Этапы развития исторической науки. Основные направления современной исторической науки
Превращение исторических знаний в историческую науку осуществлялось в течении длительного времени. Сейчас в развитии исторической науки выделяют следующие наиболее важные этапы.
1. Исторические представления Древнего мира. Сначала историческая мысль развивалась в виде сказаний и мифов. Особенностью мифологического мышления, свойственного многим древним народам, был исторический пессимизм – идея о том, что «то, что было раньше, – лучше, чем сейчас». Так, древние индийцы считали, что «золотой век» человечеством уже пройден, а впереди – только тяжелый труд и всевозможные испытания.
Кроме того, мифологическое мышление связывало ход истории с деяниями богов. Так, в «Илиаде» Гомера причиной Троянской войны послужила ссора богинь. Тогда же вырабатывается концепция, согласно которой герои творят историю с помощью и по воле богов. В целом история человечества представлялась как проявление воли божества: Рок определял судьбу народов.
Древнегреческий философ Эпикур (341-270 гг. до н.э.) считал, что развитие истории осуществляется благодаря открытиям и изобретениям гениев.
Высшими достижениями исторической мысли в эпоху Древнего мира были сочинения античных авторов – Геродота, Фукидида и Полибия. Греческого историка Геродота (между 490 и 480 - ок. 425 г. до н.э.) считали «отцом истории». Он описал Древнюю Грецию, а также народы и страны, в которых побывал: Персию, Ассирию, Вавилонию, Египет, Скифию. Главный его труд – «История греко-персидских войн».
Древнегреческий историк Фукидид (ок. 460-400 гг. до н.э.) автор «Истории», включающей 8 книг, посвященной Пелопоннесской войне, и считающейся вершиной античной историографии.
Великим античным историком был Полибий(ок. 200 - ок. 120 гг. до н.э.), предпринявший попытку создать всемирную историю. Его труд «История» (40 книг) охватывает историю Греции, Македонии, Малой Азии, Рима и других стран периода от 220 г. до 146 г. до н.э.
В Древнем Востоке также важную роль придавали культу прошлого. Так, в Китае при каждом удельном правителе (впоследствии после объединения Китая – при дворе императора) находился историограф. Ко II в. до н.э. появилось множество летописей, анналов, в основном локальных. Обобщил эти источники сын придворного историографа Сыма Таня – Сыма Цянь (145 или 135 – ок. 86 г. до н.э.), прозванный «китайским Геродотом». Главным делом всей жизни Сыма Цяня стали «Исторические записки» («Ши Цэи»), оказавшие весомое влияние на развитие исторической науки в Китае. С того времени в Китае стали составлять истории всех правящих династий.
2. Историческая мысль эпохи Средневековья развивалась под влиянием церковно-религиозной идеологии, поэтому в сочинениях, принадлежащих историкам разных стран и народов этого периода, исторический процесс общественного развития трактовался идеалистически. Ведущей исторической концепцией раннесредневековой мысли Западной Европы стала концепция провиденциализма (по воле провидения), разработанная Августином Блаженным (354-430). Популярной, как и в древности, была теория великих людей и героев. Среди европейских историков этой эпохи выделяют Григория Турского (538 или 539-593 гг. или 594 г.) – автора «Истории франков» в 10-ти книгах. Этот труд считается историческим памятником раннего Средневековья, его автора называют «отцом варварства». Выдающимися историками были Рауль Глабер (985 – ок. 1047 гг.) и Михаил Пселла (1018 - ок. 1078 г.).
На арабском Востоке наиболее крупными учеными-историками были авторы «всеобщих историй» Якуби (X в. н.э.), Абу Ханифа ад-Динавери (IX в.) и Табари (кон. IX – начало Х вв.). В Китае в XI в. государственный деятель и историк Сым Гуан создал огромный труд (294 книги), охватывающий историю китайского народа с V по конец IX вв.
В средневековой России в начале XII в. было создано выдающееся произведение русской общественно-политической мысли «Повесть временных лет», автором которой называют монаха Киево-Печерского монастыря летописца Нестора. Затем появилось «Слово о полку Игореве», посвященное неудачному походу Новгород-Северского князя Игоря Святославовича на половцев. Автор отмечает пагубность раздробленного состояния русских княжеств и необходимость их единения перед угрозой вражеского нашествия.
Вэпоху Возрождения, перехода от Средневековья к Новому времени изучение истории человечества получило новое развитие. Засилью средневековой религиозной идеологии было противопоставлено культурное наследие античности. Усиливается интерес к памятникам древности. Зародились новые подходы к пониманию истории. Итальянский политический деятель Н. Макиавелли (1469-1527) в работе «Государь» (1513 г.) назвал одну из причин борьбы людей в истории – имущественную.
3. В эпоху Нового времени некоторые западноевропейские историки и философы, отбросив идею бога как творца истории, попытались объяснить причинно-следственную связь материального мира исходя из него самого. Итальянский философ, один из основоположников историзма Д. Вико (1668-1774 гг.) утверждал, что исторический процесс имеет объективный и провиденциальный характер. Все нации развиваются по циклам, состоящим из 3-х эпох:
· Божественная эпоха (безгосударственное состояние, подчинение жрецам);
· Героическая эпоха (аристократическое государство);
· Человеческая эпоха (демократическая республика или представительная монархия).
А. Тюрго (1727-1781 гг.) – французский государственный деятель, философ-просветитель, экономист – считал, что историю общества движет человеческий разум. Философы Нового времени считали, что идеи правят миром. Они же развили после Цицерона (106-43 гг. до н.э.) идею естественного права и позднее пришли к идее просвещенного монарха. Однако в целом западноевропейская историческая наука периода становления и утверждения капиталистических отношений, т.е. Нового времени, несмотря на борьбу с феодально-церковными воззрениями на историю общества, оставалась на идеалистических позициях. Для воззрений ученых этого времени характерен дуализм: подходя к явлениям природы материалистически (хотя и метафизически), они в изучении истории оставались сторонниками идеализма, объясняя ход исторического процесса как проявление «воли Бога», «божественного провидения», «божественного мирового духа» или абсолютной «идеи». Крупнейшими ее представителями на Западе были Ф. Гизо (1787-1874 гг.), О. Тьерри (1795-1856 гг.), Ф. Минье (1796-1884 гг.), М. Генри (1818-1881 гг.), Т. Карлейль (1795-1881 гг.), М. Маколей (1800-1859 гг.). Французские историки Ф. Гизо, О. Тьерри, Ф. Минье в первой половине XIX в. создали буржуазную теорию классовой борьбы, в которой признали классовые различия в обществе, но отрицали эксплуататорский характер буржуазного государства. В XIX в. немецкие историки Ф. Шлоссер (1776-1861 гг.) и В. Онкекн создали «Всемирную историю» (соответственно 19 и 46 томов).
Огромное значение для развития исторической науки имело утверждение в XIX в. исторического метода познания действительности как изменяющейся во времени, развивающейсяи появление марксизма.Исторический метод (принцип) признавали до К. Маркса представители немецкого классического идеализма, например, Гегель (1770-1831 гг.). Однако последовательно принцип историзма был разработан К. Марксом (1818-1883 гг.) и Ф. Энгельсом (1820-1895 гг.). Его отличительная черта – распространение на все сферы объективной действительности – природу, общество, мышление. Маркс и Энгельс писали: «Мы знаем только одну единственную науку — науку истории. Историю можно рассматривать с двух сторон, ее можно разделить на историю природы и историю людей. Однако обе эти стороны неразрывно связаны: до тех пор, пока существуют люди, история природы и история людей взаимно обусловливают друг друга».
Историческая мысль Востока в XVII-XIX вв. переживает упадок; историки этого времени не выдвигают новых идей и концепций, а подражают древним авторам – и по содержанию работ, и по их форме.
В России в XVIII в. были предприняты первые попытки создать систематизированный свод отечественной истории. Это 7-томная «История Российская» В. Н. Татищева (1686-1756 гг.), «История Российская» М. М. Щербатова (1733-1799 гг.) в 20 книгах.
Крупнейшим российским историком начала XIX в. был Н. М. Карамзин (1766-1826 гг.). Его главный труд – «История Государства Российского», написана простым живым языком. За этой работой Карамзина последовали 29-томная «История России с древнейших времен» С.М. Соловьева (1820-1879 гг.), «Русская история» Н.И. Костомарова (1817-1885) и «Курс русской истории» В.О. Ключевского (1841-1911 гг.). Специалистом по всеобщей истории был Т. Н. Грановский (1813-1855).
4. Бурное развитие получила историческая наука в Новейшее время (конец XIX-XX вв.). На этом этапе в западной исторической науке были разработаны различные концепции исторического развития. Следует назвать англичанина Арнольда Тойнби (1889-1975), американца Уолта Ростоу (род. 1916 г.), Макса Вебера (1864-1920 гг.), Марка Блока (1886-1944 гг.), Алвина Тофлера (род. 1928 г.) и др.
Среди наиболее известных российских историков Новейшего времени были Ф. Платонов (1860-1933 гг.), М. Н. Покровский (1868-1932 гг.), Е. В. Тарле (1876-1955 гг.), В. В. Струве (1889-1965 гг.), С. Д. Сказкин (1890-1973 гг.), Е. А. Косминский (1886-1959 гг.), М. В. Нечкина (1901-1985 гг.), И. Д. Ковальченко (1928-1995 гг.), А. Нарочницкий, М. Н. Тихомиров (1893-1965 гг.), С. В. Бахрушин (1882-1950 гг.), М. А. Барг и др.
В 1950-е гг. Академия наук СССР подготовила и издала 13-томную «Всемирную историю». В 1990-е гг. вышло 24-томное издание «Всемирной истории».
Варианты периодизации истории
Одной из важных проблем исторической науки является проблема периодизации исторического развития человеческого общества. Периодизация– это установление хронологически последовательных этапов в общественном развитии. В основу выделения этапов должны быть положены решающие факторы, общие для всех стран или для ведущих стран.
Со времени развития исторической науки учеными-историками разработано множество различных вариантов периодизации общественного развития. Так, древнегреческий поэт Гесиод (VIII-VII вв. до н.э.) делил историю народов на 5 периодов – божественный, золотой, серебряный, медный и железный, утверждая, что от века к веку люди живут все хуже. Древнегреческий мыслитель Пифагор (VI в. до н.э.) в понимании истории руководствовался теорией круга, в соответствии с которой развитие идет по одной и той же колее: зарождение, расцвет, гибель. При этом вектор истории практически отсутствует. Такой взгляд на историю идет по аналогии с жизнью человека, с кругами цивилизации, о чем будет говориться дальше.
Свой вариант периодизации по типу хозяйства предложил немецкий ученый Бруно Гильдебранд (1812-1878 гг.), который делил историю на 3 периода: натуральное хозяйство, денежное хозяйство, кредитное хозяйство.
Русский ученный Л. И. Мечников (1838-1888 гг.) установил периодизацию истории по степени развития водных путей сообщения: речной период (древние цивилизации), средиземноморский (средние века), океанический (новое и новейшее время).
К. Маркс, исходя из принципа материалистического понимания истории, разработал вариант периодизации, положив в ее основу способ производства или формационную концепцию. В соответствии с этой теорией история человечества предстает как последовательная смена общественно-экономических формаций (первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической). Способ производства – исторически конкретное единство производительных сил и производственных отношений.
Западные ученые XX в. рассматривали исторический процесс как чередование «циклов» — круговорота локальных цивилизаций. Крупнейший представитель этой теории – англичанин А. Тойнби. Несмотря на то, что выделенные им 13 основных цивилизаций развиваются независимо друг от друга, все они проходят в своем развитии одни и те же стадии: зарождение, расцвет, гибель.
Цивилизационный подход в поиске общих закономерностей исторического процесса основан на выявлении общности черт в политической, духовной, бытовой, материальной культуре, общественном сознании, сходных путях развития. Кроме того, здесь учитываются различия, порожденные географической средой обитания, историческими особенностями.