Парадигмы современной британской исторической науки

Э́лисон Уэ́йр — английская писательница, историк, работающая в жанре научно-популярной литературы по истории, а также в жанре исторического любовного романа.

«Изучение истории и написание книг сделало меня более уверенной, принесло мне материальную пользу, а также позволило духовно обогатить жизнь других людей, но, самое главное, позволило мне чувствовать себя состоявшейся в творческом смысле», — говорит Элисон Уэйр о своей работе.

В 1970-х годах Уэйр провела 4 года за исследованием и написанием научно-популярных биографий шести жён Генриха VIII. Её работа слишком долго не была признана издателями, и, как следствие, решение о публикации было отклонено на том основании, что рукопись была слишком длинной (1024 страницы). Переработанный вариант этой биографии позже будет опубликован в 1991 году во второй книге автора под названием «Шесть жён Генриха VIII».

В 1981 году Уэйр написала книгу о Джейн Сеймур, которая вновь была отклонена издателями, на этот раз потому, что была слишком короткой. В 1989 году Уэйр стала автором первой опубликованной работы: исторического обзора «Генеалогия королевских семей Британии: компиляция».

Начиная с конца 1990-х годов по 2014 год Уэйр написала и опубликовала целый ряд научно-популярных исторических книг, среди которых исторические биографии Элеоноры (Алиеноры) Аквитанской, Изабеллы Французской, Екатерины Суинфорд и принцев в Тауэре. Другие её исторические работы включают в себя книги о периоде Генриха VIII, его жён и детей, об Анне и Марии Болейн, об Елизавете I Тюдор, а также о королеве Шотландии Марии Стюарт. Уэйр также опубликовала исторические обзоры о периоде Войны Роз, а также исторические любовные романы о Джейн Грей, Елизавете I Тюдор и Элеоноре (Алиеноре) Аквитанской.

Кристофер Генри До́усон — крупнейший английский историк, философ и культуролог, чьи произведения в своё время по достоинству были оценены такими западными мыслителями, как А. Дж. Тойнби , Т. С. Элиот, Ж. Маритен, Э. Жильсон, О. Хаксли, К. С. Льюис, Дж. Р. Толкиен и др. Имя Доусона часто ставили в одном ряду с именами таких выдающихся исследователей культуры XX века, как О. Шпенглер, А. Дж. Тойнби и Ф. Нортроп.

В течение своей жизни Доусон написал свыше тридцати книг и около ста пятидесяти статей. Наиболее известные его произведения: «Век богов», «Прогресс и религия», «Становление Европы», «Религия и современное государство», «По ту сторону политики», «Средневековая религия», «Религия и культура», «Религия и возникновение западной культуры», «Постигая Европу», «Динамика всемирной истории», «Кризис западного образования», «Боги революции». Основным трудом жизни Доусона являлась задуманная им пятитомная история культуры, которая должна была носить заглавие «Жизнь цивилизаций», но которая никогда полностью не была завершена. Как считает К. Скотт[4], книга «Прогресс и религия» (1929) — наиболее яркое произведение — создавалась в качестве краткого изложения всего замысла. Первым томом был «Век богов» (1928), посвященный доистории (от Ледникового периода до конца II тысячелетия до н. э.), а «Становление Европы» (1932), посвященное раннему средневековью, замышлялось в качестве третьего. Второй том, написанный частично, но незавершенный, должен был называться «Возникновение мировых религий» и покрывать период с 1200 по 300 гг. до н. э. Четвертый том охватывал бы период позднего средневековья (очевидно, частью его является «Средневековая религия» (1934)). Последний том, посвященный периоду с эпохи Просвещения до современности, также остался незавершенным. Главы, относящиеся к Французской революции, появились в посмертной публикации — книге «Боги революции» (1974). Ф. К. Шлагбергер замечает, что в джиффордских лекциях 1947 и 1948/49 гг., опубликованных под названиями «Религия и культура» и «Религия и возникновение западной культуры», а также в книгах «Постигая Европу», «Движение мировой революции» и «Кризис западного образования» дан материал для последней части задуманного труда.

Таким образом, в произведениях Доусона содержится анализ практически всей истории Европы — от Ледникового периода до наших дней. Грандиозности замысла соответствуют ясность изложения и колоссальная эрудиция автора. Основная мысль, проходящая через весь замысел, — показать, что изменения в культуре сопровождались (и были обусловлены) изменениями в религиозных верованиях человека и в духовном отношении к жизни, что культура не может сохранять свою жизненность без религии (как это выясняется из изучения Доусоном всемирной истории) и что единственный выход из существующего духовного кризиса может заключаться лишь в обращении к этому вечному источнику культурного творчества.

Наши рекомендации