Тема 1.4 Техника проведения экскурсии. Общие требования
Техника проведения экскурсий – это комплекс мер направленных на организацию проведений экскурсий и созданий благоприятных условий для восприятия экскурсионных объектов .
Общие требования по действиям техники проведения экскурсий:
1.)Знакомство с группой (это часть индивидуального текста, которое указано в введении, т.е. вступительное слово в виде организации и информации по экскурсии)
2.)Выход экскурсантов из автобуса (указывается во вступлении о предстоящих выходах). Напоминается о технике безопасности. В продолжительных экскурсиях экскурсовод должен сообщать время стоянки и отправления) .
3.)Расположение группы у объекта. (производится на основе схемы. Которая позволяет лучше увидеть объект: вокруг него, в два ряда, под углом и самая распространенная расстановка полукругом(полукольцом)).
Расстановка экскурсионной группы— это расположение участников, позволяющее им хорошо видеть как объект, так и экскурсовода, а последнему — наблюдать объект и держать в поле зрения группу.
Экскурсионный объект в основном бывает многоплановым, поэтому должен иметь несколько выгодных точек осмотра. Поскольку восприятие объекта зависит от угла обзора, экскурсоводу важно найти оптимальные точки и ракурсы осмотра и использовать их преимущества в экскурсии. Например:
1. ♦ угол зрения в 45°, т.е. расстояние до объекта, равное 2-2,5 величины его высоты, позволяет лучше воспринимать весь объект в целом;
2. ♦ угол зрения в 18°, т.е. когда объект значительно удален, облегчает его восприятие вместе с окружением (ландшафтом). При этом нужно учитывать психологический аспект предельного числа воспринимаемых объектов (оно колеблется от 7 ± 2 объекта).
Кроме того, при расстановке группы экскурсовод должен учесть следующие обстоятельства:
1. ♦ характер освещенности объекта;
2. ♦ особенности его расположения;
3. ♦ окружающую застройку.
Экскурсии с использованием транспорта позволяют применять различные виды показа. Так, наиболее распространенные автобусные экскурсии обеспечивают следующие возможности:
1.♦ предоставление путевой информации с осмотром из окон автобуса при скорости движения 40-60 км/ч мимо объектов, находящихся в поле зрения экскурсантов;
2. ♦ беглый осмотр из окон автобуса при замедленном движении (до 20 км/ч);
3. ♦ более подробный анализ объектов (местности) во время стоянки, в непосредственной близости к объекту (группе объектов). При этом экскурсанты находятся в автобусе, как и в двух предыдущих случаях;
4. ♦ детальный анализ экскурсионных объектов во время остановок с выходом экскурсантов из автобуса и непосредственным приближением к объектам. В трехчасовой экскурсии обычно предусматривается от 4 до 7 выходов.
4.) Передвижение экскурсантов (осущ от автобуса к объекта, между объектами, от объекта к автобусу. При этом место экскурсовода в центре группы. Расстояние от «головы до хвоста» по передвижению группы не должно превышать 10 метров)
5.)Темп движения группы (зависит от состава группы, от темы экскурсии, и зрительного ряда на маршруте) Основная задача экскурсовода контролировать передвижение группы, т.к. учитывается отведенное время для проведения экскурсии (время на изучение объекта, расстояние между объектами, с учетом зрительного ряда)
6.) Соблюдение времени проведения экскурсии. (выполнение требований технологической карты, в которой точно расписывается время для раскрытия каждой подтемы, исходя из исключений: не вовремя прибывший автобус по техническим причинам, аварийная ситуация на дороге, или ремонт. Экскурсию необходимо проводить в сокращенном варианте, при этом сохранить главное в ее содержании и сэкономить время на изложение подтем, возможно только сократитьвторостепенное из показа объектов и рассказа о них).
7.) Адресность рассказа (означает направленность на конкретный объект, концентрация внимания, на данный объект, также возможность указать характерные признаки, особенности, архитектуры, стиля и тд.) Рассказ в экскурсии экскурсовод может начинать лишь после того, как удостоверится, то все участники экскурсии хорошо видят данный объект. При рассказе, возможно, использовать наглядный материал. Раздаточный наглядный материал возможно использовать при рассказе только во время переезда на автобусе от объекта, к объекту.
8.)Использование индивидуального текста (Данный текст может использоваться в виде карточек экскурсионного объекта, по тексту основных подтем, в виде карточек с цитатами.)
9.) Паузы в экскурсии. ( Дают возможность экскурсантам просмотреть объект, или детали объекта, которые более заинтересовали при подаче информации экскурсовода. Так же сюда входит покупка сувениров и фотографирование.)
10.) Техника использования наглядных пособий (подразумевает определенный порядок демонстрации в процессе проведения экскурсии, при этом каждое пособие (лист) должен иметь свой порядковый номер.)
11.) Возвращение экскурсантов в автобус (проходит организованно, экскурсовод обязан проследить за посадкой на места экскурсантов (пересчитать), обратить внимание на рядом сидящих друг с другом, при этом экскурсовод должен стоять справа от входа в автобус, после посадки всех экскурсантов подать условный знак рукой водителю о начале движения. )
12.) Место экскурсовода в автобусе или на месте у объекта ( на местности экскурсовод выбирает нужную позицию, то бы хорошо был виден объект, при этом удерживать в поле зрении всех экскурсантов, а также учитывается, что все экскурсанты также должны видеть и слышать экскурсовода, поэтому чаще всего используется расстановка полукругом).
13.) Ответы на вопросы экскурсантов (принято давать в конце экскурсии, о чем следует указать во вступлении).
14.)* особые приемы проведения экскурсии ( включает в себя: использование технических средств(микрофон, мульти-видео проектор, видео-звукозаписи), так же особое внимание уделяется активизации познавательной деятельности, которая проявляется в виде исследования (способ вовлечения в соответствии с рассказом экскурсантов в процесс экскурсии) а также выполнения самого задания, что позволяет активно включить экскурсантов в непосредственно восприятие характерных особенностей объекта (проведения ритуалов, обрядов), требует соблюдения техники безопасности и правил поведения, о чем обязательно напоминает экскурсовод ).
Классификация методических приёмов проведения экскурсии |
Приёмы показа | Приёмы рассказа | Особые приёмы | |||
Предварительный осмотр | Предварительный обзор | Движение | |||
С сопровождением рассказа экскурсовода | Экскурсионная справка | Встречи с участниками (очевидцами) событий | |||
Самостоятельный осмотр | Описание (характеристика) объекта (субъекта) | Активизация познавательной деятельности | |||
Экскурсионный (зрительный) анализ | Объяснение | Исследования | |||
Искусствоведческий | Комментирование | Задания | |||
Исторический | Репортаж | Элементы ритуала | |||
Естественнонаучный | Другие приёмы |
Зрительная реконструкция | Цитирование | ||||
Зрительный монтаж | |||||
Локализация событий | Литературный монтаж | ||||
Зрительное сравнение | |||||
Показ мемориальной доски | Беседа | ||||
Показ наглядных пособий | Вопросы - ответы | ||||
Панорамный показ | |||||
Наши рекомендации
|