Позиции фонемы. Понятие о гиперфонеме
Фонологическая позиция – условия употребления, реализации фонемы в речи.
В зависимости от того, в какие произносительные условия попала фонема, различаются сильные и слабые позиции.
Сильная позиция – позиция, в которой фонема различает слова и морфемы. Эта возможность произнести две разные фонемы в одной позиции (зверь – сверь, мал – мыл). Слабая позиция – позиция, в которой фонема не различает слова и морфемы. В этой позиции чаще всего встречаются на письме ошибки.
Сильная позиция для гласных фонем – под ударением, слабая – без ударения. У гласных различается две слабые позиции – во второй позиции гласные изменяются больше, чем в первой, становятся короче, слабее, значительнее изменяется их качество.
Для согласных существуют сильные позиции по глухости/звонкости, твердости/мягкости.
Сильные позиции согласных по звонкости/глухости:
1. Перед гласными: бил – пил.
2. Перед сонорными согласными: кнут – гнут.
3. Перед [в], [в’]: Тверь – дверь.
4. Всегда в сильной позиции находятся непарные по глухости/звонкости согласные: сонорные <м м’ н н’ р р’ л л’ j>, шумные <ч’ ц х х’> (глухие непарные).
Сильные позиции согласных по твердости/мягкости:
1. Перед гласными: мал – мял.
2. На конце слова: кон – конь.
3. Для переднеязычных перед заднеязычными и твердыми губными: банка – банька, изба – косьба.
4. Для <л> – <л’> – перед всеми согласными: волна – вольна.
5. Всегда в сильной позиции находятся непарные по твердости/мягкости фонемы: <ж ш ш’ ж’ ц ч’ j>.
Слабый вариант фонемы, который нельзя поставить в сильную позицию, называется гиперфонемой. Например, в слове собака первый гласный звук в слабой позиции, его нельзя поставить в сильную позицию. Звук [ă] может воплощать фонемы <a> или <o>, какую именно, однозначно решить невозможно. Следовательно, это гиперфонема <о/а>.
3. Фонетические и исторические чередования.
Чередования – мена звуков, занимающих одно и то же место в одной и той же морфеме. Например: друга – дружат <г> || <ж>, друг – другу [к] || [г].
Чередования могут быть фонетическими и историческими.
Фонетические чередования обусловлены фонетической позицией звука в слове. Например, мена [г] на [к] в корне друг происходит на конце слова перед паузой. Фонетические чередования на письме, как правило, не отражаются.
Исторические чередования – чередования, не зависящие от фонетических условий при современном состоянии языка.
Так, в словах друга – дружат конечные согласные корня находится в одинаковых произносительных условиях – перед гласной фонемой <а>. Причины чередования <г> || <ж> на синхронном уровне, т.е. на уровне современного состояния языка, определить нельзя. Это историческое чередование. Историческое чередование – чередование разных фонем, в отличие от фонетического, при котором чередуются звуки в рамках одной фонемы.
В истории языка такого рода чередования вызывались фонетическими условиями, которые сейчас утратились. Исторические чередования обычно отражаются на письме – передаются разными буквами.
Слог и слогоделение в русском языке
1. Понятие слога. Различные теории слога.
2. Слогоделение.
Понятие слога. Различные теории слога.
Слог является минимальной произносительной единицей членения речевого потока, которая включает в свой состав, как правило, один гласный с примыкающими к нему согласными.
Существует несколько теорий, которые стремятся объяснить природу слога. Старую теорию, что слог определяется наличием гласной (сколько в слове гласных, столько и слогов), существовавшую у древних греков и древних индийцев, сменили затем экспираторная, сонорная и теория мускульного напряжения.
Наиболее распространенной в настоящее время является сонорная теория.
Сонорная теория рассматривает слог с акустической точки зрения (со стороны звучания). Согласно этой теории, слог есть сочетание более звучного (или более сонорного) элемента с элементом менее звучным (менее сонорным).
Слогообразующим звуком в русском слоге является только гласный. Наличие гласного в слоге обязательно. В слог не может входить более одного гласного. (Сколько в слове гласных, столько и слогов).
Слогоделение.
Слогораздел– это потенциальная граница между слогами, то место в слове, где при скандировании можно сделать паузу.
В русском литературном языке действует принцип восходящей звучности: звуки в слоге должны располагаться по восходящей звучности и оканчиваться наиболее звучным звуком, т.е. гласным. Поэтому большинство неконечных слогов открытые, заканчиваются на гласные. Например: ко-ро-ва, по-дсне-жник, бу-ква-льно.
На согласный могут заканчиваться:
1. Конечные слоги:
2. Слоги на сонорный согл., если дальше следует шумный согл.: компот [кам-пот]
2. Слоги с сочетанием [j] + любой согласный: майка [май-къ], бойня [бой-н’ь]
Фонетические слоги не следует путать с орфографическими слогами (слогами для переноса). При делении на слоги для переноса учитываются и слоговой, и морфемный состав (см. раздел орфографии «Способы переноса слов»). Так, мы разделим на фонетические слоги: пра-вда, те-традь, а на слоги для переноса: прав-да, те-традь и тет-радь.
Графика
1. Графика как раздел языкознания. Современный русский алфавит.
2. Основные принципы русской графики (фонематический, позиционный).
3. Обозначение на письме твердости-мягкости согласных.
4. Обозначение на письме фонемы <j>