Деление фольклора на роды и жанры

Деление на роды. Проблема классификации жанров. Ее недостаточная разработанность и разные опыты частных и общих классификации (В. Я. Пропп, В. Е. Гусев и др.)

Жанрообразующие признаки и свойства. Вопрос о жанровых разновидностях. Генетическая связь фольклорных жанров.

Общие процессы развития в жанрах. Многообразие их жизненно-бытовых и идейно-художественных функций.

Поэтика родов и жанров фольклора как художественная система. Нерешенные проблемы исторической поэтики.

В фольклоре возможно «сотворчество» многих певцов и рассказчиков, эти произведения – результат работы многих людей, поэтому надо выделить то общее, что объединяет отдельные произведения в группы-жанры. Особенности жанра сохраняются каждым творцом. Жанры в фольклоре обладают большей устойчивостью по сравнению с литературой. Жанровые границы в литературе менее устойчивы, они легче меняются. В фольклоре же жанровые особенности не устраняются, а их изменение происходит лишь в случае, когда бывает поддержано всем народом. По сравнению с литературой в фольклоре меньше сочетания жанров, меньше смежных форм. Изучать, под влиянием каких факторов происходит сложение фольклорных жанров и в каких условиях, нельзя без значительной доли теоретизирования.

Жанры, входящие в состав русского фольклора, различаются между собой по содержанию, структуре, поэтике и функциям. Построить удовлетворительную в научном отношении классификацию жанров народного творчества – нелегко. Существует несколько попыток такой классификации. Видный фольклорист В.Я.Пропп строит их классификацию с учетом четырех моментов, исходя из своего определения жанра: «Под “жанром” мы будем понимать совокупность произведений, объединенных общностью поэтической системы, бытового назначения, форм исполнения и музыкального строя». Выдвигая на первый план поэтику жанра (поэтическую систему), В.Я.Пропп, однако, считает, что жанр определяется не одним признаком, а совокупностью признаков, и поэтому классификация должна строиться на ряде основных особенностей жанра. К классификации русского фольклора, считает В.Я.Пропп, может быть применена классификация, принятая в литературоведении, то есть деление на роды, виды и жанры.

Предлагаются и другие, более сложные классификации, как предложенная В.Е.Гусевым. Понятие «род, вид и жанр» он употребляет в ином соотношении, а также вводит категорию «группы», включает в свое исследование и «мифы», приравнивая их к сказаниям. А между тем ни мифы, ни религиозные легенды не принято считать отдельным жанром в литературе, хотя в них есть элементы художественности. Как известно, мифология есть одна из первичных форм философских представлений о мире, а отношения мифологии и фольклора исследуются на ином уровне, чем попытка классифицировать жанры народного творчества. В.Е.Гусев не рассматривает жанры фольклора как взаимосвязанную взаимодействующую систему.

В фольклористике попытку осветить вопрос о классификации фольклорных жанров предпринял и Н.И.Кравцов. Он принимает литературоведческую классификацию, то есть деление на роды, виды и жанры. Мы также придерживаемся этой классификации. Под родом мы понимаем способ изображения действительности (эпический, лирический и драматический), под видом – тип художественной формы (сказка, песня и др.), под жанром – тематическую группу произведений (сказки волшебные, сказки бытовые, сказки о животных). В эпическом роде выделяются стихотворные жанры (былина, баллада, историческая песня) и прозаические (сказка, сказ и др.). Лирический род в фольклоре использует только стихотворную форму. Драматический род имеет свои сосбенности, в нем слово и напев соединяются с действием. Драматический род в русском фольклоре не очень развит.

В народном творчестве каждого народа существуют жанры, общие для всего мирового фольклора (сказки, баллады, пословицы, загадки и др.), но некоторые жанры имеют особые черты, присущие только данному народу. Например, героический эпос у русских имеет вид эпической песни – былины, у испанцев – форму романса, у других народов – прозаическое повествование со стихотворными вставками. Русский фольклор включает в себя преимущественно эпический и лирический род, а драматические произведения, получившие особое развитие в фольклоре многих народов (чехов, словаков, китайцев и др.), представлены у русских всего в нескольких образцах.

Русский фольклор богат разными жанрами, их изучение приобрело первостепенное значение, ведь произведение народного творчества может быть понято только с учетом его жанровой характеристики. Изучение жанров фольклора возможно только при учете жизненных условий, в которых бытуют эти произведения.

Жанры фольклора – категория историческая и внеклассовая. В пределах одного и того же жанра могли создаваться произведения, отражающие чаяния и надежды народа, и антинародные произведения. Жанры не существуют вечно и неизменно; они возникают, развиваются и в ряде случаев отмирают, замещаясь другими. Так, календарная и семейная обрядовая поэзия могли возникнуть как стремление человека магически использовать силу слова и действия. С исчезновением верований отмирает в ХХ веке и обрядовая поэзия, но возникают, например, жанры «рабочего фольклора», которые развились в России только с конца XVIII века в процессе формирования рабочего класса. Жанр обладает самостоятельностью по отношению к разным эпохам в истории художественного творчества. Долговечность жанров объясняется их способностью при неизбежных исторических изменениях жить, охватывая значительные периоды времени. Жанры сохраняются до той поры, пока оказываются способными вмещать в себя новое содержание. Историческая стойкость жанра необычайна, структурные формы жанров почти без изменений существуют века. В своих общих свойствах они равно одинаково живут и развиваются у разных народов, хотя, конечно, не без взаимного влияния, но в пределах художественного творчества каждого народа на самостоятельной жизненной почве.

В современной фольклористике разрабатывается также проблема связи и взаимодействия жанров. Взаимоотношения жанров имеют многообразные формы: это и генетическая связь жанров, то есть влияние более старых жанров на формирование новых (былина предшествует исторической песне), а также и обратное влияние – новых жанров на старые, в результате чего старые жанры могут изменить свою структуру и поэтику (влияние частушек на лирические песни, что упростило композицию лирических песен, уменьшило их протяженность).

В фольклоре существует такое явление, как включение произведений одного жанра в другой. Так, пословицы включаются почти во все остальные жанры; в некоторых жанрах используются заговоры, плачи, причитания, фрагменты свадебных обрядов. В научной литературе отмечались сказочные формулы в пословицах, в заговорах; былинная фразеология в песнях («Как возговорит добрый молодец»).

Длительное сосуществование жанров и их взаимодействие приводит к их взаимопроникновению и слиянию, в результате чего возникают промежуточные жанры. В русском фольклоре есть песни, занимающие промежуточное место между «разбойничьими» песнями (они по жанру лирические) и балладами, которые в основном имеют эпический характер. Сложные проблемы соотношения различных жанров еще недостаточно изучены.

ЛЕКЦИЯ 3

Наши рекомендации