Характеристика и причины восстания Уота Тайлера
Введение
Восстание Уота Тайлера в 1381 г. сыграло большую роль в отмене крепостного права в Англии. В отличие от многих выступлений крестьян, это восстание имело четкую организацию, а имена предводителей восставших дошли до нас (Уот Тайлер и Джон Болл). В ходе восстания были сформулированы и записаны требования восставших (Майл-Эндская и Смисфилдская программа), что дает нам возможность понять те причины, которые привили к восстанию. Восстание Уота Тайлера охватило большую часть Англии и было наиболее массовым по своему характеру. К тому же восстание произошло в Англии, в стране, где все большее распространение получал процесс коммутации рент и процесс личного освобождения крестьян. Но, в Англии того времени, в сельском хозяйстве был дефицит рабочих рук, вызванный эпидемией чумы 1348 г., и оттоком населения из деревень в города. Ряд законов, получивший название «Рабочего законодательства», также сдерживал развитие товарно-денежных отношений.
Восстание показало всему феодальному строю, что среди всего населения страны формируется личная индивидуальность стремление человека к свободе. Именно этот процесс стал самовыражением общественности на сложившийся строй в Англии, который далек от идеального. Это событие заставило по-другому взглянуть на социально-экономические процессы происходящие в королевстве, что потом способствовало стремительному развитию всей страны.
Объект исследования– история средних веков.
Предмет исследования – восстание Уота Тайлера и его историческое значение.
Цель исследования – изучить историческое значение восстания У. Тайлера.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Дать характеристику восстанию Уота Тайлера и рассмотреть причины восстания.
2. Рассмотреть сущность программных документов и требований крестьян.
3. Проанализировать причины поражения и историческое значение восстания Уота Тайлера.
Характеристика и причины восстания Уота Тайлера
крепостной восстание исторический поражение
Рассматривать восстание Уота Тайлера необходимо сквозь призму происходивших в то время в Англии общественных процессов, которые и стали причинами, побудившими крестьянство заявить о себе таким радикальным способом.
Такими причинами являются:
1. Экономическое развитие Англии в XIV в. Процесс коммутации.
Во второй половине XIIIи особенно в XIVв. Англия переживала значительные сдвиги в своей экономике. Оживленные торговые сношения с Фландрией и другими странами континента втянули английскую деревню в широкие рыночные связи [7, c.221].
«Во Фландрии народ живет переработкой нашей шерсти и без нее не может долго жить и должен погибнуть либо жить с нами в мире»,- гласил один английский памфлет времен Столетней войны.
Часть английской шерсти вывозилась в Италию, где ее весьма высоко ценили флорентийские сукноделы. В самой Англии в XIII—XIVвв. все более развивалась собственная промышленность.
Рост английских городов, прежде всего самого Лондона, подобно тому как это происходило и во Франции, предъявлял все больший спрос и на другие продукты сельского хозяйства: хлеб, мясо, молочные продукты, кожу и пр.
Развитие денежного хозяйства привело к разложению английского крепостного поместья - манора. Лорды находили более выгодным заменять (коммутировать) барщину денежным оброком. В таком случае свою господскую землю (домен) они обрабатывали уже трудом наемных рабочих из малоземельных крестьян. Некоторые лорды сдавали и домен в аренду, предпочитая не вести никакого хозяйства, а лишь получать годовые денежные ренты. Коммутация сделала большие успехи еще в XIIIв. Впервой половине XIVв. в ряде районов она полностью вытеснила барщину. Особенно широко коммутация проходила там, где развивалось овцеводство, не требовавшее большого количества рабочих рук. Таковы были северо-западные ичастью центральные районы Англии. В юго-восточных графствах, играло большую роль зерновое хозяйство, связанное с экспортом зерна за границу, процесс коммутации протекал медленнее. Особенно упорно держались барщины на юго-востоке в маноpax крупных лордов и в многочисленных церковно-монастырских поместьях. Там часто наблюдалось даже усиление барщины. Но в общем по всей стране денежная рента становилась все более распространенной. В связи с этим и английский крепостной крестьянин превращался в лично свободного. Его отношения к лорду выражались в уплате определенных денежных рент. Надельная земля оставалась по-прежнему в его пользовании. Он мог уходить в город на заработки, менять местожительство.
Коммутация в первую очередь была выгодна наиболее зажиточным крестьянам. Крестьяне-середняки в начале XIII в. часто отказывались от коммутации, так как им трудно было достать деньги. С течением времени, с увеличением количества денег в деревне, и среднее крестьянство стало расценивать коммутацию иначе, видя в ней улучшение своего положения. Но крестьяне были недовольны тем, что денежная рента, устанавливаемая лордом, была слишком высокой. Их раздражало то, что при изменившихся условиях лорд часто уже сам не соглашался на коммутацию, а иногда, допустив ее на время, опять возвращался к барщине. В некоторых графствах, например в Кенте (одном из наиболее густонаселенных юго-восточных графств), крестьяне сильно страдали от малоземелья. Лорды продолжали захватывать пустоши и сокращать общинные выгоны крестьян, стесняя их в пользовании пастбищами. Все это служило причиной роста все более широкого недовольства в среде крестьянства [2, c. 134].
2. «Черная смерть» и ее последствия.
В 1348 г. в Англии разразилась страшная эпидемия чумы, прозванная современниками «черной смертью». Почти третья часть населения страны погибла в результате эпидемии (по мнению некоторых специалистов-исследователей, даже половина). Сокращение числа рабочих рук отразилось на положении как города, так и деревни. Рабочие руки значительно вздорожали. Феодалы не могли нанять нужного им количества сельскохозяйственных рабочих. В особенно критическом положении оказались мелкие феодалы - рыцари, которые давно уже пользовались главным образом вольнонаемным трудом. Цеховые мастера в городах также жаловались на «заговоры» подмастерьев, требовавших повышения заработной платы. Идя навстречу рыцарям и цеховым мастерам, правительство короля Эдуарда III издало в 1349г. ордонанс, который требовал, чтобы все взрослые мужчины и женщины не старше 60 лет, не имеющие собственной земли или других средств к жизни, в обязательном порядке нанимались к тем, кто им предложит работу, и притом за прежнюю, существующую до чумы плату. Парламентские статуты 1351 и 1361 гг. подтверждали королевский указ и устанавливали жестокие наказания за отказ и самовольный уход с работы. Виновных в нарушении ордонансов и статутов сажали в тюрьму, заковывали в колодки и клеймили раскаленным железом. «Рабочее законодательстве» феодально-крепостнического государства возбудило против себя всеобщую ненависть как со стороны деревенской бедноты, так и со стороны городских плебейских элементов - подмастерьев, рабочих-поденщиков, портовых рабочих и др. [5, c. 312]
Не ограничиваясь этим, многие лорды принялись возвращать на барщину вилланов, переведенных ими ранее на денежный оброк. Это была уже настоящая феодальная реакция, затрагивавшая всю деревню в целом, в том числе и зажиточную ее верхушку.
Таким образом, «Черная Смерть» привела к глубоким социально-экономическим переменам в истории европейских стран. В Англии к этому времени большинство населения составляли малоземельные и безземельные крестьяне, по существу сельскохозяйственные рабочие, нанимавшиеся обрабатывать поля землевладельцев. Почувствовав благоприятную ситуацию, эти «рабочие» (laboratories) стали переходить с места на место в поисках хозяина, который предложит лучшие условия. В ответ власти прибегли к изданию законов против «наглости и корыстолюбия» работников: они не должны были уходить из своей деревни, если в округе был наниматель, предлагавший им установленную статутом (существовавшую до катастрофы) плату. Позднее был издан закон о сыске беглых, а также определены правила, по которым рабочий мог уходить из родных мест только с письменного разрешения властей. Д.М. Петрушевский прямо называет эти законы закрепощением [4, c.218]. Эти попытки закрепощения столкнулись с возросшим самоуважением простолюдинов, с их надеждами повысить свой статус и привели к восстанию Уота Тайлера. Петрушевский называет это восстание «революцией растущих надежд»[4, c. 247].
3. Поголовный налог. Положение Англии в 60-х и 70-х годах XIV в. осложнилось неудачами в Столетней войне. Времена Креси и Пуатье, когда английские феодалы благодаря участию в походах йоменов одерживали блестящие победы, сменились поражениями. Вместо поступления добычи из Франции война требовала новых и новых расходов. Английское правительство вынуждено было просить парламент об увеличении налогов. В 1377 г., в первый год правления нового короля, Ричарда II (внука Эдуарда III), парламент ввел подушный (или поголовный) налог, чего ранее никогда не практиковалось в Англии. Каждый мужчина и каждая женщина в возрасте 14 лет и выше обязаны были уплачивать его независимо от своего имущественного положения. В больших семьях, где имелось много престарелых и подростков, новый налог в совокупности составлял большую сумму. Поголовный налог ложился всей тяжестью на крестьянские массы. Он вызвал против себя глубокое возмущение в деревне и послужил последним толчком, приведшим английское крестьянство к восстанию 1381 г. [1, c.43]
4. Виклеф и лолларды. Восстание 1381 г. имело и некоторую идеологическую подготовку. В годы, предшествующие восстанию, в английской деревне появились проповедники, которые называли себя «бедными священниками». Это были ученики знаменитого английского церковного реформатора Джона Виклефа. Джон Виклеф (1320 - 1384), священник и профессор Оксфордского университета, выступил в 60-70-х годах XIV в. с требованием реформы церкви. Он отвергал учение средневекового католицизма о том, что церковь не может существовать без папы и что папская власть выше королевской власти. Виклеф доказывал, что папа не имеет никаких прав на получение дани с АнгЛии [6, c.173].
«Король держит королевство непосредственно от бога, а не от папы», — заявлял Виклеф, своеобразно толкуя современнее ему феодальное право.
Он, далее, восставал против громадных земельных богатств церкви и рекомендовал правительству провести секуляризацию церковных земель. Виклеф выступал против пышного обрядового культа, рекомендовал усилить в богослужении момент проповеди. Он перевел библию на английский язык и считал необходимым совершать богослужение также на национальном, английском языке (а не на латинском, как это было принято всюду в Европе в средние века).
Выступления Виклефа имели большое идеологическое значение. Виклеф был одним из предшественников европейской реформации, происшедшей в Европе в XVI в. Но его трактаты сыграли также и большую политическую роль. Отношения Англии к папству стали весьма враждебными во время Столетней войны, когда авиньонские папы, находясь под влиянием французских королей, помогали всячески французскому правительству против Англии. Проповеди и литературные произведения Виклефа против папства были поэтому особенно актуальны. В середине XIV в. при Эдуарде III прошел специальный парламентский статут, запрещавший обращаться к папе с апелляцией по судебно-церковным делам. В 70-х годах английское правительство отказалось, наконец, платить дань папе, которая выплачивалась Риму со времени Иоанна Безземельного. Нуждаясь в средствах для ведения войны, правительство готово было приступить к секуляризации церковных земель. Дворянство - и лорды и рыцари - давно уже с завистью смотрело на громадные земельные владения английской церкви, составлявшие приблизительно одну треть всех земель королевства.
Реформа Виклефа была популярна и среди лондонских горожан. Его призывы к упрощению и удешевлению церковного культа и превращению церкви в строго национальную организацию, независимую от какой-либо внешней иностранной силы, создали ему большую группу последователей как в Лондоне, так и в других местах, особенно наиболее развитого юга и юго-востока Англии [4, c.212].
Последователей Виклефа в Англии называли лоллардами. Наиболее демократически настроенные из его учеников, так называемые «бедные священники», еще при жизни Виклефа придали его реформаторскому учению более радикальный, революционный характер. «Бедные священники» выступали резко против крепостничества в целом. Переходя из деревни в деревню, они вели пропаганду среди крестьян. Обрушивая громы и молнии против богатого высшего духовенства, а также и против светских феодалов - лордов, проповедники укрепляли в крестьянской бедноте убеждение в том, что земля должна принадлежать всем, поскольку «бог сотворил всех людей равными».
В деревнях часто повторяли ставшее крылатым выражение: «Когда Адам пахал, а Ева пряла, кто же тогда был дворянином?» Один из таких народных проповедников - Джон Болл особенно выделялся своими резкими нападками на феодалов. «Мои дорогие друзья, - говорил Болл, обращаясь к крестьянам,- дела в Англии никогда не пойдут хорошо до тех пор, пока все не будет общим, когда не будет ни вассала, ни лорда и все различия между людьми будут уничтожены, когда лорды перестанут быть господами над нами».
По приказанию архиепископа Кентерберийского Джон Болл был заключен в тюрьму. Восставшие в 1381 г. крестьяне освободили его из заключения. Джон Болл стал одним из вождей восстания [9, c. 36].
Таким образом, основными причинами восстания была тяжелая социально- экономическая обстановка. Она была вызвана эпидемией «черной смерти», Столетний войной, «рабочим законодательством» и так далее. Также на начало восстания повлияли единовременные поголовные налоги, которые вводились с начала правления короля Ричарда II. Непосредственным же поводом для восстания послужили грубые действия одной из комиссий по расследованию преступлений, связанных со сбором налогов.
Все вышеперечисленные причины послужили толчком к восстанию Уота Тайлера.
При Ричарде II (1377-1399 гг.) резко возросли налоги. Поголовный налог, рост феодальной ренты, возвращение к барщине, захват общинных земель, злоупотребления королевских чиновников вызывали все большее недовольство крестьянства. В результате в Англии в 1381 г. вспыхнуло самое крупное в период средневековья восстание, которое обычно называют «восстанием Уота Тайлера» [7, c.225].
Восстание, вошедшее в историю под названием восстания Уота Тайлера, началось в юго-восточном графстве Эссекс в конце мая 1381 г. Крестьяне прогнали здесь сборщиков поголовного налога и некоторых из них убили. После этого вилланы поднялись на владельцев маноров. Из Эссекса восстание перекинулось в соседние графства - Кент, Сефольк, Норфольк и др. В короткое время восстанием была охвачена большая часть графств Англии. Крестьяне громили маноры светских и духовных лордов, захватывали в них хлеб, скот и прочее имущество, сжигали хранившиеся в манориальных архивах списки барщины и оброчных повинностей (так называемые рентали). На сторону восставших крестьян перешли некоторые города. В Кенте восставшие захватили главный город графства - Кентербери. На стороне восставших были также города Мэдстон и Дартфорд. Здесь же в Кенте нашелся вождь, который объединил на некоторое время крестьянские массы Кента, Эссекса и других соседних графств и повел их в Лондон. Его имя было Уот Тайлер. (Слово «тайлер» по-английски значит «кровельщик». Отсюда заключают, что он, возможно, был ремесленником). Несомненно, что Тайлер был ранее солдатом, так как хорошо знал военное дело. Более подробных сведений о его биографии нет [10, c.65].
Уот Тайлер оказался энергичным вождем. Он решил вести восставших в столицу королевства - Лондон, чтобы добиться там от короля удовлетворения требований крестьян. Самый поход на Лондон был задуман им правильно и быстро осуществлен. Вместе с Джоном Боллом, Джеком Строу (по-видимому, мелкий рыцарь) и другими помощниками Тайлер двинулся скентцами 11 июня к столице, направляясь к ней с южной стороны. В это время условившиеся с ним вожди эссекских крестьян подходили к Лондону с северо-востока.
Городские власти г. Лондона не смогли воспрепятствовать крестьянам пройти через лондонский мост и войти через городские ворота в лондонское Сити [4, c.211].
Реакция правительства на события в Эссексе не заставили себя долго ждать. Для расследования всех обстоятельств и проведения суда над восставшими туда был отправлен судья королевской скамьи сэр Роберт Белкнап. По описанию «Анонимной хроники» его приезд очень напугал жителей этого графства. Ответом на действия Белкнапа со стороны восставших стало его пленение и обвинение в измене королю и королевству. Помимо того, его обвинили в организации ложного расследования, имеющего своей целью признание повстанцев недоимщиками. В качестве наказания Белкнапа заставили поклясться на библии в том, что он не будет больше участвовать в похожих судах, а так же принудили его назвать имена присяжных, дальнейшая судьба которых была более печальной. Большинство присяжных было схвачено и обезглавлено, а их дома уничтожены.
В отрывке «Анонимной хроники», посвященной этому событию, автор впервые употребляет самоназвание восставших - общины, и приговор, по которому восставшие казнили различных людей - измена королю и королевству [8, c.33].
Перед пятидесятницей восставшие жители Эссекса собрались вместе. По свидетельству «Анонимной хроники» их численность достигала 50 000 человек. После этого, они отправились уничтожать поселения тех, кто отказались присоединиться к ним. Их действия имели двойной эффект. Во-первых, простой народ стал охотно соглашаться вступать в отряды восставших. А, во-вторых, феодалы и другие богатые люди были сильно запуганы и многие из них бежали из своих владений.
По описаниям «Анонимной хроники» крестьяне Кента присоединились к восставшим из-за действий сэра Симона Бэрли. Его нежелание идти на компромисс по поводу его беглого крепостного. Кентцы начинают созывать свое войско тем же способом, что и эссекцы. Они угрожают смертью тем, кто к ним не присоединится.
На совете в Дартфорде восставшие кентцы постановили, чтобы все жители в районе двенадцати миль от берега оставались оборонять свои земли от нападения с моря.
Следующие действия кентцев объясняют дальнейшее быстрое распространение восстания. Они захватили все дороги, которыми идут в Кентербери на поклонение. Всех проходящих богомольцев они заставляли давать клятву на верность королю Ричарду и общинам, а также обязывали их по первому призыву явиться со своими земляками в войско восставших.
Следующие действия восставших в Кенте напоминают действия их коллег из Эссекса. Они отрубают голову одному из лучших людей города Мэдстона. Также восставшие разрушают дома тех, кто отказывался присоединится к ним.
Около замка Рочестер восставшие из Кента и Эссекса соединяются в одну армию. Осада замка началась из-за нежелания коменданта отдать одного человека из Кента, посаженного туда по приказу сэра Симона Бэрли. После взятия Рочестера часть восставших отправилась по домам, в основном это были кентцы, так как их целью было освобождение своего товарища, а часть продолжило борьбу. По сообщению «Анонимной хроники», после событий в Рочестере восставшие выбирают своим руководителем Уота Тайлера из Мэдстона.
По мимо феодалов, чиновников и просто богатых людей гнев восставших обрушился и против «всех сведущих в праве страны как учеников, так и старцев-юстициариев и всех присяжных графств». Агрессия против правоведов объяснялось тем, что «пока они будут убиты, земля не может наслаждаться благородной свободой». Вместе с ними уничтожались судебные протоколы и различные документы [4, c. 221].
В понедельник, после праздника Троицы, восставшие подошли к Кентербери. Часть из них вошли в собор св. Фомы для молитвы. После этого они предложили монахам избрать одного из них архиепископом Кентерберийским, так как восставшие собираются уничтожить нынешнего архиепископа.
Для выяснения требований восставших король Ричард II отправляет своих посланников в среду после праздника Троицы. «Общины» ответили на вопрос короля, что они хотят уничтожить изменников и спасти королевство. В ходе переговоров восставших и короля через посредников было условлено о том, что Ричард II «принудить к ним на другой день в час заутрени» в Блэкгиз. Но навстречу король не намеревался прибыть. Из Виндзора он направился в Лондон, где мэр Лондона собрал совет из архиепископа Кентерберийского, магистра Симона Седбери, который был тогда епископом Лондонским и канцлером Англии сэра Роберта Гелзи, магистра ордена госпитальеров, тогдашнего казначея Англии и других сеньоров. Всего на совете присутствовало 600 человек.
В среду накануне дня тела Христова в Блэкгиз, что находится в трех милях от Лондона, прибыло 50 000 восставших из Кента с различными знаменами. На противоположном берегу встали восставшие из Эссекса численностью в 60 000 человек.
В это время король Ричард II находился в лондонском Тауэре. Для того, чтобы уладить дело с восставшими, он приказал подготовить к отплытию несколько барж. С собой Ричард II взял архиепископа и казначея, а также большую часть своей свиты. Путь их лежал к Гринвичу, который находился в трех милях от Лондона. Но во время пути архиепископ и казначей уговорили короля не встречаться с восставшими, аргументируя это тем, что «они люди без разума и не умеют вести себя пристойно» [7, c.218].
Узнав о том, что король не прибудет на встречу с ними, кентцы отправляют к нему петицию с требованием выдать им герцога Ланкастерского и пятнадцать других лордов. Ричард II естественно отказался удовлетворить это требование восставших. И тогда восставшие отправили одного йомена к королю с просьбой о встрече. Король согласился встретиться в ближайший понедельник в Винзоре.
После разговора с йоменом к Ричарду II прибыл один рыцарь. Он начал уговаривать короля, чтобы тот не ехал на встречу с восставшими в Винзор. Свою просьбу этот рыцарь подтвердил сведениями, добытыми у одного пленного восставшего. По его словам, как только король прибудет к ним, его захватят и будут «водить с собой по всей Англии, и они заставят его дать им все, чего они ни пожелают». Помимо этого, рыцарь рассказал о намерении восставших уничтожить всех сеньоров, архиепископов, епископов, аббатов, приоров, монахов, каноников, приходских священников и викариев. Вследствие этого разговора король быстро вернулся в Лондон и заперся в Тауэре.
Когда восставшие кентцы узнали о том, что король со свитой укрылся в Тауэре, они приняли решение идти на Лондон. И выполнили свое решение в тот же день, в среду, перед днем тела Христова.
60 000 восставших кентцев перед часом вечерни вошли в предместье Лондона Саусверк, где находилась тюрьма Маршалси. Они взяли тюрьму и освободили всех заключенных. Затем была уничтожена усадьба маршала Маршалси Джона Имуорта и дома всех присяжных и стряпчих, принадлежащих к Маршалси. Разрушения проводились в течение всей ночи. В это же время восставшие из Эссекса вошли в Ламбету, близ Лондона, манору архиепископа Кентерберийского. Они уничтожили большое количество дворов, все книги регистра и свитки мемориалов [9, c.111].
В праздник тела Христова восставшие продолжили разрушать владения богатых людей Англии. Утром в Гайбери, в двух милях к северу от Лондона, они вторглись в манор госпиталя св. Иоанна. В ходе действий восставших владениям госпитальеров был нанесен очень сильный урон. Восставшие из Кента разрушали один «непотребный дом» около Лондона, принадлежащий фламандским женщинам.
Затем восставшие подошли к лондонскому мосту, чтобы переправиться в Сити. Однако, мэр Лондона ожидал подхода восставших и отдал приказ поднять мост. Восставшие из Саусверка пригрозили охранникам моста, что если они его не опустят, то они будут уничтожены. То ли угрозы восставших подействовали, то ли на охрану подействовали бедняки Лондона, но мост был опущен и восставшие смогли войти.
По сообщению «Анонимной хроники» восставшие вели себя мирно «и не сделали никакого зла и ущерба, пока не дошли до улицы Флитстрит». Но в городе не было все так мирно, как кажется. Восставшие жители Лондона сами подожгли несколько домов в Савои. На Флитстрит кентцы начали штурм тюрьмы Флит. После падения тюрьмы, они освободили всех заключенных и уничтожили пару лавок.
Далее, восставшие направились к Темпелю. Они вошли в церковь, находящуюся там, и взяли все книги, свитки и мемориалы, которые принадлежали правоведам, а затем сожгли их на площади.
По пути к Савою восставшие сжигали все дома, принадлежащие магистру госпитальеров. На западной стороне они также разрушали дома богатых людей. Затем, разбив ворота Савои, восставшие вошли в дом. Там они собрали все ценные вещи вместе и подожгли их. После этого, участники восстания принялись разрушать дома Савои, которые остались после действий лондонских повстанцев.
Следующей их целью стал Уэстминстер. Там был разрушен дом Джона Бэттервиля, помощника шерифа графства Меддльсекс пострадали и дома других людей. Помимо этого, была разрушена уэстминстерская тюрьма [2, c.68].
Вернувшись в Лондон через Холборн, восставшие уничтожили дом Симона Хостелера и много других зданий, а также тюрьму Ньюгет. Затем они повесили главного стряпчего церкви св. Мартина Великого, по имени Роджер Легетт. Всего, в этот четверг, было повешено 18 человек в разных местах Лондона.
В это же самое время большая толпа восставших подошла к Лондонскому Тауэру для переговоров с королем. Но Ричард II не захотел встречаться с ними, вследствие чего Тауэр оказался осажденным со стороны св. Екатерины. А часть восставших, находившихся в Сити, отправилась к госпиталю св. Иоанна в Клерпентвелле. По дороге туда они сожгли усадьбу и дом Роджера Легетта, и все, сданные в аренду дома, и владения госпитальеров. В приорстве госпитальеров восставшие предали огню многие дома, а затем вернулись в Лондон.
За всеми событиями король наблюдал из одной из башен большого лондонского Тауэра. После увиденных им картин он приказал собрать всех находящихся с ним лордов на совет. Но как пишет «Анонимная хроника» «ни один из них не умел или не хотел дать совета...». И тогда король принял решение сделать распоряжение шерифам и олдерменам, чтобы они оповестили в своих кварталах всех в возрасте от 15 до 60 лет явиться в пятницу в 7 часов утра в Майл-Энд. Это было предпринято для того, чтобы восставшие сняли осаду Тауэра и из него можно было выйти. После этого Ричард II вышел на малую башню напротив св. Екатерины. Он приказал объявить восставшим, что он простил им все их проступки, и чтобы они расходились по домам. Восставшие ответили, что они не разойдутся прежде, чем получат изменников и хартии, которые освободят их от всякого рода рабства. Ричард II согласился на это и приказал клерку написать билль : «Ричард, король Англии и Франции, премного благодарит свои добрые общины за то, что они так сильно хотели его видеть и иметь своим королем, и прощает им всякого рода проступки, оскорбления и преступления, содеянные до этого часа, и хочет, и приказывает, чтобы каждый изложил свои жалобы на письме и прислал их ему, и он, по совету верных лордов и своего доброго совета, измыслит такое средство, которое будет на пользу ему и всему королевству». Этот билль был подкреплен королевскую печатью. После того, как билль был зачитан восставшим, те сказали, что билль их не устраивает. Вернувшись в Сити, восставшие оповестили, что «все законоведы и все их канцелярского суда и из Палаты шахматной доски, и все, кто умеет читать и писать бумаги должны быть обезглавлены, где только их найдут». Это сопровождалось поджогами домов и убийствами. Пытаясь овладеть положением, король Ричард II вновь собирает совет лордов. И вновь совет не дает ни какого ответа по поводу сложившейся ситуации [8, c. 312].
В пятницу рано утром архиепископ и ряд других лиц попытались воспользоваться перемещениями восставших и уйти на лодках из Тауэра. Но эта попытка провалилась. По описаниям «Анонимной хроники» тогда восставшие собрали войско в 100 000 и более человек, это при том, что 80 000 остались осаждать Тауэр. Часть из них отправились в Майл-Энд на Брентвундской дороге, а другие к Тауэру. Около 7 часов король прибыл в сопровождении своей матери, мэра Лондона, ряда графов и других. Увидев короля, восставшие приветствовали его следующей фразой: «Добро пожаловать, наш сеньор король Ричард, и мы не хотим иметь другого короля кроме Вас».
Уот Тайлер стал просить короля от имени восставших, чтобы он удовлетворил их требования. Ричард II приказал всем общинам построиться и огласил свое решение. Король полностью согласился со всеми требованиями восставших. Под предлогом исполнения программы Уот Тайлер и часть восставших направились к Тауэру, чтобы взять архиепископа и других.
В это время архиепископ совершал мессу в капелле Тауэра. Восставшие ворвались туда и вытащили во двор архиепископа и всех, кто с ним там был. На холме у Тауэра архиепископ был казнен через обезглавлевание. Вместе с ним были казнены казначей королевства, магистр Роберт Гелз, один из королевских телохранителей, по имени Джон Лег, и другие. Головы архиепископа и других людей были выставлены на обозрение. Одновременно с этим, общины развернули террор против фламандцев, ломбардцев и других иностранцев. Это объясняется тем, что большинство из них были состоятельными людьми. В этот день было обезглавлено от 140 до 160 иностранцев. Также разрушались их дома и уничтожались их имущество [4, c.328].
Таким образом, в течение трех дней - 13, 14 и 15 июня 1381 г. - восставшие крестьяне были хозяевами положения в столице Англии. Некоторые королевские министры - среди них канцлер королевства Симон Сэдбери (он же архиепископ Кентерберийский) и лорд-казначей Хейлс - были казнены. Повстанцами были разгромлены все лондонские тюрьмы. Они захватили и сожгли главный лондонский судебный архив. Из крупных зданий подвергся разрушению дворец герцога Ланкастерского, дяди короля (исполнявшего обязанности регента ввиду малолетства Ричарда II)». Восставшие крестьяне жгли и разрушали дома крупных сановников; преследовали и убивали наиболее ненавистных народу лиц.