Хронология и периодизация первобытной истории.
Хронология – это определение времени первобытной истории. Первобытнообщинный строй был самым длительным по времени этапом истории человечества. Как остроумно выразился Л. Б. Вишняцкий, «если принять условно протяженность всего периода существования человека за сутки, то окажется, что цивилизация возникла лишь две-три минуты назад, тогда как предшествующая ей первобытная эпоха растянулась на многие часы» [4, c. 16]. Начало истории первобытного общества – это появление человека; согласно наиболее распространенной точке зрения, это произошло примерно 2,5 млн. лет назад.Конец истории первобытного общества – это появление первых классовых обществ и государств. Самыми древними считаются государства Египет в Африке и Шумер в Азии: они возникли на рубеже IV–III тыс. до н. э. В других регионах возникновение государств произошло позднее. Таким образом, установить жесткие и однозначные хронологические рамки истории первобытного общества невозможно.
Периодизация – это деление истории на отдельные, существенно отличающиеся друг от друга этапы. Существует несколько периодизаций первобытной истории, в зависимости от выбранного критерия. Для археологической периодизации критерием является материал и техника изготовления орудий труда; в соответствии с этим выделяются такие эпохи в развитии человечества, как каменный век, включающий палеолит, мезолит и неолит, меднокаменный век (энеолит), бронзовый век и железный век. Критерий геологической периодизации – это развитие Земли. Из всех геологических периодов в данном случае необходимо выделить антропоген (иначе – четвертичный период), поскольку именно на этом этапе появился человек. Антропоген, в свою очередь, делится на плейстоцен (ледниковый период) и голоцен (период таяния ледников и постледниковый период). Для палеоантропологической периодизации критерием служит биологическое развитие древнего человека. Принято выделять такие стадии развития предков человека, как архантропы («древнейшие люди»), палеоантропы («древние люди») и неоантропы («новые люди»). Все названные выше периодизации связаны с конкретными науками и поэтому являются узкоспециальными. В связи с этим была выработана также общеисторическая периодизация эпохи первобытности, критерием которой служит социально-экономическое развитие первобытного общества. В соответствии с этой периодизацией выделяются различные типы первобытных общин: праобщина, раннепервобытная (раннеродовая) община, позднепервобытная (позднеродовая) община и первобытная соседская община.Соотношение периодизаций показано в таблице.
Таблица 1. Периодизация истории первобытного общества
Общеисторическая периодизация | Археологическая периодизация | Геологическая периодизация | Палеоантропологическая периодизация |
1. Праобщина (первобытное человеческое стадо) | Нижний и средний палеолит | Плейстоцен | Архантропы и палеоантропы |
2. Раннепервобытная (раннеродовая) община | Верхний палеолит и мезолит | Плейстоцен и начало голоцена | Неоантропы |
3. Позднепервобытная (позднеродовая) община | Неолит | Голоцен | Неоантропы |
4. Первобытная соседская община | Поздний неолит, энеолит, бронзовый век, ранний железный век | Голоцен | Неоантропы |
Праобщина является наименее изученным этапом в развитии человечества, поскольку источники по этому периоду фактически отсутствуют. Началом праобщины считается возникновение целенаправленного изготовления орудий труда, а концом – переход к родовому строю. Праобщину иначе называют первобытное человеческое стадо: этот термин подчеркивает, что люди той эпохи не совсем еще вышли из животного состояния. Главными занятиями в период праобщины были охота и собирательство. Необходимость совместной охоты, изготовления орудий труда, защиты от диких зверей, поддержания огня способствовали развитию первобытного коллективизма. Что касается отношений между полами в праобщине, то здесь можно выделить две точки зрения: либо исследователи говорят о промискуитете, либо предполагают существование гаремных семей. Промискуитет – это неупорядоченные половые отношения. Гаремная семья – это группа из 15-20 особей во главе с вожаком-самцом, который вступает в половые отношения с самками. Помимо вожака, в гаремной семье есть еще и другие самцы, но они не выдерживают конкуренции с вожаком и не участвуют в размножении.
Раннепервобытная (раннеродовая) община датируется примерно 40-35 – 8 тыс. л. н. Это был тот период, когда сформировалась родовая организация. Именно род играл главную роль в жизни первобытных людей данного периода, поэтому в дальнейшем этот тип общины мы будем называть раннеродовой.
Позднепервобытная (позднеродовая) община датируется примерно 6–3 тыс. до н.э. Поскольку и в этот период главную роль в социальной жизни продолжал играть род, мы будем называть этот тип общины позднеродовой. (Переход от присваивающего типа хозяйства к Производительному)
Первобытная соседская община не поддается точной датировке, поскольку разные народы в разное время вступили в эту стадию и в разное время вышли из нее. Конец эпохи первобытной соседской общины совпадает со временем возникновения государств. Некоторые народы перешли к созданию государства еще в период меднокаменного века, другие – в период бронзового века, третьи – в период железного века. Данный тип общины называется соседской, или территориальной, поскольку родовые связи в общине постепенно вытесняются связями соседскими, связями по территории, близости проживания, а не кровного родства.