Фольклор в современную эпоху и его новые традиции (xx в.)
Бытование традиционных жанров фольклора в современную эпоху. Отклик в них на явления современной эпохи. Жизненность и продолжение традиций.
Рост капитализма в России и связанный с ним промышленный переворот после реформы 1861 года исторически обусловили новый этап в развитии поэтического творчества. До середины XIX века крестьяне были основной массой русского народа, они же были и создателями традиционного крестьянского фольклора. В последней трети XIX века начинает складываться промышленный пролетариат, где постепенно создаются свои условия жизни, труда и быта, возникает своя психология и свое мировоззрение. История рабочего класса, его жизнь и труд получили отражение в его устном поэтическом творчества. В фольклоре России происходят изменения двух типов:
1) сильно изменились жанры старого, традиционного фольклора,
2) возникли новые жанры, естественно, на основе старых или на общефольклорной основе.
Изменения традиционных жанров отразились в том, что область их распространения сужалась, некоторые жанры (как исторические песни) выходили из употребления; все жанры стали быстрее откликаться на изменения жизни; обновилась тематика народной поэзии, в ней усилились сатирические мотивы; во многих жанрах возросла роль импровизации, расширились связи фольклора с литературой. К новым явлениям в фольклоре можно отнести: формирование и быстрое распространение жанров, не существовавших ранее (частушки); широкое развитие рабочего фольклора, зарождение и развитие индивидуально-творческого начала (появление поэтов-певцов). Во многих жанрах наблюдается усиление реалистичности, эту особенность можно отметить даже в сказках. Поэтика сказки хотя и устойчива, но постепенно упрощается, сказки бытового характера приближаются к сказу или рассказу, стиль волшебных сказок явно снижается.
Песенные жанры русского фольклора также переживают в это время значительные изменения. Песня как вид была еще устойчива в своей поэтике; но одни группы песен оставались популярны, другие – выходили из употребления. В народных песнях все больше звучат ноты недовольства и протеста, социальные мотивы. В народной лирике все ощутимей становится связь с литературой, вхождение и творческая переработка литературных песен в народную среду, широкое распространение получили так называемые «жестокие» романсы.
Не все жанры традиционного фольклора оказались продуктивными, перейдя в рабочую среду: отсутствуют рабочие заговоры, обрядовые песни, былины и волшебные сказки, даже бытовая сказка не получила развития. В рабочем фольклоре развился такой прозаический жанр как сказ, который значительно отличается от сказки. Если сказка всегда опирается на вымысел, то в сказе – опора на достоверный жизненный факт. Сказ не имеет богатой сказочной обрядности, особенностей композиции и стиля. По своей форме он представляет собой рассказ-воспоминание о событиях сравнительно недавнего прошлого. В рабочей среде возникают новые пословицы и поговорки, в них получил известное обобщение социальный и трудовой опыт рабочего человека («Каков мастер, такова и работа»).
Анекдоты и частушки как громкий голос современности. Отражение в них событий революции и гражданской войны, коллективизации, жизни в колхозах, пятилеток. Великая Отечественная война в современном фольклоре. Отклик на события послевоенных лет. Перестройка и современность в оценке народа.
Анекдоты и афористические жанры. Анекдот как элемент народной смеховой культуры. Пародирование — жанрообразующий признак анекдота. Тематический спектр жанра как отражение структуры объектов пародирования: этническая и социальная иерархия общества, фигуры исторических деятелей; “виртуальная реальность” (герои, сюжеты и жанровые формы кино, телевидения и литературы); ментальная и физическая личность; язык.
Проблемы происхождения анекдота. Его связь с рассказами о мифологическом герое-трикстере (своего рода архетип анекдотической ситуации), бытовой сказкой-новеллой (этнические и социальные стереотипы, ролевые “маски” плута и глупца), несказочной прозой (конкретный исторический, социальный и психологический материал: образы, мотивы, формулы). Роль масс медиа в формировании современного анекдота. Стереотипия композиционного строения анекдота как характерное свойство пародийного текста. Эволюция образной, мотивной и стилевой структуры жанра в соответствии с изменением пародируемой действительности.
Детский анекдот как отражение процесса освоения детьми взрослого мира, его смысловых границ и норм.
Современные присловья, остроты, шутки. Их слабая изученность. Отношение к современным понятиям, современной культуре.
Наиболее развитым жанром позднетрадиционного фольклора являются частушки.
Частушки — короткие рифмованные лирические песенки, которые создавались и исполнялись как живой отклик на разнообразные жизненные явления, выражая ясную положительную или отрицательную оценку. Во многих частушках присутствует шутка или ирония. Наиболее ранние частушки имели шесть строк. Основной тип — четырехстрочный — сформировался во второй половине XIX в., он исполняется под пляску и без нее. Четырехстрочными являются также частушки собственно плясовые, которые исполняются только под пляску (например, под кадриль). Кроме того, существуют двустрочные частушки: "стра-дания"и "Семеновна" (последняя появилась в 1920-х гг.).
Частушки имеют разнообразные, но повторяющиеся, устойчивые напевы, как протяжные, так и быстрые. Характерно исполнение многих текстов на один напев. В живом бытовании частушкам иногда свойственна речитативность (близость к напевной декламации). В них сочетаются слово, напев, инструментальное сопровождение (на балалайке, гармошке), движения (жесты, мимика, танец). Все эти слагаемые допускают импровизацию, занимающую в частушке значительное место.
Частушки принято называть поэзией малой формы, но частушка никогда не поется одна (Я частушку на частушку, как на ниточку, нижу...). При исполнении импровизируются циклы — частушечные спевы, которые могут включать разное количество строф (иногда до 100). Исследователи отмечали, что в процессе исполнения частушек действует кумулятивно-контаминацион-ный порождающий механизм, он и создает частушечный спев по какому-либо признаку, содержательному или формальному. Подобный принцип и ранее использовался в артельных трудовых песнях типа дубинушек: песни составлялись из не связанных по сюжету строф с общим припевом.
Специфика городской фольклорной культуры. Дробное и подвижное социальное деление как важнейший фактор формирования городского фольклора. Понятие о “первичной контактной группе”. Жанровая структура городского фольклора. Типологическое сходство иерархии жанров в различных культурных подсистемах городского фольклора: календарный, семейный и профессиональный обрядовый фольклор; несказочная проза; паремии; лирика; детский фольклор. Связь городского и традиционного крестьянского фольклора. Роль масс-медиа (телевидение, радио, печать, компьютерные сети) в формировании понятийной, образной и персонажной структуры современного городского фольклора. Замещение формами литературы и массовой культуры позиций фольклорных жанров.
ЛЕКЦИЯ 16