Источники личного происхождения: видовая модель
Попытаемся выстроить модель вида источников личного происхождения нового времени как в коэкзистенциальном (проблема классификации), так и в эволюционном пространстве (проблема периодизации).
Проблема классификации
Первым и основным критерием классификации источников личного происхождения является направленность устанавливаемых ими коммуникационных связей, которая в свою очередь рассматривается
в двух аспектах.
Во-первых, источники личного происхождения можно разделить на автокоммуникативные (дневники) и направленные на межличностную коммуникацию. Во второй группе можно выделить источники с фиксированным адресатом (эпистолярные источники, отчасти мемуары-автобиографии, предназначенные для собственных потомков мемуариста) и с неопределенным адресатом (мемуары—«современные истории», эссеистика, исповеди).
Во-вторых, направленность источника личного происхождения на установление связей в эволюционном или коэкзистенциальном целом.
К источникам, направленным на установление коммуникации преимущественно в коэкзистенциальном целом, относятся дневники и частная переписка. Но основная функция источников личного происхождения — установление вторичных социальных связей индивидуума в эволюционном целом. Это подтверждается и тем, что достаточно часто и источники, отнесенные к первой группе, предназначаются (уже в момент создания) для длительного хранения, а следовательно, потенциально, и для прочтения потомками.
Для сравнения приведем своеобразную «классификацию» источников личного происхождения, которую дает Н. А. Бердяевв философской автобиографии «Самопознание»:
«Книги, написанные о себе, очень эгоцентричны. В литературе "воспоминаний" это часто раздражает. Автор вспоминает о других лю-
дях и событиях и говорит больше всего о себе. Есть несколько типов книг, написанных о себе и своей жизни. Есть, прежде всего, дневник, который автор вел из года в год, изо дня в день. Это очень свободная форма, которую сейчас особенно любят французы <...> Есть исповедь. Блаженный Августин и Ж.-Ж. Руссо дали наиболее прославленные примеры. Есть воспоминания. Необъятная литература, служащая материалом для истории. «Былое и думы» Герцена — самая блестящая книга воспоминаний. Наконец, есть автобиография, рассказывающая события жизни внешние и внутренние в хронологическом порядке. Все эти типы книг хотят с большей или меньшей правдивостью и точностью рассказать о том, что было, запечатлеть бывшее»26.
Приведенная классификация принципиально важна не только потому, что обусловливает различия в методике изучения разных видов исторических источников. Например, вполне очевидны различия в установлении влияния адресата на автора при фиксированном и нефиксированном адресате и т.д. Но важно отметить, что различная адресность и направленность коммуникации на эволюционное или коэкзистенциальное целое самым существенным образом сказывается на степени сохранности исторических источников, их сосредоточенности в архивохранилищах, возможностях их поиска. Все это в конечном счете определяет степень адекватности наших представлений о том или ином виде исторических источников.
Говоря об общих свойствах источников нового времени, мы отмечали, что значительная часть их уже в момент создания предназначалась к изданию. Что касается источников личного происхождения — то это источники с нефиксированным адресатом: мемуары—«современные истории», эссеистика, исповеди. Причем и здесь мы должны разделить источники, предназначенные, как правило, к немедленному опубликованию (эссеистика), и источники с отложенной публикацией (значительная часть мемуаров—«современных историй»).
Что касается дневников как автокоммуникативных источников, частной переписки, имеющей конкретного адресата, или мемуаров-автобиографий, часто предназначенных прямым потомкам, то они зачастую если и не уничтожались самим автором или адресатом, то хранились небрежно и гибли, и даже если бережно сохранялись потомками, то системы их приема на государственное хранение (в отличие от, например, делопроизводственных источников, также не предназначавшихся для печати) не существовало, да и не существует до сих пор. Попасть в архив они могли, как правило, в составе личных фондов, а еще чаще коллекций, что затрудняет их поиск и использование.
С. 6. 254
Бердяев Н. А Самопознание (Опыт философской автобиографии). М., 1990.
Кроме того, отношение к сохранению источников личного происхождения было различным в разных слоях общества и не оставалось неизменным на протяжении всего рассматриваемого периода. В 60-е годы XVIII в,, а затем в 60-е годы XIX в. отношение к источникам личного происхождения меняется.
Итак, прежде чем перейти к рассмотрению эволюции источников личного происхождения, подчеркнем, что наши представления о мемуарах—довременных историях», эссеистике и исповедях гораздо более адекватны, чем о дневниках, эпистолярных источниках и мемуарах-автобиографиях с внутрифамильными целями.
Проблема периодизации21
1) XVII в.
Выделенные виды источников личного происхождения (кроме исповедей) постепенно формируются в Западной Европе на протяжении XVI—XVII вв., в России преимущественно в XVII в., после Смуты (кроме эссеистики).
В дальнейшем эволюция источников личного происхождения в России существенно отличается от западноевропейского процесса, что сказывается в первую очередь на эволюции мемуаристики. В Западной Европе развитие мемуаристики определяется двумя факторами, отсутствующими в России: постоянным накоплением исторических знаний, европейские мемуаристы имеют возможность читать античных и средневековых авторов, знакомиться со своей национальной историей (достаточно напомнить, что Большие французские хроники издаются типографским способом с 1480 г.) и формированием общественного мнения. Для России же характерно позднее становление исторического сознания и формирование общества (не будем здесь дискутировать по вопросу, сформировалось ли оно вообще).
2) С начала XVIII в. до 1760-х годов
В начале XVIII в. в поступательный процесс эмансипации человеческой индивидуальности и создания вторичных социальных связей, формирования и структурирования общества резко вмешивается государство, ускоряя и, естественно, деформируя этот процесс, что не способствует развитию источников личного происхождения, и на протяжении практически всего XVIII в. эти источники в России развиты мало. О степени распространенности дневников и частной переписки нам, в силу вышеуказанных причин, судить сложно. Эссеистика практически отсутствует, а что касается мемуаристики, то в основном встречаются мемуары-автобиографии. Русские мемуаристы еще в XVIII в. писали свои мемуары-автобиографии изолированно друг от
27 Решается по преимуществу на российском материале из-за недостаточной разработанности этой проблематики в историографии.
друга, Тартаковский очень точно подметил, что многочисленные ссылки русских мемуаристов на уже существующие прецеденты говорят «не о сложившейся преемственности, а как раз о почти полном ее отсутствии на ранних стадиях развития мемуаристики, ибо сама потребность опереться на чей-то прежний опыт, оправдаться перед собой и узким кругом возможных читателей, указывает на то, каким необычным, дерзким являлось для автора ведение записок, как остро ощущал он "новизну жанра", а отнюдь не его традиционность».
В 60-е годы XVIII в. в русском обществе начинает просыпаться интерес к истории, пока еще не к истории собственного народа и государства, а к классическим ее образцам.
3) 60-е годы. XVIII в. - 60-е годы XIX в.
Указанная тенденция хотя и весьма существенна, но затрагивает по преимуществу образованную часть общества. На «демократизацию» авторского состава мемуаристов повлиял ряд крупных исторических событий, в частности губернская реформа Екатерины II и в гораздо большей степени — Отечественная война 1812 г. Характер этого влияния на отдельные виды источников личного происхождения будет рассмотрен особо, а пока отметим, что на первый план постепенно выдвигаются мемуары — «современные истории».
4) С 60-х годов XIX в.
К этому времени завершается длившийся в течение века процесс становления исторического сознания русского общества. Самым убедительным свидетельством этого является начало издания исторических журналов, в частности «Русского архива» П. И. Бартенева. Издание исторических журналов говорит не только об общественном интересе к истории. От традиционной историографии их отличает интерес преимущественно к недавней отечественной истории XVIII-XIX вв., чем предшествующая историография практически не интересовалась. В этих условиях мемуаристика естественно приобретает статус исторического свидетельства. Мемуарист пишет уже по преимуществу не о себе на фоне эпохи, а о современных ему событиях, которые общество (именно общество) признает историческими. Именно через отбор объектов описания проявляется унифицирующее влияние среды на мемуариста при переходе от нового времени к новейшему.
Отличие нашей позиции состоит не только в расширении круга источников личного происхождения за счет эссеистики и исповедей, а в том, что мы рассматриваем мемуары-автобиографии и мемуары — «современные истории» как два вида исторических источников, отличающихся по своим первичным социальным функциям.
Итак, представляемая нами система хотя абсолютно не противо-
речит, но существенно отличается от сложившейся в отечественной историографии. Причина этого в привлечении не только российского, но и западноевропейского материала.
Скорректировав таким образом видовую модель, перейдем к описанию отдельных ее составляющих.
4. Мемуары — ^современные истории»
В первую очередь требует пояснения сам термин. Выше отмечалось, что отечественная историография не разделяет мемуары на виды, а выделяет этапы становления и развития мемуаристики, однако выход за пределы источников только российской истории заставляет нас выделить эту группу мемуаристики, поскольку именно она наиболее характерна для западноевропейской источниковой базы. За неимением лучшего, нам пришлось воспользоваться термином, принятым в англоязычной историографии (Contemporary History), а также по смыслу соответствующим самоопределению данного вида во французской традиции.
Мемуары—«современные истории» — вид источников личного происхождения, целью которых является индивидуальная фиксация общественно-значимых событий с целью передачи их в эволюционном целом.
Общепризнано, что начало данному виду исторических источников положили «Мемуары» Филиппа де Коммина, написанные в конце XV в. и впервые опубликованные в 1524 г. То, как автор описывает цель создания своих мемуаров и понимание особенностей этого жанра, было приведено выше. Здесь же остановимся лишь на проводимом самим Филиппом де Коммином сопоставлении его труда с трудом хрониста:
«...Хронисты обычно пишут лишь то, что служит в похвалу тем лицам, о которых они говорят, и о многом умалчивают или же подчас не знают правды. А я решил невзирая на лица говорить только о том, что истинно и что я видел сам или узнал от достаточно важных персон, которые достойны доверия. Ведь не бывает, надо полагать, столь мудрых государей, что не ошибались бы иногда, а при долгой жизни — и частенько. Но такими они и их дела предстают тогда, когда о них сказана вся правда. Самые великие сенаты и консулы, какие только были и есть, заблуждались и заблуждаются, и это можно наблюдать каждодневно...
...Хотя меня не было на месте этих событий, я был осведомлен о том, как там идут дела, в которых хорошо разбирался, поскольку имел о них представление и знал, в каком положении находятся обе стороны; позднее мне о них рассказали те люди с той и другой стороны, которые их вели... [С. 192]
17-6867
Недаром мемуарист приводит именно такое: ведь мемуары — «современные истории» восходят именно к хроникам в отличие от мемуаров-автобиографий, которые в европейской традиции восходят к биографике.
В России произведения, написанные с аналогичной целью — запечатлеть в памяти историческое событие, появляются в XVII в. Сильвестр Медведев — современник и участник событий периода регентства Софьи Алексеевны создает труд с примечательным названием «Созерцание краткое лет 7190, 91 и 92, в них же, что содеяся во гражданстве». Уже само название источника — «Созерцание...» свидетельствует о намерении описать то, чему был свидетелем. Младший современник Сильвестра Медведева А. А. Матвеев также пишет записки с аналогичной целью. Отрывки из «Созерцания...» Сильвестра Медведева и записок А. А. Матвеева были воспроизведены ранее при сопоставлении с мемуарами Сен-Симона (см. с. 252).
В Европе в XVII в. рассматриваемый вид источников личного происхождения вполне сформировался. В Англии к этому времени относится «История восстания» («The History of Rebellion») Кларендона, повествующая о событиях гражданской войны 1642—1660 гг., в которой автор участвовал на стороне короля. В конце XVII в. епископ са-лисберийский Гильберт Бюрне написал произведение с символичным названием «История моего собственного времени» («The History of My Own Times»). Бюрне постоянно перерабатывал свой труд и готовил его к публикации.
Общепризнанной классикой вида являются мемуары французского вельможи Сен-Симона (которые также цитировались выше), который не только создал обширное произведение о событиях, современником которых он был, и о людях, в них участвовавших, но и дал пример осмысления задач «современной истории».
Иногда в мемуары — «современные истории» перерастают мемуары или дневники, которые автор начинал писать «для себя». Например, Арман де Коленкур, автор хорошо известных мемуаров о наполеоновских войнах, пишет:
«...Когда я начал вести свои записи, я не преследовал другой цели, кроме желания отдать себе отчет в своей жизни, в своих впечатлениях и своих поступках. Но потом эти заметки показались мне материалами, дающими необходимое дополнение к официальной части моей посольской корреспонденции и, может быть, даже к истории этой великой эпохи, ибо все, что относится к России, имеет для этой истории существенное значение, так как Россия в мировых делах занимала тогда первое место после Франции.
Моя цель будет достигнута, если эти заметки помогут также понять характер и политические взгляды императора Наполеона...