Источники личного происхождения: сравнительное исследование
Процесс эмансипации человеческой индивидуальности и во многом обусловленный им процесс становления межличностных отношений породили новую сферу возникновения исторических источников. В первой главе настоящего раздела подробно рассматривалась объективация процессов индивидуализации и создания вторичных социальных связей в системе исторических источников нового времени. Именно источники личного происхождения наиболее последовательно воплощают эти тенденции.
Источники личного происхождения — группа видов исторических источников, функцией которых является установление межличностной коммуникации в эволюционном и коэкзистенциальном целом и авто коммуникации, в силу чего они наиболее последовательно воплощают процесс самоосознания личности и становления межличностных отношений. К источникам личного происхождения относятся дневники, частная переписка (эпистолярные источники), мемуары-автобиографии, мемуары — «современные истории», эссеистика, исповеди.
Приведенное определение источников личного происхождения указывает на существенные расхождения с моделью, сложившейся в
российской историографии. И сразу же со всей определенностью подчеркнем, что выработанное нами определение, отличное от имеющегося, — результат компаративного исследования.
Поскольку в качестве принципиальной позиции мы заявили сравнение видов исторических источников с видовой моделью, выработанной на российском материале, воспроизведем в общих чертах эту модель так, как она описана в отечественной историографии.
/. Историографическая модель
В отечественной историографии современная модель мемуаристики создана в первую очередь усилиями А. Г. Тартаковского12. Обычно выделяют два или три вида источников личного происхождения: мемуары (которые в свою очередь делятся на дневники и воспоминания) и частная переписка. Или же мемуары и дневники рассматриваются как отдельные виды исторических источников наряду с перепиской. С этим связан и спор о целесообразности использования двух терминов — «мемуары» и «воспоминания» или одного — «мемуары». В качестве исторического источника разрабатывается почти исключительно мемуаристика.
Интерес к мемуаристике как к виду исторических источников возник еще в середине прошлого века, но в рамках позитивистской историографии мемуаристика рассматривалась преимущественно как источник фактического материала. Такой подход оказался весьма устойчивым. Еще в середине 1970-х годов П. А. Зайончковский в предисловии к указателю «История дореволюционной России в дневниках и воспоминаниях современников» уверенно утверждал:
«...ценность мемуаров заключается в изложении фактической стороны описываемых событий, а не в оценке их, которая, естественно, почти всегда субъективна»13.
И только в последние два десятилетия, когда вышли три фундаментальные и по сути новаторские монографии Тартаковского, взгляд на мемуаристику начал трансформироваться. В монографии «1812 год и русская мемуаристика»14 Тартаковский новаторски ставит проблему, подчеркивая, что не собирается рассматривать традиционно отражение событий 1812 г. в русской мемуаристике, а сосредоточит вни-
12 См.: Тартаковский А. Г. 1812 год и русская мемуаристика: Опыт источниковедческого изучения. М, 1980; Он же. Русская мемуаристика XVIII — первой половины XIX в.: От рукописи к книге. М., 1991; Он же. Русская мемуаристика и историческое сознание XIXвека. М., 1997.
13 История дореволюционной России в дневниках и воспоминаниях современников: Аннот. указ. кн. и публ. вжурн./Науч. рук., ред. и введ. П. А. Зайончковско-го. М., 1976-1989. Т. 1-5.
14 Тартаковский А. Г, 1812 год и русская мемуаристика. М., 1980.
16 - 6867
мание на влиянии этого исторического события на мемуаротворче-ство как форму человеческой деятельности, на расширении социального состава мемуаристов. В этой работе автор определяет мемуары как
«повествования о прошлом, основанные на личном опыте и собственной памяти мемуариста».
И утверждает:
«Сравнительно с другими источниками личного происхождения именно в мемуарах с наибольшей последовательностью и полнотой реализуется историческое самосознание личности — в этом и состоит специфическая социальная функция мемуаров как вида источников».
Кроме Тартаковского существенный вклад в разработку данной проблематики внесли С. С. Минц15 и А. Е. Чекунова16.
Минц, разрабатывая проблему эволюции мемуаристики, предлагает следующий критерий: «...отражение в мемуарах степени осознания мемуаристами сущности явлений и процессов общественного развития, связи индивидуального и социального в общественной жизни». И хотя Тартаковский спорит с Минц, отмечая, что предлагаемый в ее работе критерий
«...не учитывает реально-исторических, имманентно предопределенных возможностей мемуаристики как специфической отрасли духовной культуры, ибо познание "сущности и механизма общественных отношений" составляет задачу целой системы наук гуманитарного цикла»,
представляется, что их позиции не противоречат одна другой, а дополняют друг друга. В самом деле, Тартаковский выделяет в эволюции мемуаристики три крупные вехи:
1) «переход от внутреннефамильных по преимуществу целей мему-аротворчества к предназначению мемуаров для обнародования, для печати», 2) «превращение их в фактор идейно-политической борьбы и литературно-общественного движения», 3) «осознание значимости мемуаров для исторического познания и включение в их целевую установку расчета на будущего историка».
li См.: Минц С. С. Об особенностях эволюции источников мемуарного характера (К постановке проблемы)//История СССР. 1979- № 6. С. 55-70; Она же. Мемуары и российское дворянство: Источниковедческий аспект историке-психологического исследования. СПб., 1998.
16 См.: Чекунова А. Е. Русское мемуарное наследие второй половины XVII— XVIII в.: Опыт источниковедческого анализа. М., 1995.
Тем самым он практически конкретизирует в границах мемуаристики общие тенденции эволюции личности в новое и новейшее время. При этом Тартаковский справедливо отмечает, что речь не идет о смене функций, а о наслоении их. Таким образом, получается, что мемуары, в которых повествуется об общественно значимых событиях, возникают веком позже после мемуаров преимущественно с внут-рифамильными целями.
Далее мы проверим, как работает эта модель на западноевропейском материале.