Занятие 13. правление александра i. 1801-1825 гг.

ЗАНЯТИЕ 13. ПРАВЛЕНИЕ АЛЕКСАНДРА I. 1801-1825 ГГ.

1.

занятие 13. правление александра i. 1801-1825 гг. - student2.ru

2.

занятие 13. правление александра i. 1801-1825 гг. - student2.ru

3.

занятие 13. правление александра i. 1801-1825 гг. - student2.ru

4.

занятие 13. правление александра i. 1801-1825 гг. - student2.ru

5.

занятие 13. правление александра i. 1801-1825 гг. - student2.ru

6.

занятие 13. правление александра i. 1801-1825 гг. - student2.ru

7.

занятие 13. правление александра i. 1801-1825 гг. - student2.ru

8.

занятие 13. правление александра i. 1801-1825 гг. - student2.ru

9.

занятие 13. правление александра i. 1801-1825 гг. - student2.ru

10.

занятие 13. правление александра i. 1801-1825 гг. - student2.ru

Даты всеобщей истории:

2 декабря 1804 г. провозглашение Наполеона императором Франции
1800-1815 гг. Наполеоновские войны
1811-1813 гг. движение луддитов в Англии
6 апреля 1814 г. свержение Наполеона
1 марта – 7 июня 1815 г. «Сто дней» Наполеона
1823 г. провозглашение доктрины Монро в США

Даты по историко-культурному стандарту

1801-1825 годы правления Александра I
20 ноября 1805 битва при Аустерлице
25 июня 1807 Тильзитский мир
1 января 1810 учреждение Государственного Совета
учреждение Царскосельского лицея
Бухарестский мир с Османской империей
12 июня - 14 декабря 1812 Отечественная война 1812 г.
26 августа 1812 Бородинская битва
1813-1814 Заграничные походы русской армии
4-7 октября 1813 битва при Лейпциге
Венский конгресс
1817-1864 война на Северном Кавказе
образование Северного и Южного обществ
открытие Малого театра в Москве
открытие Большого театра в Москве
14 декабря 1825 восстание декабристов на Сенатской площади

Государственные и военные деятели:

Александр I  
А.А. Аракчеев  
П.И. Багратион  
М.Б. Барклай-де-Толли  
А.П. Ермолов  
М.И. Кутузов  
М.И. Платов  
Н.Н. Раевский  
М.М Сперанский  

Общественные деятели:

Н.М Муравьев  
П.И. Пестель  
К.Ф. Рылеев  

Деятели культуры:

Е.А. Боратынский  
А.Н. Воронихин  
Г.Р. Державин  
В.А. Жуковский  
О.А. Кипренский  
И.А. Крылов  
А.С. Пушкин  
К.И. Росси  
В.А. Тропинин  
митрополит Филарет (Дроздов)  

Деятели науки:

Н.М. Карамзин  

Путешественники:

Ф.Ф. Беллинсгаузен  
И.Ф. Крузенштерн  
М.П. Лазарев  
Ю.Ф. Лисянский  

ТРЕНИНГ

Работа с хронологией

Заполните таблицу.

№ п/п Событие Дата
1. «Семеновская история»  
2. Союз благоденствия  
3. Союз спасения  
4. Бородинская битва (точная дата)  
5. Венский конгресс, создание Священного союза  
6. Вторжение Наполеона в Россию, начало Отечественной войны (месяц)  
7. Дарование конституции Польше  
8. Дворцовый переворот и убийство Павла I  
9. Деятельность Северного и Южного обществ  
10. Заграничные походы русской армии  
11. Изгнание Наполеона из России (месяц)  
12. Начало создания военных поселений  
13. Образование Негласного комитета  
14. Окончательное включение Восточной Грузии в состав России  
15. Отставка и ссылка М.М. Сперанского  
16. Пребывание французов в Москве (месяцы)  
17. Русско-персидская война  
18. Русско-турецкая война  
19. Русско-шведская война  
20. Смерть АлександраI  
21. Смоленское сражение (месяц)  
22. Совет в Филях (точная дата)  
23. Создание Государственного совета  
24. Создание министерств  
25. Сражение под Аустерлицем  
26. Сражения под Прейсиш-Эйлау и Фридландом  
27. Тилъзитский мир  
28. Указ о вольных хлебопашцах  
       

Определите последовательность важнейших событий внутриполитической истории (вы­делены жирным шрифтом): ___________________________________________________________

Определите последовательность важнейших событий внешнеполитической и военной истории (выделены курсивом): __________________________________________________

Работа с персоналиями

Исторический деятель Кто такой(ие)? Что сделал? Что с ним произошло?
А. А. Аракчеев   1.
А. П. Тормасов   1.
Д. В. Давыдов   1.
Даву, Мюрат, Ней    
Дорохов, Сеславин, Фигнер    
К.Ф. Рылеев    
Курин, Четвертаков, Кожина      
М.Б. Барклай де Толли   1.  
М.И. Кутузов   1. 2. 3.  
М.М. Сперанский   1. 2.  
Н.М. Муравьев   1.  
Н.Н. Раевский   1.  
Новосильцев, Строга­нов, Чарторыйский      
П. И. Багратион   1. 2.  
П. И. Пестель   1.  
Ф. Лагарп      
         

Работа со схемой

Заполните схему «Основные органы власти при Александре I». Подчеркните названия органов, которые возникли при Александре I.

занятие 13. правление александра i. 1801-1825 гг. - student2.ru

занятие 13. правление александра i. 1801-1825 гг. - student2.ru

Работа с картой

Найдите на карте:

1) территориальные приобретения России в начале XIX в.: Финляндия, Бессарабия,
Грузия, Северный Азербайджан, Центральная Польша;

2) Аустерлиц, Прейсиш-Эйлау, Фридланд, Тильзит;

3) расположение трех русских армий накануне вторжения Наполеона в Россию;

4) маршруты движения русских и французских войск во время войны 1812 г.,
Бородинскую битву, Тарутинский маневр, Малоярославец, реку Березину.

Работа с понятиями

Дайте определение понятий.

1. Министерства – _____________________________________________________________

2. Вольные хлебопашцы – ______________________________________________________

3. Разделение властей – _________________________________________________________

4. Законосовещательный орган власти – ___________________________________________

Работа с источниками

О каких сражениях и маневрах идет речь в отрывках из документов? Расставьте их в хронологической последовательности.

1. «К нам успела прибыть после счастливого замирения с Турциею Молдавская наша армия. Генерал Тормасов получил другое назначение, а Чичагов, назначенный главнокомандующим, начал действовать уже наступательно... Адмирал с прочими войсками двинулся к Борисову, где должно было встретить бегущего уже из Москвы неприятеля и преградить ему дорогу». (Из воспоминаний штабного офицера 3-й армии)

2. «Холоднокровие, беспечность нашего министра [Барклая де Толли] я ни к чему иному не могу приписать, как совершенной измене (это сказано между нами). Сему первый пример есть тот, что мы покинули без нужды ... и идем Бог знает куда и без всякой цели для разорения России. Когда были эти времена, что мы кидали старинные города? Будьте здоровы, но веселым быть не от чего. Я не могу смотреть без слез на жителей, с воплем идущих за нами с малолетними детьми, кинувши свою родину и имущество. Город весь горит». (Из письма А.А. Закревского)_______________

3. «Желаю, чтобы неприятель атаковал нас в сей позиции, тогда я имею большую на­дежду к победе. Но ежели он, найдя мою позицию крепкою, маневрировать станет по другим дорогам, ведущим к Москве, тогда не ручаюся, что, может быть, должен идти и стать позади Можайска, где все сии дороги сходятся». (Из донесения М.И. Кутузова Александру I)

4. «На второй день после того, как мы покинули Москву, мы увидели громадные столбы дыма, а вслед за тем целое море огня. Москва пылала, объятая пламенем со всех сторон. После нескольких переходов мы стали... близ деревни— Насыпаны редуты и батареи. Войска заняли укрепленный лагерь, можно было наконец не спеша и передохнуть». (Из воспоминаний майора И.Р. Дрейлинга)

5. «Сей день есть один из знаменитейших в сию кровопролитную войну, ибо потерянное сражение... повлекло бы за собой пагубнейшие последствия и открыло бы путь неприятелю через хлебороднейшие наши провинции. Завтра, я полагаю, должно быть генеральное сражение...» (Из донесения М.И. Кутузова)

6. «Вставай Русс! — смерть подошедшая будит и враг бодрствует! Стряхнулся наш левый фланг, уже Багратион давно на коне, и заклубился дым его батарей, и загрохотали, загремели залпы в неприятеля, но велик числом оный, все увеличивает свои батареи и наступает ближе, смерть неумолима, почти везде двойное количество неприятеля губит целые ряды пехоты и расстраивается артиллерия». (Из воспоминаний Г.П. Мешетича)

7. «Я, заметя большую убыль и расстройство в батальонах после столь кровопролитного сражения и превосходства сил неприятеля, для соединения армии оттянул войска на высоту, близ Можайска лежащую. По вернейшим известиям, к нам дошедшим, и по показаниям пленных, неприятель потерял убитыми и ранеными 42 генерала...» (Из донесения М.И. Кутузова Александру I)

8. «Ужасное зрелище представилось нам, когда мы пришли на то место, которое накануне занимал неприятель и которое он только что оставил: земля была покрыта трупами убитых и замерзших людей; они лежали в разных положениях. Крестьянские избы везде были ими переполнены, река была запружена множеством утонувших пехотинцев, женщин и детей; около мостов валялись целые эскадроны, которые бросились в реку». (Из воспоминаний адмирала II.В. Чичагова)

9. «В четвертом часу пополудни французская армия приблизилась к генеральной позиции нашей. Тут Наполеон пошел, не медля нисколько, на наш выставный редут, у села Шевардино устроенный, и овладел было им; но он, переходя из власти во власть, при третьем разе, уже в сумерки, отнятый князем Багратионом, остался за нами, пока его не покинули около полуночи уже». (Из воспоминаний полковника М.М. Петрова) занятие 13. правление александра i. 1801-1825 гг. - student2.ru

«Конституция» Н. Муравьева

«Вступление

Опыт всех народов и всех времен доказал, что власть самодер­жавная равно гибельна для правителей и для обществ: что она не согласна ни с правилами святой веры нашей, ни с началами здравого рассудка... Федеральное или Союзное Правление одно разрешило сию задачу, удовлетворило всем условиям и согласило величие народа и свободу граждан. Под надзором государя одно законодательное со­брание находится в столице и делает все распоряжения общие, для всего государства — частные распоряжения, касающиеся до облас­тей, — предоставлены областным законодательным собраниям, об­разованным наподобие столичного, и таким образом доставляется благосостояние целого и частей.

Глава II. О гражданах

3. Гражданство есть право... участвовать в общественном управлении.

Глава IV. О России

43. В законодательном и исполнительном отношении вся Россия длится на 13 Держав, 2 области и 568 уездов, или поветов.

Глава VI. О народном Вече

59. Народное Вече, состоящее из Верховной Думы и палаты народных представителей, облечено всей законодательной властью.

Государственный завет

К) Российское государство разделяется в отношении закона или пространства на 10 областей и 3 удела.

Л) Государство состоит из народа и правительства.

М) Весь российский народ составляет одно сословие — гражданс­кое нынешние сословия уничтожаются.

Н) Правительство разделяется на верховную власть и государственное правление.

О) Насчет устроения верховной власти отвергается правило равновесия властей, но принимается правило определительности круга действий. Верховная власть разделяется на законодательную и вероисполнительную — первая поручается народному вечу, вторая — державной думе. Сверх того, нужна еще власть блюститель-да6ы те две не выходили из своих пределов. Власть блюститель поручается верховному собору.

П) Народное вече состоит из народных представителей, выбрано народом на 5 лет. Каждый год пятая часть нисходит и заменяется новыми выборами... Народное вече есть одно целое и на камеры разделяется. Вся законодательная власть в нем обретается... то не может распустить народного веча. Оно представляет в государстве, думу народа.

Р) Державная дума состоит из 5 членов, народом выбран­ена 5 лет. Ежегодно один из Думы выходит и заменяется им выбором... Все министерства и все вообще правительствующие места состоят под ведомством и начальством державной думы.

Верховный собор состоит из 120 членов, именуемых боярами. Они назначаются на всю жизнь и не могут участвовать ни в законодательном, ни в исполнительном порядке. Губернии назначают шдатов, а народное вече замещает упразднившееся число бояр... имеет верховно-блюстительную власть. Народное вече препровождает к нему на утверждение свои законы. Собор назначает из членов по одному генерал-прокурору в каждое министерство каждую область».

Документ 1

«Узок круг этих революционеров. Страшно далеки они от народа».

В.И. Ленин

Документ 2 Мнение историка

«Постоянно подчеркивается, что декабристы, будучи дворянскими революционерами, боялись обратиться к народу. Почти никогда отмечается, что эта субъективная боязнь имела объективную основу. Народ в России в то время не был готов к революции, к приятию революционных призывов... характернейший для России XIX в. факт: сохранение монархических иллюзий, веры в царя в крестьянских массах при откровенной враждебности к дворянству... Такого полного — полнейшего — разрыва революционеров и угнетенных масс, в России, не было в первой четверти XIX в. ни в одной втянутой в революционное движение европейской стране. Нигде столь далекими народа не были революционеры. Нигде столь отсталыми не были классы. Оборотной стороной этой отсталости и была в сущности предельная узость организации и тактики первых российских борцов с самодержавием».

Историк И.К. Пантин

Документ 3

«В самом деле: мы были окружены со всех сторон, бездействие поразило оцепенением умы; дух упал, ибо тот, кто на этом поприще раз остановился, уже побежден вполовину. Сверх того, пронзитель­ный ветер леденил кровь в жилах солдат и офицеров, стоявших так долго на открытом месте».

Декабрист Н.А. Бестужев

Документ 4

«День был сумрачный — ветер дул холодный. Солдаты, затяну­тые в парадную форму с 5 часов утра, стояли на площади уже более 7 часов. Со всех сторон мы были окружены войсками — без главного начальства (потому что диктатор Трубецкой не являлся), без ар­тиллерии, без кавалерии,— словом, лишенные всех моральных и физи­ческих опор для поддержания храбрости солдат. Они с необычайною энергией оставались непоколебимы и, дрожа от холода, стояли в рядах, как на параде...»

Декабрист М.А. Бестужев

Документ 1

15/27декабря, вторник.

В казармах московского полка возмутились две роты. Они кричали: «Ура, Константин I!..» Подлая чернь тоже была на стороне мятежников; она была пьяна, бросала камнями, кричала...»

Из дневника императрицы Александры Федоровны

Документ 2

Сбежалось много простого народа и тотчас разобрали поленницу, которая стояла у заплота, окружающего постройки Исаакиевского собора. Адмиралтейский бульвар наполнился зрителями».

Из воспоминаний В. И. Штейнгеля

Документ 3

Кюхельбекер и Пущин уговаривали народ очистить площадь, потому что готовились стрелять в нас. Я присоединился к ним, но на все мои убеждения был один ответ: «Умрем вместе с вами».

М.А. Бестужев

Документ 4

В день казни декабристов 13 июля 1826 г. был издан Манифест Николая I, который возвещал о суде над государственными пре­ступниками:

«Дело, которое мы всегда считали делом всей России, окончено:преступники восприняли достойную им казнь; Отечество очищено от следствий заразы, столько лет среди его таившейся. Не в свой­ствах, не в нравах российских был сей умысел. Составленный горстию извергов, он заразил ближайшее их сообщество, сердца раз­вратные и мечтательность дерзновенную; но в десять лет злонаме­ренных усилий не проник, не мог проникнуть далее. Сердце России для него было и будет неприступно. Не посрамится имя русское, изменою престолу и Отечеству... Единодушным соединением всех верных сы­нов Отечества в течение краткого времени укрощено зло, в других нравах неукротимое».

Задание к документу. Найдите в Манифесте слова, характеризующиеотношение народа к декабристам.

Согласны ли вы с утверждением царского Манифеста об отношении народа к декабристам? Найдите и тексте Манифеста эпитеты, характеризующие декабристов. С какой це­лью в Манифесте использовались такие эпитеты?

Очевидцы событий на Сенатской площади полагали, что на Двор­цовой площади было более 20 тысяч человек.По подсчетам чиновника министерства юстиции по статистическому отделению С.Н. Корсакова, в день 14 декабря «убито народа»:

«генералов — 1;

штаб-офицеров — 1;

обер-офицеров разных полков — 17;

нижних чинов лейб-гвардии Мос­ковского полка — 93,

Гренадерского — 69,

(морского) экипажа гвардии — 103,

конного — 17,

во фраках и шинелях — 39,

женского пола — 9,

малолетних — 19,

черни — 903.

Итого: 1271 человек».

На основании приведенных цифровых данных определите социальный состав присут­ствовавших на Сенатской площади 14 декабря 1825 г.

Документ Мнение историка

«Основной темой в речах декабристов, обращенных к солда­там, был приказ остаться верными присяге, принесенной Кон­стантину. Говорить солдатам в казармах прямо о целях вос­стания декабристы не решались. Они отваживались на значи­тельно большее в тайной агитации накануне восстания, обход» караулы и прямо говоря об освобождении от крепостного права, но в казармах в основном речь шла о верности первой присяге.

Но... в благонадежный по виду призыв соблюдать верность присяге все же сорвалось, даже в показания терроризированных фельдфебелей, признание о лозунге социального значения: обеща­лось облегчение каторжного крепостнического строя царской армии — уменьшение срока солдатской службы до 15 лет (то есть на целых восемь лет в гвардии, где в то время служили 23 года, и ни 10 лет в армии, где срок службы равнялся 25 годам).

«Возгласы «Конституцию!» непрерывно звучали на площади. Этот факт засвидетельствован десятками самых разнообразных первоис­точников.

Правительственная версия широчайшим образом распространила едкий и легко запоминающийся анекдот о том, что солдаты, кричащие «Конституцию!», не понимали, в чем смысл возгласа, и полагали, что Конституция — это имя жены цесаревича Константина Павловича».

Историк М.В. Нечкина


занятие 13. правление александра i. 1801-1825 гг. - student2.ru Правление Александра I. 1801-1825 гг.

Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ) ПРИ АЛЕКСАНДРЕ I ФАКТЫ
А) создание государственными деятелями проектов конституционных реформ Б) освобождение отдельных групп крестьян В) либерализация государственного устройства Г) развитие Просвещения 1) «Конституция» Н. М. Муравьева 2) указ о «Вольных хлебопашцах» 3) «Государственная уставная грамота Российской империи» Н. Н. Новосильцева 4) «Положение об устройстве учебных заведений», вводившее гимназии в каждой губернии 5) введение конституционного правления в Царстве Польском 6) открытие Московского университета

Ответ:

А Б В Г
       

Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

А) Операция по освобождению Белоруссии в 1944 г. имела кодовым названием имя генерала Отечественной войны 1812 года ______________.

Б) В 1942 году был учрежден орден со статусом «за умелую организацию и проведение операций, в ходе которых, несмотря на численное превосходство противника, были достигнуты цели операции», носивший имя главнокомандующего русской армией в Отечественной войне 1812 года ______________.

В) ______________ – город-герой, на полпути между западной границей России границей и Москвой, у стен которого проходили важнейшие оборонительные сражения как 1812, так и 1941 года.

Пропущенные элементы:

1) «Багратион»

2) Смоленск

3) М. Б. Барклай-де-Толли

4) Тула

5) М. И. Кутузов

6) «Раевский»

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

     

Ответ:

Часть 2

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории

Соответствующего периода.

«I. Управление Государственных дел разделяется на 8 отделений, из коих каждое заключая в себе все части, по существу своему к нему принадлежащие, составляет особое Министерство и находится под непосредственным управлением Министра, коего Мы назначаем ныне, или впредь назначить заблагорассудим.

Отделения сии суть следующие: 1. Военных Сухопутных, 2. Морских Сил, 3. Иностранных Дел, по которым дела производятся в первых Государственных Коллегиях; 4. Отделение Юстиции; 5. Внутренних Дел; 6. Финансов; 7. Коммерции, и 8. Народного Просвещения.

II. Три первые Государственные Коллегии, Военная, Адмиралтейств и Иностранных Дел, состоят каждая в ведомстве своего Министра, который также управляет и всеми местами и делами, от нее зависящими; к последней из них присоединяются и дела Церемониймейстерские.

III. Как должность Министра Юстиции особенно определена быть имеет при издании сочиняемого уложения законов; то и повелеваем до того времени оставаться оной на основании Инструкции Генерал-Прокурора.

IV. Должность Министра Внутренних Дел обязывает его пещись о повсеместном благосостоянии народа, спокойствии, тишине и благоустройстве всей Империи. В управлении своем имеет он все части Государственной промышленности, кроме части Горной; в ведении его находится также построение и содержание всех публичных зданий в Государстве. Сверх того возлагается на него долг стараться всеми мерами об отвращении недостатка в жизненных припасах и во всем, что принадлежит к необходимым надобностям в общежитии».

Укажите десятилетие, в рамках которого издан документ события, упомянутые в письме. Укажите имя политического деятеля, являвшегося руководителем страны в период, когда происходили эти события. Укажите событие, которое предшествовало воцарению на трон этого деятеля.

Какова, согласно документу, цель Министерства Внутренних дел? Что выделяется в его управление и ведение?

19 (21). Какие органы управления были заменены министерствами? Привлекая исторические знания, укажите не менее двух причин такой реформы.

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в историческойнауке.

«Декабристам на Исаакиевской площади не хватало народа»

Приведите два аргумента «за» и два «против» данной точки зрения. Запишите ваши ответы в следующем виде:

Аргументы «за»:

1. …

2. …

Аргументы «против»:

1. …

2. …

22. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:

1) март 1801 – май 1812 г.; 2) июнь 1812 – июль 1815 г.; 3) июль 1815 – декабрь 1825 г.

В сочинении необходимо:

– указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

– назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях

(явлениях, процессах) данного периода истории России;

– указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.

Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

ЗАНЯТИЕ 13. ПРАВЛЕНИЕ АЛЕКСАНДРА I. 1801-1825 ГГ.

1.

занятие 13. правление александра i. 1801-1825 гг. - student2.ru

2.

занятие 13. правление александра i. 1801-1825 гг. - student2.ru

3.

занятие 13. правление александра i. 1801-1825 гг. - student2.ru

4.

занятие 13. правление александра i. 1801-1825 гг. - student2.ru

5.

занятие 13. правление александра i. 1801-1825 гг. - student2.ru

6.

занятие 13. правление александра i. 1801-1825 гг. - student2.ru

7.

занятие 13. правление александра i. 1801-1825 гг. - student2.ru

8.

занятие 13. правление александра i. 1801-1825 гг. - student2.ru

9.

занятие 13. правление александра i. 1801-1825 гг. - student2.ru

10.

занятие 13. правление александра i. 1801-1825 гг. - student2.ru

Даты всеобщей истории:

2 декабря 1804 г. провозглашение Наполеона императором Франции
1800-1815 гг. Наполеоновские войны
1811-1813 гг. движение луддитов в Англии
6 апреля 1814 г. свержение Наполеона
1 марта – 7 июня 1815 г. «Сто дней» Наполеона
1823 г. провозглашение доктрины Монро в США

Наши рекомендации