Фонетические процессы. Позиционные изменения звуков. Редукция гласных в русском литературном произношении
Редукция - сокращение долготы фонемы (лат. reductio «отведение назад»). Редукцию понимают еще как ослабление артикуляции звука и изменение его звучания (в основном это относится к гласным в безударном положении). Редукция бывает качественной и количественной.
Редукция качественная - ослабление и изменение звучания гласных в безударном слоге, сопровождаемое потерей тех или иных признаков их тембра, например, голова [ъ]. Редукция количественная - уменьшение долготы и силы звучания гласного в безударном слоге при сохранении характерного тембра. Например, редукция гласного [у] в первом и втором безударных слогах (ср. судно, суда, судовой).
Безударные гласные в конце слова могут редуцироваться до нуля, как это встречается в словах: чтобы > чтоб, или > иль; мама > мам (в разговорной речи при обращении); или происходит сокращение слова за счёт потери слогового сонорного: рубль > рупь. Такое отпадение конечного гласного или слогообразующиего сонорного называетсяапóкопа.
Оглушение звонких согласных на конце слова перед паузой отмечено в русском языке: труба – труб [труп]; везет – вез [в’oс] и т. п., английскому языку такое явление не свойственно.
Литературное произношение безударных гласных основано на фонетическом законе современного русского литературного языка - редукции гласных. В силу редукции безударные гласные сокращаются по длительности (по количеству) и утрачивают отчетливое звучание (качество) . Редукции подвергаются все безударные гласные, но степень редукции их неодинакова. Так, гласные [у] , [и] , [ы] в безударном положении сохраняют свое основное звучание, а гласные [а] , [о] , [е] качественно изменяются. Степень редукции гласных [а] , [о] , [е] в основном зависит от места гласного в слове по отношению к ударению, а также и от характера предшествующего согласного. Кроме того, на редукцию гласных влияет темп речи: чем быстрее темп речи, тем редукция значительнее.
14. Спонтанные изменения звуков. Два типа исторических изменений фонем: изменения в фонемном составе слова и в фонематической системе языка. Конвергенция и дивергенция фонем.
Спонтанные изменения - один из типов звуковых изменений, представляющие собой позиционно необусловленные (беспричинные) изменения звука.
Пример :Под категорию спонтанных законов подводили, например, такие звуковые изменения, как утрата носового качества у восточнославянских [о]ж и [?]А и замена их соответственно гласными [у] и ['а]
Следует отметить, что некоторые изменения, считавшиеся ранее «спонтанными», признавались обусловленными с установлением каких-либо новых закономерностей, которые раньше не замечались.
В общем, исторические изменения в фонетической системе языка бывают двух типов:
1) изменения в фонемном составе, не изменяющие фонетической системы языка;
2) изменения в фонемном составе, вызывающие преобразование фонетической системы языка, что приводит к конвергенции или дивергенции фонем.
Проиллюстрируем это примерами.
В древнерусском языке фонема /э/ под ударением после мягкого согласного перед твердым изменилась в /о/: село – с?ла, сестра – с?стры; для этого даже была введена буква «?». Однако это в целом не изменило фонетическую систему русского языка: количество и качество фонем осталось прежним.
Иное наблюдается при конвергенции фонем.
Конвергенция фонем заключается в историческом совпадении исконно разных фонем, т. е. происходит слияние разных фонем в одну.
В русском языке в результате утраты носовых гласных совпали фонемы /у/ как исконно русская (графически обозначалась оу) и /у/ из /?/ (графически – буква «юс большой»). Например: древнерусские оухо, доумати (ухо, думать) и русские слова «рука», «суд» из древнерусских р?ка, с?д. Аналогично слились в одну фонему /а/ общеславянская фонема /?/ (графически – буква «юс малый») и исконно русская /а/: [м?съ] – мясо, [п?т’] –пять и мати (мать), рана. Конвергенция коснулась и двух древнерусских фонем /э/, которые существовали как /э/ и /?/ (е закрытое) (графически Ђ – буква « ять»): этот, село, ЂХАТИ ? ехать; ВЂК ? век и т. п.
Дивергенция фонем – расщепление фонемы на две самостоятельные фонемы. Путём дивергенции фонем из заднеязычных согласных возникли шипящие согласные, при этом заднеязычные сохранились, т. е. вместо одной фонемы стало две.
В русском языке фонемы /к/, /г/, /х/ перед гласными переднего ряда дали соответственно /ч/: пеку – печешь; /ж/: могу – можешь; /ш/: ухо – уши.
Аналогичный процесс зафиксирован и в английском языке, где палатализованные cреднеязычные фонемы /k»/, /k:»/ превращаются в среднеанглийский период в сибилянты (шипящие), в глухую фонему-аффрикату /t?/: cild «дитя»? child, а /g:»/ переходит в звонкую аффрикату /d?/: bryc? «мост»? bridge. Палатализованная аффриката /sk»/ также перешла в шипящий /?/: scip «корабль»? ship [Иванова И., Чахоян Л., Беляева Т. 2001: 54].
Приведённые факты изменений фонетических систем языков свидетельствуют о существовании звуковых законов. Под звуковым законом понимаются регулярно осуществляющиеся звуковые (фонетические) изменения, свойственные одному языку или группе родственных языков. Фонетические законы бывают живые, т. е. они действуют в современный период, и исторические, если эти законы действовали в определенную эпоху развития языка. В русском языке живым фонетическим законом является аканье, а также закон редуцирования гласных в безударном положении.
К историческим законам, действовавшим в общеславянскую эпоху, например, относится закон первой палатализации, который состоял в том, что заднеязычные /к/, /г/, /х/, как уже было сказано выше, перед гласными переднего ряда дали соответственно /ч/; /ж/; /ш/.
В латинском языке в определенный период развития языка действовал закон ротацизма: фонема /s/ между гласными переходила в /r/. Вспомните слова: tempus, temp?risn время; flos, florism цветок или спряжение глагола esse быть в Imperfectum ind. act.: eram (я был), eras (ты был), erat (он был) et cet?ra. В то же время в латинском языке есть слова miser жалкий, несчастный; misi я послал и др., где подобного перехода не наблюдается.
Действие этого закона зафиксировано и в германских языках: переход индоевропейской фонемы /s/ ? через *z (по закону Вернера) ? в /r/, готск. mizdo ? древнеангл. meord (награда)
15. Язык и письмо. История письма. Основные этапы развития письма (кроме буквенно-звукового).
Каждый язык служит взаимопониманию между людьми. Когда мы говорим, мы выражаем то, что мы думаем и чувствуем. При этом мы не всегда придерживаемся правил нашего языка. Мы используем наш собственный язык, наш разговорный язык. В письменном языке это по-другому. Здесь отображаются все правила нашего языка. Только письмо позволяет сделать язык настоящим языком. Оно делает язык видимым. Благодаря письму знание передаётся на тысячелетия. Поэтому письмо является основой каждой высоко развитой культуры.
Искусством письма люди владели не всегда. Появление письменности стало одним из важнейших открытий в истории человечества. Это искусство развивалось долго, на протяжении многих тысячелетий. Для того, чтобы представить возникновение русской книжности, необходимо обратиться к истории.
Самый древний и самый простой способ письма – пиктография - появился еще в палеолите. Человек начал выражать свои мысли, изображать какое-нибудь событие в виде рисунка. Единицы такого письма – пиктограммы – сначала выцарапывались, а затем рисовались на стенах пещер, скалах, камнях, на рогах и костях животных, на бересте.
В IV-III тысячелетиях до н. э. в Древнем Шумере, в Древнем Египте возник другой способ письма – идеография. Рисунком стали изображать уже не событие, а отдельные предметы. Такие египетские рисунки греки назвали иероглифами (условными знаками). Текст, составленный иероглифами, выглядит как серия рисунков.
Чрезвычайным достижением человеческой цивилизации стало так называемое слоговое письмо, изобретение которого происходило в III-II тысячелетиях до н. э.