформами (ср. печь глагол и печь существительное или супруга - форма им.п. ед.ч. ж.р. и супруга род.п. ед.ч. м.р.).
Совокупность всех словоформ слова образует его парадигму. Парадигма – это система (или ряд) форм словоизменения одного и того же слова (или класса слов), например, стол-Ø, стол-а, стол-у и т.д. – парадигма существительного стол; нес-у, нес-ешь, нес-ет – парадигма глагола нести. Термин парадигма используется применительно к системе всех словоформ как определенного слова, так и словоизменительного типа, характеризующего целый грамматический класс или разряд слов (ср. глагольные парадигмы). В современном языкознании это понятие широко применяется в фонологии, лексике, словообразовании, синтаксисе, где оно имеет соответственно разный объем и структуру. В морфологии структура парадигмы определяется характером грамматических категорий и их связями внутри части речи (в русском языке, например, существительное имеет падежно-числовую парадигму, в которую входят две числовые парадигмы; в парадигме прилагательных отражаются системные связи родо-падежно-числовой парадигмы полных прилагательных с родо-числовой парадигмой кратких). Объем парадигмы конкретного слова определяется его принадлежностью к той или иной части речи (ср. разные парадигмы имени и глагола), а также - к определенному лексико-грамматическому разряду внутри этой части речи (ср., например, равные парадигмы качественных и притяжательных прилагательных). Парадигма слов одной части речи характеризуется одинаковым набором окончаний (таким образом устанавливается тип склонения или спряжения в любом языке), общей структурой основ (таким способом выделяются формальные классы глаголов), а иногда и общими акцентными явлениями.
Основным критерием объединения словоформ в одну парадигму является тождество их лексического значения (ср. дом-0, дом-а, дом-у и т.д., все эти формы различаются лишь грамматическим значением падежа), а также формальное тождество основы, хотя иногда в одну парадигму могут входить формы одного и того же слова, образованные от разных корней (ср. я, меня, человек, люди и т.д.). Формы с разными лексическими значениями являются разными словами (лексемами) и относятся к словообразованию (ср. писать - подписать - списать).
37) Способы словообразования.
Более крупной единицей словообразования, чем словообразовательный тип, выступает способ словообразования, объединяющий в себе ряд словообразовательных типов. С учетом исторических особенностей образования слов выделяют четыре основных общих способа словообразования: морфологический, морфолого-синтаксический, лекси-ко-семантический и лексико-синтаксический. Каждый из них в свою очередь может дробиться на различные развновидности, которые в лингвистике традиционно именуют также способами.
При морфологическом способе слова образуются с помощью аффиксов, присоединяемых к производящей основе или к слову в целом, а также путем словосложения. Аффиксация является самым богатым и продуктивным видом словообразования. Аффиксальный способ имеет свои разновидности: суффиксальное словообразование, префиксальное и префиксально-суффиксальное словообразование.
При суффиксальном словообразовании к производящей основе слова присоединяется тот или иной суффикс. Суффиксальное словообразование в русском и белорусском языках является наиболее продуктивной разновидностью аффиксального способа, что выражается в широком наборе суффиксов и их вариантов, в распространении суффиксальной деривации на все части речи. Например, в русском языке с помощью суффиксов могут образовываться: существительные - от существительных (лес -лесник, переплет - переплетчик), от прилагательных (красный -краснота, старый - старость), от глаголов (учить - ученик, возить - возчик) и т.д.; прилагательные - от существительных (мама - мамин, глаз - глазастый), от прилагательных (белый - беловатый, зеленый - зелененький), от глаголов (разрезать - разрезной, гореть - горючий) и т.д.; глаголы - от глаголов (залить - заливать, полить - поливать), от существительных (бездельник -бездельничать, хозяин — хозяйничать), от прилагательных (белый —белеть, черный — чернить) и т.д.
Префиксальное словообразование характеризуется присоединением приставки к целому слову. При этом, как правило, принадлежность слова к той или иной части речи не меняется. В русском и белорусском языках префиксальное словообразование охватывает в большей степени глаголы и прилагательные, в меньшей - существительные, например: читать - перечитать, идти -зайти, нести - вынести, строить - построить, умный - пре-умный, прочный - сверхпрочный, высокий - невысокий, военный -антивоенный, удар - контрудар, фашист - антифашист и т.д.
При префиксально-суффиксальном способе словообразования оба аффикса - префикс и суффикс - участвуют в образовании слова одновременно, например: пере-нос-иц-а, при-бреж-н-ый, со-курс-ник, пере-стрел-ива-ть-ся.
Среди других разновидностей морфологического способа словообразования выделяют безаффиксный способ, когда производное слово образуется с помощью нулевого аффикса, иногда с отсечением конечных звуков, например: синь от синий, сушь от сухой, гниль от гнилой, бег от бегать, вывоз от вывозить и т.д. К морфологическому способу словообразования относят также словосложение. Словосложение, или сложение, представляет собой способ образования новых слов путем сложения двух или более основ в одну, например: древнерусский, теплоизоляция, научно-технический, золотисто-желтый, нем. Bildhauer (Bild - картина + Hauer — забойщик) — скульптор, gutmachen (gut — хороший + machen — делать) — поправлять, emporfliegen (empor — вверх + fliegen - летать) - взлетать и т.д. Образующие слова основы могут быть усеченными или состоять из начальных букв складываемых слов, тогда говорят об аббревиации, а сами сложносокращенные слова называют аббревиатурами (от лат. brevis -краткий), например: леспромхоз, госхоз, профбилет, неуд, АТС (автоматическая телефонная станция), ООН (Организация Объединенных Наций), UNESCO (United Nations Educational Scientific and Cultural Organization), BRD (Bundesrepublik Deutsch-land) и т.д.
Морфолого-синтаксический способ образования слов определяют как переход слова или словоформы из одной части речи в другую, его называют также конверсией (от лат. conversio -превращение, изменение), например: прилагательные ванная, аппаратная, учительская.
Грамматика
(из др.-греч. grammatike techne - букв. письменное искусство, от gramma - буква) - это раздел языкознания, изучающий грамматический строй языка, то есть законы строения и функционирования слов и предложений. Этим же термином обозначают грамматический строй языка, то есть систему морфологических и синтаксических форм и категорий языка.
Грамматика как наука имеет давние традиции, долгое время она отождествлялась с языкознанием в целом. Истоки грамматики лежат в трудах древнеиндийских языковедов, а позднее формировались в трудах древних греков. Древнеиндийская языковедческая традиция заложила понимание грамматики как формального строя языка (грамматика Панини), в то время как античная языковедческая мысль сформулировала логические основы грамматики (Аристотель). В сущности, грамматика с самого начала своего возникновения изучала формальные средства выражения того или иного языкового содержания в связной речи. Не случайно фонетика и письмо долгое время входили в состав грамматики, так звуки и буквы служат формой выражения языкового содержания.
Различают общую грамматику и частные грамматики отдельных языков. Общая грамматика изучает универсальные грамматические черты и свойства, характерные всем языкам или ряду языков. Частная грамматика исследует грамматический строй конкретного языка, например, грамматика русского, белорусского, английского, немецкого, японского и других языков. Обе грамматики между собой связаны, соотносятся как род и вид и представляют собой различные ступени постижения языка как феномена.
В соответствии с основными характеристиками грамматического строя языка — его формальной структурой и его функционированием - противопоставляют формальную и функциональную грамматики. Формальная грамматика описывает грамматический строй языка от формы к значению, функциональная - от значения к выражающим его формам. Формальными являются основные описательные и нормативные грамматики современного русского языка, в которых представлены системы морфологических и синтаксических формальных средств языка и описаны грамматические значения, заключенные в этих формальных средствах. В основе функциональной грамматики лежат определенным образом сгруппированные грамматические значения, которые рассматриваются в их функционировании вместе со специфическими для каждого контекста формальными средствами выражения.
Грамматику разделяют также на историческую и описательную. Историческая, или диахроническая, грамматика изучает строй языка в его развитии или на отдельных прошлых ступенях, исследует те изменения, которые происходят в грамматическом строе того или иного языка с течением времени. Разновидностью исторической грамматики является сравнительно-историческая грамматика, рассматривающая родственные языки в их историческом развитии. Описательная, или синхроническая, грамматика изучает состояние грамматического строя языка в определенный период, обычно соответствующий моменту написания грамматики. Разновидностью описательной грамматики является сопоставительная, или конструктивная, грамматика, описывающая сходства и различия в строе родственных или неродственных языков в какой-либо определенный момент- современный или прошлый - их существования.
Двумя составными частями грамматики являются морфология и синтаксис. Морфология (от греч. morphē - форма и logos - слово, учение) исследует формы слова и выражаемые ими значения, синтаксис (от греч. sýntaxis - порядок, построение) -формы слова, словосочетания и предложения и их значения. По сути, морфология - это грамматика слова, а синтаксис - это грамматика слова, словосочетания и предложения. Такое членение грамматики важно для языков с четкой структурной противопоставленностью слова и морфемы. В языках с бедной морфемикой (английский, китайский, индонезийский и др.) морфология как раздел грамматики отходит на задний план, а в корневых языках (тайский, вьетнамский и др.) ее значение практически сводится к нулю.
Основной единицей морфологического строя языка, как и лексического, является слово, несущее в себе и лексические, и грамматические признаки и свойства, синтаксического - слово, словосочетание и предложение. В современном языкознании практически ни одно грамматическое описание не обходится без учета грамматических и лексических факторов в структуре слова. Как отмечалось выше, структура языка - это фактически структура слова, лишь осложненная "этажами", то есть связями, отношениями и взаимодействиями слов. Можно выделять большее или меньшее количество отличий между словом как объектом лексикологии и словом как объектом грамматики. При этом нужно иметь в виду, что существует качественное отличие между словом как объектом исследования в лексикологии и морфологии с одной стороны, и в лексикологии и синтаксисе - с другой, так как в первом случае изучаются парадигматические отношения слов, а во втором - синтагматические. В первом случае общих черт может быть гораздо больше, чем во втором. Пожалуй, главное отличие между словом как объектом изучения в лексикологии и в грамматике заключается в том, что в лексикологии исследуются отдельные слова, объединяемые затем в те или иные группировки. В грамматике исследуются классы слов и типы их сочетаний с формальными и содержательными признаками, присущими каждому классу слов и типу их сочетаний.
Исследование связей и отношений слов дает возможность находить общее в единичном, одинаковое в разном, стандартное в изменчивом. На этой основе в грамматическом строе языка выделяется система абстрактных единиц и категорий, вычленяются классы слов и типы отношений между ними, а также различные типы сочетаний слов. Наиболее общими абстрактными понятиями грамматического строя языка являются грамматическая категория, грамматическое значение и грамматическая форма, выступающие самыми общими категориями и единицами грамматики любого языка.