Системы этикета духовных лиц

Системы этикета духовных лиц соответствуют трем степеням церковного посвящения: диакон, пресвитер (т. е. священник), епископ. Носителей этих трех степеней называют священнослужителями.

Низший чин священнослужителей представлен диаконами. С греческого языка диакон переводится как служитель. Первым среди диаконов является протодиакон. Если сан диакона получает монах, то он называется иеродиаконом, а старший иеродиакон – архидиаконом. Диаконы служат епископу или священнику при богослужении и совершении таинства. Самостоятельно служить они не могут.

Одежды (облачение) диаконов составляют: стихарь, орарь и поручи.

Стихарь – верхняя длинная богослужебная одежда диаконов с отверстием для головы и широкими рукавами. Стихарь знаменует чистоту души, которую должны иметь лица духовного сана.

Элементы одеяния диаконов

Орарь – отличительная особенность облачения диаконов. Представляет длинную широкую ленту из парчовой или другой ткани, носимой на левом плече диакона поверх стихаря. Орарь получил свое название от греческого слова «оро» – смотрю, наблюдаю. Концы ораря свисают вниз. На торжественной церковной службе – литургии после пения молитвы «Отче наш» диакон опоясывается орарем на груди. На спине орарь пересекается крест на крест. Через плечи концы ораря также спускаются на грудь и также пересекаются крест на крест, как бы опоясывая грудь и спину диакона. После причащения диакон снова распоясывает орарь, оставляя его на левом плече. Орарь знаменует благодать Божию, которую диакон получил в таинстве священства. Двойной орарь является в Русской церкви наградой диакону за достойное прохождение им церковного служения. Поручи – нарукавники. Обязательны для одежд священнослужителей. Охватывают обе руки в запястье. Концы поручей соединены с внутренней стороны шнуром. С верхней стороны рук на поручах изображен крест. Поручи символизируют те узы, которыми были связаны руки Иисуса Христа, когда его вели на суд.

Священники, по-гречески иереи или пресвитеры, составляют следующий чин священнослужителей. Более достойные и заслуженные среди священников называются протоиереями, т. е. главными среди иереев. Главный священник среди протоиереев имеет сан протопресвитера. Если священник является монахом, он называется иеромонахом. При назначении иеромонаха настоятелем монастыря, а иногда и независимо от этого, иеромонах получает звание игумена, а для более крупного и значимого монастыря – архимандрита. Особенно достойные из архимандритов избираются епископами.

Священники совершают все церковные таинства за исключением таинства священства. Освящение церковного масла (миро) и антиминсов также не входит в обязанности священников.

Облачение священников составляют: подризник, епитрахиль, пояс, поручи и фелонь – риза.

Подризник шьется из тонкой белой материи, имеет сужающиеся рукава, которые затягиваются шнурками у запястья. Белый цвет подризника должен напоминать священнику об обязанности вести беспорочную жизнь и иметь чистую душу. Подризник, кроме того, напоминает ту нижнюю одежду (хитон), в которую был одет Иисус Христос.

Епитрахиль – одеяние иерея, протоиерея, представляющее двойной орарь, одеваемый через голову, охватывающий шею и спускающийся на грудь двумя сшитыми вместе длинными концами. Символически епитрахиль означает сугубую (двойную), по сравнению с диаконом, благодать, дающую право священнику совершать церковные таинства. Сугубой является и ответственность священника, совершающего таинства. Все богослужения и требы священник может совершать только в епитрахили.

Пояс – не очень широкая полоса материи, отделанная по краям полосами другого цвета и с крестом по середине. Пояс знаменует божественную силу и готовность к служению.

Фелонь или риза верхнее одеяние священников и в некоторых случаях епископов во время службы. Внешне Фелонь напоминает плащ-накидку, шьется без рукавов с отверстием для головы и с круглым вырезом спереди. На спине в верхней части ризы помещается знамение креста, под которым нашивается восьмиконечная звезда. Оба изображения символизируют начало и конец спасения человечества во Христе. Жесткая верхняя часть ризы – символ ярма и ига Христова, которые несут на себе священники. Вырез для головы, грудь, спина, предплечья и подол ризы обшиваются полосами ткани, как бы знаменующими путы, которыми был связан Христос, его язвы с истекавшей из них кровью. Риза (фелонь) – символ одежды правды, в которую облекаются священники, как служители Христа.

Элементы облачения иереев (священников)

Наперсный крест находится на груди у священника поверх ризы. Наперсные кресты стали иерейской наградой, т. е. наградой священников, по указу 1797 г., изданному Павлом I. Набедренник – первая по очереди награда священников, даваемая за ревностное служение церкви. Представляет продолговатый прямоугольник из ткани, пришиваемый за два угла на длинной ленте через плечо. Помещается на правом бедре священника. Означает духовный меч – слово Божие.

Скуфия небольшая круглая шапочка, повседневный головной убор православного духовенства. Скуфия введена в 1797 г. при Павле I.

Камилавка – высокий головной убор, даваемый священнику в качестве награды. Входя в храм, священник снимает скуфию и надевает камилавку, совершая в ней богослужение. Камилавка бывает лилового (фиолетового) цвета.

Облачение архиереев (епископов, архиепископов, митрополитов, патриарха) состоит из подризника, подсаккосника, епитрахили, пояса, поручей, саккоса, омофора, палицы (вместо набедренника).

Саккос – просторный плащ, обычно из парчовой тяжелой ткани, богато украшенный шитьем и жемчугом, имеющий вырез для головы в центре. Саккос, как и у священников фелонь, символизирует багряницу Христа. Саккос по бокам разрезан от рукавов до подола. Обе половины соединяются по краям разреза петлями и звонцами, особыми резными, полыми внутри, металлическими пуговицами. Из-под саккоса у епископа видны подризник и епитрахиль. По учреждении в 1589 г. патриаршества на Руси саккос стал облачением патриарха и митрополитов. Патриарший саккос отличается от митрополичьего приперсником – нашивной епитрахилью, вышитой жемчугом.

Омофор – богослужебный признак епископа, без которого он не может совершать богослужение. Омофор представляет широкий длинный лентообразный плат с изображением крестов и нашитыми по краям полосами из другой материи, бахромой и двумя поперечными полосами на концах. Омофор огибает оба плеча епископа, спереди и сзади спускаясь с левого плеча. Омофор напоминает епископу, что его заботой является спасение заблуждающихся и о том, что он должен уподобляться евангельскому доброму пастырю, который, отыскав пропавшую овцу (грешника), несет ее домой на своих плечах. Омофор бывает большой и малый. Малый омофор короче большого и обеими концами спускается на грудь. В течение литургии омофоры могут меняться.

Палица – символ духовного меча. Внешне палица напоминает четырехугольный плат, привешиваемый лентой за один угол сверх саккоса на правом бедре. Палицей могут наградить за отличную и усердную службу и некоторых заслуженных протоиереев (священников). В этом случае священник носит палицу с правой стороны, а набедренник помещается на левом бедре. Палицей награждаются архимандриты. Она является необходимой принадлежностью их облачения, как и облачения архиереев.

Элементы облачения и служебных регалий епископов

Все архиереи и священники на груди имеют наперсный крест. Сначала он был утвержден для патриарха и митрополитов. Затем императрица Елизавета Петровна утвердила наперсные кресты для своего духовника и всех архимандритов. Екатерина II расширила круг духовенства, которому жаловались наперсные кресты, распространив право их ношения на некоторых известных протоиереев. Как уже сказано, Павел I распорядился сделать наперсные кресты иерейской наградой. За непосредственное участие в боевых действиях представители военного и военно-морского духовенства с конца XVIII в. стали награждаться наперсными крестами на Георгиевской ленте. Доктора богословия, облеченные духовным саном, могли получать докторский крест.

В 1814 г. священники – участники Отечественной войны 1812 г. были награждены бронзовыми наперсными крестами на Владимирской ленте. А 1896 г. все священники получили серебряные наперсные кресты, в связи с коронованием Николая II. После этого события знаками отличия стали считаться только Кабинетные наперсные кресты, выдаваемые Кабинетом его императорского величества. Изготовлялись они из золота и украшались бриллиантами.

Наперсными Кабинетными крестами могли награждаться игумении и казначеи женских монастырей.

Архиереи и священники носят наперсный крест на груди поверх всей одежды, на цепи, состоящей из крупных плоских звеньев, соединенных двойными мелкими кольцами. Цепь в середине имеет перемычку. Поэтому цепь спереди охватывает шею, а сзади – спускается на спину.

Нагрудным знаком архиереев является панагия, что значит «Всесвятая». Панагия – небольшой круглый или овальный образ Христа или Богородицы. Любая из панагий является произведением искусства. Во время богослужения архиереи носят панагию и крест, в другое время – только панагию. Епископский крест и панагия напоминают о том, что епископ должен иметь в своем сердце Христа и Богоматерь, и поэтому у него должно быть чистое сердце и правый дух.

На голову епископу, архиепископу, митрополиту, патриарху возлагается митра, высокая твердая шапка, расшитая парчовым шитьем, бархатом, украшенная небольшими образками и цветными камнями. Митру имеют также и архимандриты – настоятели крупных, особозначимых монастырей. В исключительных случаях право при богослужениях надевать митру вместо камилавки дается за особые заслуги протоиереям. Например, протоиерею храма Христа Спасителя в Москве. Протоиерей, награжденный митрой, именуется митрофорным протоиереем. Митра символизирует терновый венец Христа. Митра архиерейская имеет крест в возглавии.

Клобук – головной убор монахов. Клобуки епископов не имеют креста. Архиепископы носят клобуки с крестом. Клобуки митрополитов белого цвета, имеют изображение креста. Клобук патриарха – белый, округлый, обтянут куколем, который делится на три конца. Два из них лежат на груди, третий на спине. На вершине патриаршего клобука крест, на концах куколя – образы шестикрылых серафимов.

Мантия – одеяние архиереев во время торжественных процессий при входе в храм. В храме мантия снимается и архиерей облачается в богослужебные одеяния. Мантия патриарха зеленого цвета. Спереди мантии, вверху и снизу у подола нашиваются четырехугольные платы с изображением крестов. Нашитые платы называются скрижалями, знаменующими Ветхий и Новый Заветы. На мантии нашиты струи – длинные ленты (по две рядом). Первый ряд струй проходит под верхними скрижалями, второй ряд – по центру мантии, третий – под нижними скрижалями. Опоясывая мантию, полосы проходят на спину.

Во время богослужения епископы пользуются жезлом как знаком высшей пастырской власти. Жезл (посох) дается также архимандритам, игуменам и игуменьям монастырей. Во время Богослужения под ноги епископов подкладывается орлец – коврик с изображением парящего над городом орла.

В повседневной обстановке одежду диакона, священника и епископа составляют подрясник (полукафтанье) и ряса – длинная одежда черного цвета с широкими рукавами. Поверх рясы священник носит крест, епископ – панагию.

Богослужебные облачения могут быть белыми, красными, желтыми, зелеными, голубыми, синими, фиолетовыми, черными. Каждый из этих цветов является символом духовного значения отмечаемых церковных праздников.

Например, в праздники в честь Иисуса Христа, а также памяти пророков, апостолов, святителей духовенство облачается в одежды золотого (желтого) цвета. В праздники, посвященные Пресвятой Богородице, ангельским силам, а также памяти всех дев и девственников духовенство облачается в голубые и белые одежды. Белый цвет одежды принят в праздники Рождества Христова, Преображения и Вознесения Господня, Богоявления, Благовещения.

Облачение на Пасху сложное. Темное (черное) облачение Великого Поста заменяется на белое облачение перед литургией в Великую Субботу. В нем же освящают куличи, яйца, пасху. Далее ночью, после Крестного Хода белую одежду меняют на красную. После этого одежды духовенства продолжают оставаться красными вплоть до Вознесения Господня. До этого же праздника в храмах зажигают красные свечи.

В день Святой Троицы духовенство одевается в ризы зеленого цвета. В посты облачение духовенства бывает темным: фиолетовым, темно-синим, темно-зеленым, черным. Причем в черном облачении духовенство отправляет службу преимущественно в дни Великого Поста.

Любое из элементов богослужебного облачения духовенства, существующего в прошлом и настоящем, может рассматриваться как награда литургического характера, поскольку получение священнослужителем более высокого сана является наградой, обусловленной достоинством награждаемого и его служения церкви. Иерей (священник) может получить сан протоиерея, иеромонах может стать игуменом монастыря и архимандритом крупного монастыря; епископ – архиепископом, а затем митрополитом и патриархом. Иерей получает в качестве награды камилавку, набедренник, право ношения золотого креста; протоиерей, кроме перечисленных, может награждаться палицей – правом ношения креста с украшением и митры, правом служить при отверстых (открытых) вратах до Херувимской песни и до «Отче наш»; архимандрит – правом пользоваться посохом на богослужении и носить второй крест; архиепископ – правом ношения креста на клобуке, имянной или памятной панагии; митрополит – правом ношения белого клобука с крестом, служения с предносным (перед ним носимым) крестом и ношения двух панагий.

Наградная орденская система распространилась на лиц духовного звания в синодальный период Русской церкви (1721–1917) Правда, для награждения духовенства предусматривались не все, а лишь часть русских орденов. Главным из них считался орден святого апостола Андрея Первозванного, далее – святого Александра Невского, святого Владимира и святой Анны. Духовные лица, например, полковые священники могли награждаться орденом святого Георгия за непосредственное участие в боях. При этом духовные лица, в отличие от лиц светских, награжденные орденами, именовались не кавалерами соответствующего ордена, а лишь «приписанными к нему».

Получить орден духовному лицу было не просто. Например, священники (иереи и протоиереи) могли быть представлены к ордену Владимира IV степени только по истечении 50 лет беспорочной службы в священническом сане, т. е. в преклонном возрасте. Для духовенства, служившего в армии и флоте, срок сокращался до 35 лет. Что касается архиереев, то для них сроки устанавливались по усмотрению царя и Святейшего Синода.

Женщины, служившие в женских епархиальных училищах, могли быть награждены Мариинским знаком отличия за беспорочную службу.

Духовенство обычно награждалось к празднованию Пасхи, ко дню коронации государей, а при Николае II – ко дню его рождения.

В настоящее время высшим орденом церкви является орден святого апостола Андрея Первозванного. Он был учрежден к 1000-летию крещения Руси 27–28 декабря 1988 г.

Святой апостол Андрей назван «первозванным», потому что он стал первым из апостолов, призванных Иисусом Христом. Из летописи известно, что Андрей Первозванный первым принес правозвестие христианства, посетив пределы нашей Родины.

Алмазная звезда ордена Андрея Первозванного носится на правой стороне груди. Знак ордена на ленте надевается через левое плечо и носится под звездой ордена. Все другие ордена помещаются ниже. На звезде по кругу надпись: «Азъ есмь светъ миру». На ордене – изображение апостола Андрея Первозванного на фоне «андреевского» косого креста. Этим орденом награждаются лица по решению и инициативе Патриарха Московского и Всея Руси и Священного Синода.

Орден святого равноапостольного князя Владимира. Учрежден в 1957 г. в ознаменование 40-летия восстановления Патриаршества в Русской церкви. Орден назван в честь князя Владимира, крестившего в 988 г. Русь. Сначала орден предназначался для награждения преимущественно представителей зарубежных православных церквей и инославных исповеданий. Первым русским человеком, удостоенным этой награды в 1961 г. был Патриарх Московский и Всея Руси Алексий I.

Орден имеет три степени. I степень – золотая звезда; II степень – серебряная звезда; III степень – красный эмалевый крест. На орденах всех степеней – погрудное изображение святого князя Владимира и надпись: «За церковные заслуги». В настоящее время этим орденом награждаются священнослужители за многолетнее служение в священном сане или за выдающиеся заслуги перед Русской православной церковью; церковные деятели, не имеющие священного сана, за служение Церкви, за усердную педагогическую работу в Духовной школе, за ученые богословские труды или другие выдающиеся заслуги, представители автокефальных православных церквей и инославных исповеданий.

Орден преподобного Сергия Радонежского был учрежден Священным Синодом в 1978 г., в 1999 г. орден видоизменен.

Преподобный Сергий (скончался в 1391 г.) был реформатором русского православного монашества, основателем десятков монастырей, духовным вождем Руси. Он благословил князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву и скрепил его духовное завещание, по которому без ханского ярлыка великое княжение московское переходило к сыну Димитрия великому князю Василию I.

Орден имеет три степени в виде зеленого эмалевого креста с изображением святого преподобного Сергия Радонежского.

Орденом награждаются главы Русской церкви, представители поместных православных церквей, главы инославных церквей и религиозных объединений за церковные, экуменические и миротворческие заслуги; государственные и общественные деятели за плодотворные труды по укреплению мира и дружбы между народами. Первому орден преподобного Сергия Радонежского I степени был вручен Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Пимену. Вторым награжденным стал митрополит Таллинский и Эстонский Алексий, ныне Святейший Патриарх. В день 600-летней годовщины Куликовской битвы, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы 8 (21) сентября 1980 г. орден был присвоен Троице-Сер-гиевой Лавре, основателем которой был преподобный Сергий Радонежский.

Орден святого благоверного князя Даниила Московского. Учрежден Священным Синодом Русской Православной церкви 27–28 декабря 1988 г. в память 1000-летия Крещения Руси.

Князь Даниил был младшим сыном князя Александра Невского. После смерти отца князь Даниил стал князем Московского княжества и основателем княжеской династии Московских Даниловичей. (см. генеалогическую таблицу настоящего учебника, стр. 344). Попечительством князя Даниила был основан Московский Свято-Даниловский монастырь.

Орден имеет три степени. Все степени в виде креста, покрытого серо-голубой эмалью. Ордена I и II степеней украшаются драгоценными камнями. В центре креста в овальном венке дано погрудное изображение князя в монашеской схиме. На концах креста надпись: «Блгв кнзъ Даниил Моск».

Орденом награждаются духовенство и светские лица, много сделавшие для возрождения духовной жизни России, укрепления ее могущества и благосостояния.

Награда имени святой Ольги, называемая «Знаком отличия святой Ольги», была «высочайше учрежденной» еще в 1914 г. После 1917 г. этот знак отсутствовал в наградной системе церкви. Орден святой равноапостольной великой княгини Ольги был учрежден Священным Синодом 27–28 декабря 1988 г. к 1000-летию крещения Руси. Как и «Знак отличия святой Ольги», орден предназначается только для награждения женщин.

Великая княгиня Киевская Ольга (в крещении Елена) стала первой русской правительницей – христианкой. В 946 г. она отправилась в Царьград с целью религиозного поломничества и развития русско-византийских отношений. В Византии она решила принять православие. Ее крестил Патриарх Константинопольский Феофилакт, а восприемником от купели (крестным отцом) был сам император Константин Богрянородный. По возвращении в Киев, Ольга построила первую, еще деревянную, церковь Софии Премудрости Божией. Воспитанный Ольгой внук, великий князь Владимир, в 988 г., т. е. через 19 лет после смерти княгини (969) сделал христианство государственной религией Руси.

Орден имеет три степени в виде креста. В центре креста в кружке – погрудное изображение княгини и надпись: «Св. равноап. кн. Ольга».

Орден святого мученика Трифона. Учрежден Священным Синодом 22 февраля 1995 г. Святой мученик Трифон известен в духовном мире как целитель больных. Святой Трифон претерпел мученическую смерть при римском императоре Деции в 250 г. в эпоху антихристианских гонений.

Орденом награждаются лица, способствующие своей деятельностью духовно-нравственному оздоровлению людей, возрождению христианских норм морали и православных традиций нравственного воспитания. Среди награжденных священнослужители, церковные, государственные и общественные деятели, служащие правоохранительных органов, деятели науки, культуры, искусства, писатели, журналисты, врачи, работники просвещения, организаторы благотворительных фондов, предприниматели, известные своей активной деятельностью по борьбе с наркоманией, алкоголизмом и другими социальными и цивилизационными явлениями, разрушающими психическое и физическое здоровье людей.

Орден имеет три степени. I степень – серебряный крест с позолотой; II степень – серебряный крест; III степень – серебряный крест из ювелирного сплава. Все кресты покрыты зеленой эмалью. В центре в овале – поясное изображение святого Трифона и надпись: «Долгъ честь св. Трифон муч.».

Орден святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского учрежден в Русской церкви в 1997 г., в связи с празднованием 200-летия со дня рождения этого святителя.

Святитель Иннокентий (Вениаминов) (1797–1879) начал свой духовный путь сельским приходским священником в Иркутской епархии. Громадное место в его духовных трудах заняла миссионерская деятельность на территории Восточной Сибири и Америки, где он проповедовал православие среди якутов, чукчей, эскимосов, алеутов. Святитель Иннокентий составил грамматику и первый словарь алеутского языка. Став митрополитом Московским и Коломенским, основал Православное Миссионерское общество.

Орден святителя Иннокентия имеет три степени. I степень – восьмиконечная звезда, в центре которой – крест, возвышающийся над раскрытым Евангелием. По кругу надпись: «За миссионерские труды»; II степень – голубой эмалевый крест с изображением в центре святителя Иннокентия; III степень – на эмалевом голубом кресте в центре изображен серебряный крест, возвышающийся над раскрытым Евангелием. В феврале 1999 г., в связи с 70-летием со дня рождения (Тезоименитство 25 февраля), этим орденом был награжден Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Вот как звучало постановление об этом акте: Священный Синод Русской Православной Церкви на заседании 29 декабря 1998 г. постановил: «С благодарностью Господу отметить возрождение миссионерства, религиозного образования, социального служения, пастырского окормления в армии и пенитенциарных учреждениях, обновления всех сфер жизни церкви, рост ее авторитета в обществе в период патриаршего служения его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II и просить его Святейшество в знак благодарности принять за его первосвятительские труды и любви всей полноты церковной орден Русской Православной церкви святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского I степени».

Орден святого благоверного царевича Димитрия учрежден 29 сентября 1997 г. по инициативе председателя Российского детского фонда писателя Альберта Лиханова совместно с Российским Детским Фондом и Московским Патриархатом.

Царевич Димитрий – младший сын Ивана IV от царицы Марии Нагой, погиб в Угличе 15 мая 1591 г., куда был вместе с матерью сослан после смерти Ивана IV. В «Смутное время», характеризовавшееся иностранной интервенцией, голодом и разрухой, любовь к царевичу, вера в то, что он чудом остался жив, вызвали к жизни появление самозванцев – Лжедмитрия I и Лжедмитрия II. Чтобы прекратить факты самозванства, мощи царевича из Углича были перенесены в Москву и захоронены в Архангельском Соборе Московского Кремля. Святой царевич Димитрий считается Московским и Угличским чудотворцем, покровителем больных и особенно детей.

Этим орденом награждаются лица, внесшие значительный вклад в дело попечения сирот, инвалидов, беспризорников, российские и зарубежные граждане, оказывающие материальную помощь больницам и детским домам, принимающие на воспитание сирот в свои семьи.

Орден выполнен в виде серебряного позолоченного креста. В центре в красном эмалевом круге дан погрудный образ царевича Димитрия и позолоченная круговая надпись: «За дела милосердия».

Кроме орденов, наградами Русской Православной церкви являются медали.

Медаль преподобного Сергия Радонежского. Учреждена вместе с одноименным орденом в 1978 г. Новый образец медали учрежден в 2000 г. Медаль I степени – золотая; медаль II степени – серебряная. На лицевой стороне медали дано поясное изображение преподобного Сергия Радонежского, на оборотной стороне – надпись: «Смирением возвышаемый».

Медаль святого благоверного князя Даниила Московского утверждена вместе с одноименным орденом в 1988 г. – в год 1000-летия Крещения Руси. На лицевой стороне медали поясное изображение благоверного князя Даниила Московского, на оборотной – надпись: «За труды во славу святой церкви».

Медаль святителя Иннокентия митрополита Московского и Коломенского. Утверждена в 1997 г. вместе с одноименным орденом. На лицевой стороне медали, на голубом эмалевом поле дано выполненное из золота поясное изображение святителя Иннокентия. На оборотной стороне – надпись: «За миссионерские труды».

В современной практике духовенство и миряне могут быть награждены Патриаршими и архиерейскими благословенными грамотами.

Наиболее выразительной и красочной является Юбилейная Патриаршая грамота в ознаменование 2000-летия Рождества Христова. Грамоту венчает красочное изображение полукруглой иконы «Рождества Христова», находящейся над православным престолом в вифлиемском Рождественском Вертепе (пещере). Справа и слева грамоту украшают изображения базилики Рождества в Вифлееме и Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Под изображением иконы «Рождества Христова» надпись: «Христос рождается, славите!» Кроме того, слева и справа грамоты дается текст Кондака: «Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроча младо, превечный Бог». Грамота украшена великолепным, богатейшим, красочным орнаментом, выполненным в стиле русского барокко.

Следует назвать и благословенную грамоту Московского Патриархата Кафедрального Соборного Храма Христа Спасителя в Москве. Ею награждаются духовные и светские люди, внесшие посильное для себя пожертвование на воссоздание и благоукрашение Храма. Грамота обрамлена великолепным орнаментом, в верхней части которого дано изображение Нерукотворного Спаса. С правой стороны грамоты дано изображение Николая Чудотворца, с левой – святого благоверного князя Александра Невского. В нижней части грамоты – изображение Храма Христа Спасителя. Грамота подписывается ключарем Храма Христа Спасителя протоиереем Михаилом Рязанцевым.

Содержание грамоты таково: «Боголюбивый (или боголюбивые), (далее названо имя или имена) Сердечно Вас благодарим за Ваши пожертвования на благоукрашение святыни Отечества нашего – Храма Христа Спасителя. Ваши имена, занесенные в церковную книгу, будут поминаться за богослужением. Да спасет и помилует Вас Господь, да дарует Он Свое благословение Вашим трудам на пользу Святой Православной Церкви и во славу Отечества. Будем рады помолиться с Вами в нашем Возрожденном храме!»

Особую группу современных церковных регалий составляют памятные кресты и панагии, которые вручаются пресвитерам и архиереям, в связи с выдающимися событиями и юбилеями в истории церкви. Например, к празднованию 1000-летия Крещения Руси и 2000-летия Рождества Христова был выпущен памятный комплект крестов и панагий. Специальные наперсные кресты и панагии были созданы по случаю второго обретения в 1991 г. (после 1903 г.) мощей преподобного Серафима Саровского и перенесения их из Санкт-Петербурга в Дивеево.

Духовный этикет включает соответствующее Обращение к священнослужителям.

Как правило, миряне, обращаясь к священникам, именуют их или просто «батюшка» или «отец», дополняя его имянем: «отец Андрей», «отец Михаил», обращаясь к дьякону, называют его «отец диакон».

Однако среди духовенства существует четкий этикет Обращения:

к диаконам и иеродиаконам – Ваше Боголюбие;

в особо торжественных случаях – к особо значимым диаконам – Ваше Благовестие;

к протодиаконам и архидиаконам – Ваше Благовестие;

к иереям и иеромонахам – Ваше преподобие;

к протоиереям, игуменам, архимандритам – Ваше Высокопреподобие;

к епископам и архиепископам – Ваше Преосвященство;

к митрополитам – Ваше Высокопреосвященство;

к митрополиту Киевскому и всея Украины – Ваше Блаженство;

к Патриарху – Ваше Святейшество.

Кроме священнослужителей, в церкви существуют лица, занимающие низшие служебные должности: иподиаконы, псаломщики (дьячки), пономари. Их называют церковнослужителями. Они поставляются на свою должность только по архиерейскому на то благословению, а не через таинство священства.

Иподиаконы (помощники диаконов) участвуют только при архиерейском богослужении. Они облачают архиерея в священные одежды, держат и подают по ходу службы архиерею дикирий (святильник, имеющий две свечи) и трикирий (святильник, из трех свечей). Иподиаконы, как и диаконы, имеют орарь. Но он всегда опоясывает их крест на крест на груди поверх стихаря.

Псаломщики обязаны читать и петь как при богослужении в храме, так и при совершении священником духовных треб в домах прихожан.

Пономари обязаны созывать верующих в храмы к Богослужению звоном в колокола, разжигать и подавать кадило священникам, возжигать лампады и свечи в храме, помогать псаломщикам в чтении и пении, собирать милостыню с прихожан и т. д.

Верхняя одежда церковнослужителей состоит из стихаря. Его цвет должен соответствовать назначению службы и цвету одежд священнослужителей.

Таким образом духовный этикет, по сравнению с гражданским и военным, остался более традиционным как в области именования священнослужителей и церковнослужителей, так и в области облачения и наград литургического характера.

Что касается орденов и медалей, их арсенал расширился, по сравнению с синодальным периодом, особенно в постперестроечный период, что связано с возрождением Русской церкви, ростом ее самостоятельности и значимости в современном обществе.

Литература

Абрамович Г.В. Несколько изысканий из области русской метрологии XV–XVI вв. (коробья, копна, обжа) // Проблемы источниковедения. М., 1963. Т. 2.

Аксенов А. И. Очерки генеалогии уездного купечества. XVIII в. М., 1993.

Антропонимика. М., 1970.

Арциховский А.В. Древнерусские миниатюры как исторический источник. М., 1944.

Бережков Н.Г. Хронология русского летописания. М., 1970.

Борисов (Ильин) И.В. Родовые гербы России. М., 1997.

Веселовский С.Б. Топонимика на службе у истории // Исторические записки. М., 1945. Т. 17.

Веселовский С.Б. Ономастикон. Древнерусские имена, прозвища и фамилии. М., 1974.

Володомонов Н.В. Календарь: прошлое, настоящее, будущее. М., 1987.

Вспомогательные исторические дисциплины. Л., 1968–1991. T. I–XXII (Издание сборника продолжается).

Гераклитов А.А. Филиграни XVII в. на бумаге рукописных и печатных документов русского происхождения. М., 1963.

Гербы городов России. Альбом-справочник / Сост. Н.А. Соболева и др. М., 1998.

Древнерусское искусство. Рукописная книга. М., 1974.

Дуров В.А., Балязин В.Н., Козакевич А.Н. Самые знаменитые русские награды. М., 2000.

Зварич В.В. Нумизматический словарь. Львов, 1978.

История и генеалогия: С.В. Веселовский и проблемы историко-генеалогических исследований. М., 1977.

Каменцева Е.И. Хронология. М., 1967.

Каменцева Е.И., Устюгов Н.В. Русская метрология. М., 1973.

Каменцева Е.И., Устюгов Н.В. Русская сфрагистика и геральдика. М., 1974.

Каталог отечественных орденов, медалей и нагрудных знаков. Л., 1962.

Клепиков С.А. Филиграни и штемпели на бумаге русского и иностранного производства XVII–XX вв. М., 1959.

Клепиков С.А. Филиграни на бумаге русского производства XVIII – начала XX в. М., 1978.

Кобрин В.Б., Леонтьева Г.А., Шорин П.А. Вспомогательные исторические дисциплины. М., 1984.

Костюхина Л.М. Книжное письмо в России XVII в. Б. г.

Леонтьева Г. А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Ключи к тайнам Клио. М., 1994.

Леонтьева Г.А. Палеография, хронология, археография, геральдика. М., 2000.

Личные имена в прошлом, настоящем и будущем. Проблемы антропонимики. М., 1970.

Лукомский В.К. Герб как исторический источник // Краткие сообщения Института истории материальной культуры. М., 1947. Вып. 17.

Лукомский В.К. Гербовая экспертиза (случаи и способы применения) // Архивное дело. 1939. № 1/49.

Муравьев А.В. Русская палеография. М., 1977.

Награды русской православной церкви. М., 2001.

Никонов В.А. Краткий топонимический словарь. М., 1966.

Никонов В.А. Имя и общество. М., 1974.

Попов А.И. Географические названия: Введение в топонимику. М., 1965.

Портреты, гербы и печати Большой государственной книги 1672. СПб., 1903.

Пронштейн А.П. Использование вспомогательных исторических дисциплин при работе над источниками. М., 1967.

Пронштейн А.П. Методика исторического источниковедения. Ростов-на-Дону, 1976.

Резун Д.Я. Родословная сибирских фамилий. Новосибирск, 1993.

Рейсер С.А. Палеография и текстология нового времени. М., 1970.

Рыбаков Б.А. Русские системы мер длины XI–XV вв.: Из истории народных знаний // Советская энциклопедия. 1949. № 1.

Рыбаков Б.А. Ремесло Древней Руси. М., 1948.

Рыбаков Б.А. Русские датированные надписи XI–XIV вв. M., 1964.

Селешников С.И. История календаря и хронология. М., 1977.

Соболева Н.А. Российская городская и областная геральдика XVIII – XIX вв. М., 1981.

Соболева Н.А. Русские печати. М., 1991.

Соболева Н.А. Старинные гербы Российских городов. М., 1985.

Соболева Н.А., Артамонов В.А. Символы России. Очерки истории государственной символики России. М., 1993.

Соболева Н.А. Российская государственная символика. История и современность. М., 2003.

Советская историческая энциклопедия. Статьи «Генеалогия», «Геральдика», «Звания воинские», «Календарь», «Метрология», «Нумизматика», «Ордена и медали СССР», «Хронология», «Чины, звания и титулы в России». Т. 1 – 16.

Спасский И.Г. Иностранные и русские ордена до 1917 года. Л., 1963.

Спасский И.Г. Русская монетная система. Л., 1970.

Суперанская А.В. Что такое топонимика? М., 1985.

Суперанская А.В. Имя – через века и страны. М., 1990.

Тихомиров М.Н., Муравьев А.В. Русская палеография. М., 1982.

Устюгов Н.В. Очерк древнерусской метрологии // Исторические записки. М., 1946. Т. 19.

Федоров-Давыдов Г.А. Монеты рассказывают. М., 1963.

Черепнин Л.В. Русская метрология. М., 1944.

Черепнин Л.В. Русская хронология. М., 1944.

Черепнин Л.В. Русская палеография. М., 1956.

Черепнин Л.В. Н<

Наши рекомендации