Глава 1 XVIII век — от рационализма к романтизму
О том, какие проблемы приходится решать человеку, верящему не
в Бога, а в Разум
И о том, чем ему может помочь историческая наука
Богата и обширна область истории, в круг ее входит весь нравственный мир.
Иоганн Фридрих Шиллер
Основное положение:первыми по времени возникновения задачами исторической науки были морально-этические — давать человеку нравоучительные примеры и смягчать страх смерти.
1. От средних веков к новомувремени
«То be or not to be» — известный каждому вопрос Гамлета, принца датского. Но продолжим цитату (уже в переводе М. Лозинского):
Быть или не быть — таков вопрос; Что благородней духом — покоряться Пращам и стрелам яростной судьбы Иль, ополчась на море смут, сразить их Противоборством? Умереть, уснуть И только... <...> Умереть, уснуть. Уснуть!
И видеть сны, быть может? Вот в чем трудность;
Какие сны приснятся в смертном сне...
<...> Кто бы плелся с ношей,
Чтоб охать и потеть под нудной жизнью,
Когда бы страх чего-то после смерти —
Безвестный край, откуда нет возврата
Земным скитальцам, — волю не смущал,
Внушая нам терпеть невзгоды наши
И не спешить к другим, от нас сокрытым?'
Давайте задумаемся, о чем идет речь в этом знаменитом монологе. Во-первых, Гамлет находится в сложной и непривычной для человека времен Шекспира ситуации выбора. Он, и только он сам, должен принять решение. Что его смущает? Нельзя сказать, что Гамлет не верит в Бога, но, по-видимому, какое-то сомнение в реальности христианской картины загробной жизни его посещает.
И это проблемы не только литературного персонажа — принца датского, но и вообще человека нового времени, в отличие от человека средневекового.
С какими проблемами и почему сталкивается человек нового времени? Конечно, у каждого могут быть свои проблемы, но выделим общее.
В первой половине XVI в. Николай Коперник создает учение «Об обращениях небесных сфер», которое объясняет видимое движение небесных светил вращением Земли вокруг Солнца. Но ведь человек привык к тому, что именно Солнце всходит и заходит. «Не верь глазам своим», — говорил в подобных случаях Козьма Прутков. «Сомневайся во всем», — скажет спустя столетие в 30-40-е годы XVI в. Рене Декарт.
Не верили своим глазам уже современники Коперника — великие художники Возрождения Леонардо да Винчи, Микеланджело. Они разработали учение о перспективе, позволяющее скорректировать видимую картину, сделать ее более правильной, чем воспринимает человек. Они изучали анатомию, с тем чтобы правильно рисовать тело человека или лошади2.
Современником Коперника и титанов Возрождения был Христофор Колумб. В эпоху Великих географических открытий для европейца мир стал большим и, что еще более важно, разнообразным, он увидел, что на Земле живут Другие.
Все эти явления взаимосвязаны. Аксонометрия, свойственная средневековому изобразительному творчеству, позволяла точно передавать ближайшее пространство, соответствуя мироощущению «Я» в его ближайшем окружении.
1 Шекспир У. Избранное: В 2 т. М., 1999. Т. 1. С. 204.
3 См.: Раушенбах Б. В. Как мы видим сегодня (Построение пространства картины как функция мироошущения)//Раушенбах Б. В. Пристрастие. М., 1997. С. 105-117.
«...искусство эпохи Ренессанса с ее теорией перспективы было отражением очередного эпохального достижения человечества — завоеванием "Я" человека не только своего ближайшего окружения, но распространением этого "Я" на всю Вселенную, возникновению ощущения принадлежности этого "Я" ко всему необъятному Космосу».
Б. В. Раушенбах3
Конечно, можно возразить, что не каждый плавал за моря-океаны, не каждый знал об открытии Коперника и уж тем более не каждый занимался живописью. Но с развитием торговли все больше и больше людей если и не плавали в Вест-Индию, то ездили в соседний город и видели, что там такие же люди, как они, но живут и думают по-другому.
«...во время путешествий я убедился, что люди, имеющие понятия, противоречащие нашим, не являются из-за этого варварами или дикарями и многие из них так же разумны, как и мы, или даже более разумны. Тот же человек, с тем же умом, воспитанный с детства среди французов или немцев, становится иным, чем он был бы, живя среди китайцев или каннибалов».
Рене Декарт*
С именем Декарта связывают эпистемологический поворот в философии. В 1637 г. он публикует «Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках».
Декарт сформулировал четыре принципа критического познания, на долгие годы определившие развитие методологии в целом:
«Первое — никогда не принимать за истинное ничего, что я не признал бы таковым с очевидностью, т.е. тщательно избегать поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и отчетливо, что никоим образом не сможет дать повод к сомнению. Второе — делить каждую из рассматриваемых мною трудностей на столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить. Третье — располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легкопознаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу. И последнее — делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено»5.
3 Раушенбах Б. В. Указ. соч. С. 115.
4 Декарт Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках//Соч.: В 2 т.: Пер. с лат. и фр. М., 1989. Т. 1. С. 259.
5 Там же. С. 260.
На этих принципах базируется критический метод, позволяющий добыть научную истину. Следует обратить внимания, что для Декарта истина может быть только одна:
«...существует лишь одна истина касательно каждой вещи и кто нашел ее, знает о ней все, что можно знать»6.
Декарт убежден во всемогуществе правильного метода:
«Таким образом, если воздерживаться от того, чтобы принимать за истинное что-либо, что таковым не является, и всегда соблюдать порядок, в каком следует выводить одно из другого, то не может существовать истин, ни столь отдаленных, чтобы они были недостижимы, ни столь сокровенных, чтобы нельзя было их раскрыть»7.
Общеизвестно, что Декарт не придавал истории статуса науки и его «Рассуждение...» относится преимущественно к другим областям знания. Но в новое время картезианство не только научная методология, но и способ мышления, и в качестве такового оно не могло не проявиться при писании истории.
«Рассуждение...» примечательно еще и тем, что Декарт самым тесным образом связывает эпистемологию и этику. И их неразрывность в большей или меньшей мере будет ощущаться на протяжении последующих веков. Вспомним хотя бы перекликающиеся названия двух трактатов Иммануила Канта «Критика чистого разума» и «Критика практического разума». Логика рассуждений Декарта такова. Во-первых, Декарт осознает невыносимую сложность жизни человека, который соберется последовать его совету: «Сомневайся во всем». Он честно предупреждает тех, кто собрался вступить на этот путь:
«Само решение освободиться от всех принятых на веру мнений не является примером, которому всякий должен следовать. Есть только два вида умов, ни одному из которых мое намерение ни в коей мере не подходит. Во-первых, те, которые, воображая себя умнее, чем они есть на самом деле, не могут удержаться от поспешных суждений и не имеют достаточно терпения, чтобы располагать свои мысли в определенном порядке, поэтому, раз решившись усомниться в воспринятых принципах и уклониться от общей дороги, они никогда не пойдут по стезе, которой следует держаться, чтобы идти прямо, и будут пребывать в заблуждении всю жизнь. Во-вторых, те, которые достаточно разумны и скромны, чтобы считать себя менее способными отличить истину от лжи, чем другие, у кого они могут поучиться; они должны довольствоваться тем, чтобы следовать мнениям других, не занимаясь собственными поисками лучших мнений»*.
6 Декарт Р. Указ. соч. С. 262.
'Тамже. С. 261.
8 Там же. С. 258-259.
Но если все-таки человек решит вступить на этот тернистый путь, то для того,
«...чтобы не быть нерешительным в действиях, пока разум обязывал меня к нерешительности в суждениях, и чтобы иметь возможность прожить это время как можно более счастливо, я составил себе наперед некоторые правила морали...»9.
Итак, чтобы не оказаться в положении сороконожки, которая, задумавшись, какой ногой сделать следующий шаг, вообще не смогла больше стронуться с места, необходимо следовать строгим этическим правилам. Ведь не случайно Кант назовет этику «практическим разумом».
Прислушаемся к советам Декарта, ведь они на протяжении уже более чем трех с половиной столетий сохраняют свою полезность.
«Во-первых, повиноваться законам и обычаям моей страны, неотступно придерживаясь религии, в которой, по милости Божией, я был воспитан с детства, и руководствуясь во всем остальном наиболее умеренными и чуждыми крайностей мнениями, сообща выработанными самыми благоразумными людьми, в кругу которых мне предстояло жить. <...>
Моим вторым правилом было оставаться настолько твердым и решительным в своих действиях, насколько это было в моих силах, и с не меньшим постоянством следовать даже самым сомнительным мнениям, если я принял их за вполне правильные... Так как житейские дела часто не терпят отлагательств, то несомненно, что если мы не в состоянии отличить истинное мнение, то должны довольствоваться наиболее вероятным. <...>
Третьим моим правилом было всегда стремиться побеждать скорее себя, чем судьбу... изменять свои желания, а не порядок мира и вообще привыкнуть к мысли, что в полной нашей власти находятся только наши мысли и что после того, как мы сделали все возможное с окружающими нас предметами, то, что нам не удалось, следует рассматривать как нечто абсолютно невозможное»10.
И именно решению этой задачи — поиска моральных образцов, которым нужно следовать, — призвана была способствовать историческая наука, базирующаяся на картезианских принципах, не только эпистемологических, но и этических.
4 Декарт Р. Указ. соч. С. 263. 10 Там же. С. 263-265.
2. Становление истории какнауки
История как наука возникает в рамках рационализма. Метод реконструкции отдельных фактов-событий и их последовательности в этот период фактически основывался на учении о методе Декарта.
Критический метод последовательно реализуется историками Просвещения. Английский историк конца XVII — первой половины XVIIIв. лорд Болингброк именно на основе критического метода формулирует свою основную задачу:
«Мы должны тщательно и беспристрастно исследовать основания, и когда обнаружим, что они маловероятны или вовсе невероятны, будет нелепо ожидать чего-либо лучшего в воздвигнутом на таком фундаменте сооружении. Осуществить такое исследование необходимо, чтобы мы из-за своей неосведомленности безоговорочно не приняли на веру мнение авторитетов...»11.
Болингброк рассматривает историческое знание как знание выводное, получаемое полностью из исторических источников, и с этим связывает границы возможностей исторического познания:
«Когда неполнота обусловлена отсутствием исторических записей — или тем, что они первоначально не велись, или тем, что они были утрачены в результате опустошения стран, истребления народов и других бедствий, происходивших в течение многих лет, или же тем, что фанатизм, злой умысел и соображения политики соединили свои усилия, чтобы уничтожить их намеренно, — мы должны смириться со своим неведением, и в этом нет большой беды»12.
Не стоит разъяснять, что если историк не видит большой беды в недостатке исторических данных, то это означает, что его интересует не непрерывный исторический процесс, а отдельные исторические события.
Эпистемология рационализма, базирующаяся на картезианстве, требовала критического отношения к фактам, что привело историков к необходимости сопоставления данных разных источников. Болингброк так описывает основания критического метода в истории:
«Защищенный от обмана, я могу смириться с неосведомленностью. Но когда исторические записи не полностью отсутствуют, когда одни из них были утрачены или уничтожены, а другие сохранены и получили распространение, тогда мы подвергаемся опасности быть обманутыми; и поистине должен быть слеп тот, кто принимает за правду историю какой бы то ни было религии или народа, а в еще боль-
11 Болингброк. Письма об изучении и пользе истории. М., 1978. С. 9.
12 Там же. С. 48-49.
шей мере — историю какой-либо секты или партии, не имея возможности сопоставить ее с другой исторической версией. Здравомыслящий человек не будет так слеп. Не на единственном свидетельстве, а на совпадении свидетельств станет он утверждать историческую истину. Если совпадения нет вовсе, он не будет доверять ничему; если оно есть хоть в чем-то немногом, он соразмерит соответственно свое согласие или несогласие. Даже слабый луч света, блеснувший из чужеземного исторического повествования, часто разоблачает целую систему лжи; и даже те, кто заведомо извращает историю, нередко выдают себя в результате невежества или небрежности».
Болингброк последовательно обосновывает значение метода критики исторических источников, указывая на необходимость не только фактографического сопоставления разных свидетельств, но и учета цели и обстоятельств их создания:
«...когда историй и исторических хроник вполне достаточно, то даже те, что ложны, способствуют обнаружению истины. Вдохновляемые разными страстями и задуманные во имя противоположных цепей, они противоречат друг другу, а противореча, — выносят друг другу обвинительный приговор. Критика отделяет руду от породы и извлекает из различных авторов всю историческую правду, которая лишь частично могла быть найдена у каждого из них в отдельности; критика убеждает нас в своей правоте, когда она основывается на здравом смысле и излагается беспристрастно»13.
Таким образом, для историков эпохи Просвещения исторический источник вполне определенно является объектом сравнительного исследования.
Отметим еще один аспект критики исторических источников, на который также обратили внимание историки Просвещения, в том числе Болингброк, — необходимость изучения личности автора исторического источника:
«Когда искренность при изложении факта вызывает сомнение, мы добываем истину, сопоставляя различные сообщение, подобно тому как мы высекаем огонь, ударяя сталью о кремень. Когда суждения производят впечатление пристрастных, мы можем сделать выводы самостоятельно или принять суждения авторов, сделав известные поправки. Достаточно немного природной проницательности, чтобы определить, какая нужна поправка — в зависимости от конкретных обстоятельств жизни авторов или общего склада их ума, и тем самым нейтрализовать воздействие этих факторов»14.
13 Болингброк. Указ. соч. С. 49.
14 Там же. С. 50.
5 - 6867
Таким образом, уже в рамках рационалистической философии зарождается критическое отношение к сообщениям исторических источников, что приводит к их сопоставлению как к одному из основных методологических требований. Однако в качестве критерия сопоставления, основания выбора между свидетельствами, которые противоречат друг другу, выступает исключительно «здравый смысл» историка.
Мы уже отмечали взаимосвязь между картезианским методом и преобладающей в этот период нравоучительной функцией исторического знания. Болингброк приводит вполне картезианское обоснование действенности исторических примеров:
«...когда нам приводят примеры, то они как бы обращены к нашим чувствам и рассудку, что нам льстит. В этом случае знания словно исходят от нас самих: мы сами формулируем общее правило, исходя из своего личного опыта, и уступаем фактам, противясь абстрактным построениям»15.
Каким же образом эти установленные критическим методом факты связывались друг с другом? Принципиально важно, что история еще не осмысливается как процесс: для философов и историков вплоть до эпохи Просвещения история представляет собой собрание фактов, которые могут служить образцами, примерами. Болингброк писал:
«...изучение истории кажется мне из всех других занятий наиболее подходящим, чтобы воспитывать в нас личную и общественную добродетель»16.
Младший французский современник лорда Болингброка Габри-эль-Бонно де Мабли начинает свой трактат «Об изучении истории» с введения, которое называется «История должна быть школой политики и нравственности», где он пишет, адресуясь Его Светлости принцу Пармскому:
«Старайтесь, Ваша светлость, сохранить в себе эти первые чувства, порожденные чтением древней истории. Восхищение перед великими образцами древности откроет Вашей душе любовь к подлинной славе и заставит Вас опасаться пороков, общих для всех людей, и предубеждений, свойственных государям»17.
Впрочем, еще у византийского автора второй половины X в. Льва Диакона мы находим аналогичное рассуждение:
15 Болингброк. Указ. соч. С. 12.
16 Там же. С. П.
17 Мабли Г.-Б. де. Об изучении истории. О том, как писать историю: Пер. с фр. М., 1993. С. 8.
«Если и имеется какое-либо из благ, приносящих пользу в жизни, то во всяком случае не меньше, а больше всего оказывает нам услуги, является необходимой и полезной история. Она вскрывает разнообразные и многоразличные деяния, которые возникают и естественным порядком, под влиянием времени и обстоятельств, и в особенности по произвольному решению лиц, занимающихся государственными делами, и учит людей одно одобрять и ставить себе в качестве образца, другого же гнушаться и избегать, чтобы не осталось в неизвестности и проводилось в жизнь все полезное и ценное и чтобы никто не делал попыток ввергнуть себя в ужасные и вредные начинания»18.
Причины «антиисторичности» философии Просвещения вскрывает Коллингвуд. Он показывает, насколько внеисторична была основа их мировоззрения — воинствующая антирелигиозность:
«Такие слова, как "религия", "священник", "средние века", "варварство", были для просветителей не историческими, или философскими, или социологическими понятиями... но просто бранными выражениями, имеющими эмоциональное, а не концептуальное значение. Но коль скоро таким терминам, как "религия" или "варварство", приписывается какое-то концептуальное значение, объекты, обозначаемые ими, следует рассматривать как нечто, сыгравшее положительную роль в человеческой истории, как нечто, имевшее ценность в свое время, а не просто как зло и заблуждение»".
Когда история не рассматривается как процесс, не ставится и задача ее целостного осмысления. Критерии для оценки фактов черпались преимущественно в сфере моральных категорий. Что же касается оценки крупных исторических периодов, историки этой эпохи разделяли всю историю на эпоху варварства и на современный им век Просвещения.
Но мы не можем согласиться с Шидером, который пишет:
«Историография Просвещения не знала сравнительного метода в строгом смысле этого слова»20.
Хотя, возможно, дело здесь в том, что Шидер недостаточно четко проясняет, что имеет в виду, говоря о «сравнительном методе в строгом смысле слова». Шидер считает, что, сравнивая отдаленные эпохи или неевропейские культуры с современной им эпохой, историки Просвещения применяли сравнение почти инстинктивно, как сред-
1Й Лев Диакон. История. М., 1988. С. 7.
19 Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. Автобиография, М., 1920. С. 75. го Шидер Т. Возможности и границы сравнительных методов в исторических науках//Философия и методология истории: Сб. ст. М., 1977. С. 146.
ство «парадигматического доказательства основной идеи». А основная идея заключалась в выявлении «тождественности человеческого рода в любых его проявлениях».
Но в таком случае, по-видимому, вполне справедливым будет утверждение, что для историков Просвещения задача сравнения — выявление общего в различных исторических феноменах. Этот факт, на наш взгляд, заслуживает особого внимания. Аналитически сравнение начинается с установления сходства, изоморфности сравниваемых объектов. Здесь мы видим, что в процессе развития истории как науки выявление общего, в качестве осознанной цели исследования и генетически предшествует выявлению различий.
Подтверждение этому мы находим и в текстах самих историков. Болингброк пишет:
«Сравнивая при изучении истории опыт других людей и эпох с нашим собственным, мы совершенствуем общечеловеческий опыт; мы поступаем подобно тому, как это делается в философии, — сводим все абстрактные теории и общие правила человеческого поведения к их первоосновам»2'.
Сравнение выступает как способ обобщения, создания отвлеченного понятия, с его помощью, по мнению Болингброка,
«...каждый человек может... ежедневно продвигаться к тем идеям, к тем предвечным сущностям, ...которые недоступны человеческим существам на практике, но в наибольшем приближении к которым состоит совершенство нашей природы...»22.
Еще один способ обобщения предлагает Мабли. Он пишет о нецелесообразности в историческом повествовании злоупотребления мельчайшими подробностями:
«Сколь бы ни были необходимы эти подробности, пусть историк, который хочет просвещать и одновременно нравиться... выбирает среди них те, что наиболее способны сделать истину возбуждающей и приятной для ума»23.
Вполне очевидно, что такой отбор невозможен без сопоставле-
ния.
Остановимся и на другом аспекте этой проблемы. Выше мы уже отмечали, что историография Просвещения остается по-прежнему преимущественно фактографичной. Но можно заметить и новое ее свойство — напряженный поиск причинно-следственных связей, ра-
21 Болингброк. Указ. соч. С 54.
22 Там же.
и Мабли Г.-Б. де. Указ. соч. С. 173.
циональных объяснений в истории. Прослеживание цепочек причинно-следственных связей служило объединяющим фактором в историческом исследовании. А достижение целостности невозможно без выявления специфики составляющих. Таким образом, сравнение как способ обобщения дополняется поиском различий частей целого.
Приведем (с некоторыми сокращениями) пример такого рассуждения из V письма «Об изучении и пользе истории» лорда Болингброка:
«Есть монархия, также абсолютная монархия •— я имею в виду китайскую, — где управление осуществляется со времени установления татарского господства по приказаниям государя несколькими разрядами мандаринов и в соответствии с мнениями и рекомендациями советов нескольких рангов; зачисление в эти классы и разряды зависит от способностей кандидатов, в то время как продвижение внутри них зависит от их поведения и проведенных ими тех или иных улучшений. При таком правлении ни неуместно, ни смешно, чтобы любой из подданных, которого к этому побуждают обстоятельства или его способности, сделал историю средством изучения политической науки и готовил себя таким и любым другим способом к общественному служению. Это также не опасно и не приносит чести, которая стоила бы того, чтобы пренебречь опасностью, раз, согласно древнему установлению этого правительства, частные лица, как и государственные советы, имеют право делать представления государю о злоупотреблениях его администрации. Но все же люди там не обладают теми же возможностями заниматься государственными делами, какие свободная форма правления по своей природе предоставляет гражданам. В нашей стране — а у нас черты свободной формы правления до сих пор, по крайней мере, сохранились — люди бывают предназначены к государственной деятельности не только благодаря их положению и талантам, что имеет место и в других странах; многим предоставлено это право их рождением, и любой человек может посвятить себя этой деятельности и принять в той или иной степени участие в управлении независимо от того, призван он государем или нет. При абсолютизме всякое общественное служение есть служение государю, и он назначает всех тех, кто служит обществу. При свободном правлении четко определенным и основным является служение обществу...»24.
Элементы сравнительного анализа разных государств присутствуют и в VII письме «Очерки истории Европы от Пиренейского мира тысяча шестьсот пятьдесят девятого года до тысяча шестьсот восемьдесят восьмого года» и VIII письме «Продолжение того же предмета с тысяча восемьсот восемьдесят восьмого года» Болингброка, поскольку в них он стремится дать целостную картину европейского развития.
24 Бопингброк. Указ. соч. С. 69.
Таким образом, историография рационализма — и особенно ее высшее проявление в эпоху Просвещения — разработала принципы сравнительного анализа исторических источников и неотрефлексиро-ванно, но весьма активно использовала сравнение исторических явлений, что было обусловлено стремлением к выявлению общих начал природы человека и общества. Критерием для сравнения во всех случаях выступал здравый смысл историка. Установленные таким образом исторические факты выстраивались в хронологические последовательности и связывались в причинно-следственные цепочки также на основе «здравого смысла».
В заключение заметим, что принципы, предложенные историками эпохи Просвещения, впоследствии были восприняты и другими направлениями научного исторического знания.