Складывание системы публикации законодательных актов
Связь установления и развития системы публикации законодательных актов с системообразующим фактором — изменением соотношения закона и обычая как источников права вполне очевидна. И мы можем вполне согласиться с М. Ф. Владимирским-Будановым, который пишет: «Меры публикации усеиваются по степени удаления закона от народного сознания о праве ...»м. И в самом деле, пока основным источником права был обычай, вряд ли нужны были специальные меры для ознакомления подданных с указами. Еще на один весьма важный в контексте рассматриваемой нами проблемы аспект складывания системы публикации законодательных актов обращает внимание Э. Аннерс: «Посредством публикации законов и указов законодательство превратилось в более эффективное средство управления. Через напечатанные массовым тиражом тексты законов государственная власть могла общаться с человеком гораздо быстрее и шире, чем раньше»*5.
Как мы подчеркивали выше, система публикации законодательных актов складывается по мере утверждения принципа: «незнание закона не освобождает от ответственности». Ведь законодатель был заинтересован в исполнении законов, а не в наказании за их неисполнение, хотя бы и из-за незнания о той или иной норме.
Публикация законодательного акта как необходимый элемент законодательной процедуры.
Порядок публикации вновь принимаемых законодательных актов был установлен именным, объявленным из Сената указом от 16 марта 1714 г. «О обнародовании всех именных указов и Сенатских приговоров по Государственным генеральным делам». Этим указом предусматривалась не только рассылка указов «в Губернии к Губернаторам, и в приказы к Судьям», но и говорилось, что «...для всенародного объявления велеть в Типографии печатать и продавать всем, дабы были о том сведомы...».
Воинский устав Петра I предусматривал и другие формы публикации законодательных актов. В 35-м артикуле говорится: «Бее указы, которые или в лагерях или в крепостях, при трубах, барабанах или при пароле объявятся, имеет каждый необходимо исполнять». Сам же Воинский устав должен был быть напечатан в количестве 1000 экземпляров, из которых триста или более на «словенском и Немецком языках для иноземцев».
Кстати, в уже упоминавшемся указе из Юстиц-коллегии от 15 октября 1719 г. «О решениии дел в Московском Надворном Суде по
м Владимирский-Буданов М. Ф. Указ. соч. С. 261. 65 Аннерс Э. Указ. соч. С. 228-229.
Уложению и по новосостоятельным указам, а не по сепаратным, и о донесении о делах, которых судьи сами решить не могут, в Государственную Юстиц-Коллегию» подчеркивается, что Московский надворный суд должен руководствоваться указами в пополнение Уложения, которые «всенародно напечатаны и повсюду объявлены»[выделено мной. — М. Р.].
Принципиально важный указ от 17 апреля 1722 г. «Охранении прав гражданских...» также закрепляет публикацию законодательных актов в качестве необходимого элемента законотворческой процедуры.
Предусматривалась и повторная публикация законодательного акта в случае внесения в него исправлений. Например, 22 февраля 1723 г. Петр I издает именной, данный Сенату указ «О перепечатании табели о рангах, по случаю определения вновь классов для Генерал-Фискала, Обер-Фискала Государственного, Обер-Фискалов и Фискалов». Этот указ, кроме требования перепечатать табель о рангах в связи с некоторыми изменениями в ней, устанавливает и общую норму: «Таковым же образом все указы надлежит в народ публиковать, ежели которые для какой нужды исправлены будут».
Публикация предусматривалась и в том случае, если вносились дополнения в какой-либо законодательный акт. Например, 2 июня 1758 г. был издан сенатский указ «О публиковании во всенародное известие указов, выдаваемых в пополнение инструкции о размежевании земель». Надо подчеркнуть, что предполагалась не просто публикация указов, изданных в дополнение инструкции, но они должны были быть приобщены к ней.
По-видимому, к началу 1720-х годов практика публикации актов верховной власти утвердилась настолько, что правительству пришлось даже принять определенные контрмеры, о чем свидетельствует сенатский указ «О присылке в Сенат, для апробации, из Коллегий и Канцелярий с состоявшихся указов копий; о непечатании и непубликовании Коллегиям и Канцеляриям своих приговоров и Именных указов, без доклада Сенату» от 5 июля 1721 г. Констатировав тот факт, что Коллегии и Канцелярии свои приговоры без апробации Сената «для исполнения и в народ публикования в печать предают...», Сенат приговорил: «...ежели когда в Коллегиях и Канцеляриях какой Его Царского Величества Именной указ записан будет, такие для каких ни есть причин по благоизобретению, или партикулярно приговором определится о таких делах, которые во установлении вновь какого дела, или действительную силу имеют в пополонку к Регламентам и Уложенью и Уставам или к Коллежским и прочим Инструктциям и указам, утвержденным в Сенате, и вновь о сборах, и по таким состоявшимся в тех Коллегиях и Канцеляриях указам никаких во всенародное публикование указов не печатать, и в Губернии и Провинции не посылать, а взносить оные для апробации в Сенат, где подпискою всего Сената утверждено, и в книгу записано подлинно, и потом печатать и публиковать и исполнять по силе тех указов определено будет, а без того таковых отнюдь в действо не производить...». Таким образом, устанав-
ливается роль Сената как регистратора и публикатора законодательных актов.
Порядок публикации
Как мы видели, уже указ от 16 марта 1714г. «О обнародовании всех именных указов...» предусматривал печатание законодательных актов типографским способом, а Воинский устав признавал и другую форму — публичное чтение. Такой же порядок публикации был предусмотрен в «Инструкции или Наказе Воеводам», утвержденной в январе 1719 г.: «И понеже простые люди в публикованных указах и уставах, паче же в смертных делах не весьма все известны, для того Воеводе велеть такие уставы и указы по знатным праздникам прихожанам в церквах трижды в году прочитать против указного Регламента...».
Упоминавшийся ранее указ от 17 апреля 1722 г. «О хранении прав гражданских...» не только закрепляет публикацию законодательных актов в качестве необходимого элемента законодательной процедуры, но и описывает еще один вариант публикации законодательного акта: «...по данному образцу в Сенате доски с подножием, на которую оной печатной указ наклеить и всегда во всех местах, начав от Сенату даже до последних судных мест, иметь на столе яко зеркало пред очми судящих. А где такого указа на столе не будет, то за всякую ту преступ-ку сто рублев штрафу в гошпиталь».
Но во всех этих случаях предполагалось печатание законодательных актов как способ публикации или начальный ее этап. Необходимость печатать законодательные акты подчеркивалась в именном, объявленном из Сената указе «О посылке по Губерниям, о сборах печатных, а не письменных указов, и о наказании за излишние поборы» от 10 февраля 1720 г. Этим указом устанавливайся следующий порядок публикации законодательных актов о сборах денег: «... в Губернии и в Провинции письменных указов не посылать, как прежде сего бывало, а посылать печатные, которые как в городах, так и в уездах в народ публиковать, и по селам разсылать, и отдавать Попам; а им в церквах оные указы по вся праздники и Воскресные дни для ведома прихожанам читать, чтоб всяк... подлинно был сведом». Причем за нарушение этого требования законодателя предусматривалась весьма суровая кара, такая же, как за взимание излишних поборов — «смертная казнь или вечная ссылка на галеру с наказанием и вырезанием ноздрей и лишением всего имения». Кроме того, законодатель требовал «о тех казнях в у/сазах печатных именно печатать, что так будут наказаны, дабы неведением не отговаривались».
Приведем несколько наиболее ярких примеров описания порядка публикации.
О практике публикации дает представление, например, именной, состоявшийся в Сенате указ «О возвращении на прежния места беглых крестьян и бобылей» от 19 февраля 1721 г., в 13-м пункте которого
говорится: «Сей Его Царского Величества указ во всех городах и уездах в дворцовых, Патриарших и церковных и в вотчинных селах и деревнях всякого чина людям объявить и выставить о том при всех церквах, и во всех знатных местах по торжкам и ярмаркам печатные листы, чтоб сей Его Царского Величества указ всем был ведом, и священникам по вся воскресные дни и господские праздники после литургии, для ведома прихожан читать, и кто при том слушании будет, впредь для ведома записывать, чтоб никто неведением не отговаривался».
Именной указ «О запрещении ввозить и о невывозе за границу золотых и серебряных денег, слитков и посуды...» от 11 мая 1744г. заканчивается словами: «И сей указ, как в городах, так и в селах, во всех церквах для всенародного известия, в Воскресные дни и господские праздники читать почасту, и прибить при церковных дворах и при городских воротах и при публичных и при торжках, где пристойно, дабы о том был всяк
сведом».
В ранее упомянутом именном указе « О мерах для искоренения воров и разбойников...» от 7 сентября 1744 г. говорится: «...сей указ в городах и на ярмонках в торговые дни во всенародное известие при барабанном бое, а в церквах Священникам в воскресные и праздничные дни, по окончании Божественные службы, во всенародной при том слух, в страх другим, читать неотменно».
Но наиболее любопытна, наверное, форма публикации, предусмотренная именным указом «О нечинении обид и притеснений ясашным людям, живущим в Якутском ведомстве и в Камчатке» от 21 мая 1733 г. Как видно из названия, этот указ был обращен к «всякого народа и звания, домами и юртами живущим и кочующим», что и обусловило специфику его публикации: «И сей Наш Всемилостивейший указ, как в Якутске и Охотске, так и во всех острогах и зимовьях и волостях, вкопав столбы и накрыв малою кровлею, прибить и хранить, чтоб всегда всем был известен, а княжцам или старшинам каждого народа раздать, и сверх того при платеже ясачном толмачам перетолмачивать всем в слух на их языке...».
Особого примечания заслуживает форма публикации, упомянутая, например, в именном, объявленном из Сената указе «О продолжении курса мелких серебряных денег на два года, о приеме оных в казну во всякие подати и о переделе в крупную монету...» от 23 мая 1744 г.: «... дабы о том всякого чина люди ведали, публиковать во всенародное известие печатными указами[выделено мной. — М. Р.]».
Ряд законодательных актов уточнял отдельные аспекты порядка публикации. Например, сенатский указ «О публиковании указов в уездах из Штабных дворов» от 18 сентября 1732 г. возлагал эти обязанности на Штабные дворы, а не на Воеводские канцелярии, чтобы «для одного дела не было двойных посылок».
В ряде случаев описание порядка публикации сопровождалось указанием на последующую продажу.
Итак, мы видим, что основными формами публикации законодательных актов были чтение в церквах после службы, чтение и вывешивание отдельными печатными листами в торговых местах. В ряде случаев указывалось лишь, что законодательный акт должен быть напечатан. Рассмотрим теперь по отдельности регламентацию этих способов публикации.
Чтение указов в церквах
Чтение указов в церквах после службы, по-видимому, обеспечивало ознакомление с законодательством наибольшего количества подданных. Такая форма публикации была весьма распространенной, хотя ее становление проходило также постепенно. Ведь для чтения указов в церквах необходимо было иметь достаточное количество отпечатанных экземпляров.
16 октября 1744 г. издается сенатский указ «О посылке из Сената в Синод печатных экземпляров тех указов, которые должны быть читаны по церквам для всенародного известия». Его изданию предшествовало ведение из Святейшего Синода, в котором сообщалось, что «для чтения в церквах во всенародное известие печатных указов» было прислано 50 экземпляров указа от 30 мая 1744 г. о невывозе медных пятикопеечников, денежек и полушек из-за границы в Россию и 1000 экземпляров указа от 12 сентября об искоренении воров и разбойников, а что касается указов «токмо для одного ведома, а не для чтения в церквах», то их присылается «по самому малому числу, что в разсылку в Епархии и в Ставропигиальные лавры и знатные монастыри и по одному указу на некоторые не достает». Святейший Синод сообщает, что «во Всероссийской Империи в Епархиях и в Ставропигиальных лаврах и прочих мо-насырях соборных приходских и ружных церквей всего имеется IS 688», и требует, чтобы указы присылались по их числу. Сенат принял решение; «впредь ежели каковые указы для чтения в церквах воспоследуют, оных в Святейший Синод сообщать по тому церквей числу, а кои не для в церквах чтения, но для ведения, тех по пятидесяти».
Снова к этому вопросу законодатель обратился в 1772 г. 17 февраля издается сенатский указ «Об отсылке из Сената в Синод следующих к чтению в церквах Манифестов и указов», подтверждающий закрепленное в указе от 16 октября 1744 г. решение: «...как Манифесты и указы, кои подлежательны были к чтению в церквах, посылаемы были и прежде в Святейший Синод, по числу церквей, прямо из Сената, то и ныне таковые Манифесты, указы или объявления, следующие к чтению в церквах, из Сената в Святейший Синод посылать».