Глава 1. Общая характеристика истории первобытного общества. Проблемы антропогенеза и расогенеза.
Глава 1. Общая характеристика истории первобытного общества. Проблемы антропогенеза и расогенеза.
Исторические источники по истории первобытности. Науки, связанные с изучением первобытного общества.
Исторический источник – это все, непосредственно отражающее исторический процесс, дающее возможность изучать прошлое. Исторические источники созданы в процессе деятельности человека и свидетельствуют о развитии человеческого общества. С историей первобытного общества связаны следующие типы источников и науки:
· археологические источники (остатки материальной культуры общества) и археология (наука, которая изучает прошлое по материальным/вещественным источникам). На основе изучения вещественных памятников археологи пытаются реконструировать образ жизни древних людей, их материальную и духовную культуру, общественные отношения. Для изучения истории первобытного общества археология крайне важна, поскольку письменные памятники, исходящие от самих первобытных народов, отсутствуют и наибольший материал дает именно археология;
· этнологические источники (памятники материальной и духовной культуры, которые изучают этнологи) и этнология (наука, изучающая народы, сохранившие какие-либо черты первобытнообщинного строя, – их происхождение, расселение, культуру, обычаи, верования). Результаты исследований современных народов этнологи пытаются перенести, спроецировать на первобытный период. Этнология дает возможность для реконструкции форм брака, семьи, социальных отношений, хозяйственной жизни первобытных народов;
· палеоантропология – наука, изучающая костные останки ископаемых людей; она пытается восстановить их биологические характеристики. Использует вещественные источники (костные останки), добытые археологами;
· четвертичная геология – раздел геологии, который изучает четвертичный период в развитии Земли, когда появился человек. Она дает сведения об изменении земной поверхности, уровня Мирового океана, береговой линии материков, природной обстановки в целом (о наступлении и отступлении ледников и о последствиях этого явления). Например, геологи установили, что на месте современного Берингова пролива ранее была суша, и это помогло понять, каким путем люди могли переселяться из Евразии в Америку;
· палеогеография – наука, которая занимается реконструкцией древних ландшафтов, то есть восстанавливает географическую среду, в которой жил древний человек;
· археозоология – наука, которая изучает костные останки диких и домашних животных, включая птиц, рыб и моллюсков. Она дает сведения о характере охоты, рыболовства и собирательства древних людей; о том, какие животные были одомашнены и как их использовали;
· археоботаника – наука, которая занимается реконструкцией древней флоры – культурной, то есть выращенной человеком, и дикой, которую человек использовал. Источники археоботаники – остатки растений (семена, пыльца, остатки деревьев);
· лингвистика – наука, которая изучает современные и древние языки, и лингвистические источники. Лингвистика изучает этнонимы – самоназвания народов и то, как их называли соседи, и топонимы –названия географических объектов. Лингвистика помогает установить прародину этносов, изучает их расселение;
· письменные источники по истории первобытного общества немногочисленны, так как сами первобытные люди не умели писать. Однако, письменные сведения о первобытных народах оставили их соседи, уже вступившие в стадию цивилизации (например, древние египтяне, древние греки, древние римляне, византийцы, арабы, древние китайцы). Но их сведения часто бывают неточными, неполными и иногда даже вымышленными.
Проблемы антропогенеза.
Антропогенез (от «антропос» – «человек» и «генезис» – «происхождение») – это происхождение человека. Можно выделить следующие проблемы антропогенеза:
· как появился человек? В теологических(креационистских) теориях человек был сотворен богами или одним богом (вспомните примеры из мифологии древних обществ); такие представления были характерны для всех первобытных народов, а также для мировых религий, например, христианства, ислама. С освоением космоса появилась мысль о том, что жизнь на Землю могла быть занесена извне, пришельцами из других миров. В эволюционной теории человек произошел от обезьяны. Необходимо отметить, что именно эволюционная теория легла в основу изучения истории первобытного общества. Человек впервые был включен в систему животного царства в XVIII в. шведским ученым К. Линнеем. К. Линней объединил человека с известными на тот момент обезьянами и выделил в составе млекопитающих отряд приматов. Ж. Б. Ламарк (1744-1829, французский естествоиспытатель, работа «Философия зоологии», 1809 г.) писал о том, что виды животных и растений постоянно изменяются и усложняются в результате влияния внешней среды и внутреннего стремления всех организмов к усовершенствованию. Человек, по его мнению, мог произойти от наиболее совершенной из обезьян (например, шимпанзе) под влиянием окружающей среды. Ламарк выстроил следующую цепочку: лесные обезьяны – наземные обезьяны – какое-то промежуточное звено – человек. Из-за исчезновения лесов обезьяны начали передвигаться по земле; вследствие этого ноги у них постепенно утратили способность производить хватательные движения, а руки, не упражняясь в перескоках с дерева на дерево, укоротились. Уменьшились также челюсти и размеры клыков. Наземные обезьяны с течением времени широко расселились по земле и вынуждены был приспосабливаться к окружающей среде. У них появилась членораздельная речь для передачи мыслей. В таком направлении шла эволюция к человеку, но точно назвать промежуточное звено между обезьянами и человеком Ж. Б. Ламарк не мог. Ч. Дарвин (1809-1882, английский естествоиспытатель) в своей первой работе «О происхождении видов путем естественного отбора» (1859 г.) вопрос о происхождении человека специально не рассматривал, но было очевидно, что человек подходил под те же законы развития, которые лежат в основе эволюции остального животного мира. Во второй книге «Происхождение человека и половой отбор» (1871 г.) Дарвин выдвинул теорию о происхождении человека от обезьян.
· Он писал так: «...Человек обязан своим существованием длинному ряду предков. Если бы отсутствовало какое-либо из звеньев этой цепи, человек не был бы тем, кто он есть… От обезьян Старого Света произошел в отдаленный период человек, чудо и слава мира» [9, с. 30]. Т. Гексли (1825-1895, ближайший соратник Ч. Дарвина, работа «О положении человека в природе», 1863 г.) написал книгу, специально посвященную проблеме происхождения человека от обезьяноподобного существа. Э. Геккель (1834-1919, немецкий биолог, работа «Естественная история мироздания», 1868 г.) попытался восстановить родословное древо человеческого рода (рода Homo); он назвал промежуточное звено между человекообразной обезьяной и человеком «обезьяночеловек бессловесный» (Pithecanthropus alalus). В дальнейшем термин «питекантроп» был принят другими учеными.
· что движет процессом антропогенеза? В теологических теориях движущая сила – это воля Бога. В эволюционной теории учение дарвинизма называет движущими силами антропогенеза изменчивость, наследственность и естественный отбор. В результате биологического развития появляются признаки, которые отличают человека от обезьяны: прямохождение, развитая кисть руки и достаточно большой объем головного мозга. Ф. Энгельс (работа «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», 1873-1876 гг.) впервые отметил, что большую роль в процессе антропогенеза играет не биологический, а социальный фактор – коллективный труд. Настоящая трудовая деятельность началась, когда человек стал целенаправленно изготавливать орудия труда. Совместная охота, собирательство, производство орудий труда сплачивало первобытные коллективы, повышало роль социальных отношений. Необходимость передачи трудовых навыков следующему поколению способствовали развитию мышления, появлению речи и языка. При этом необходимо отметить, что Ф. Энгельс не отрицал роли и биологических факторов развития человека, о которых говорили до него.
· каковы предки человека? Ответ на этот вопрос может быть дан только в рамках эволюционной теории. Здесь пойдет речь о семействе гоминид (Hominidae), в которое включаются как предки человека, так и современные люди. До середины 1990-х гг. древнейшими представителями семейства гоминид, то есть человекоподобных, считались австралопитеки, о которых будет сказано ниже. Но затем были сделаны новые открытия, и к предкам человека были добавлены следующие ископаемые гоминиды: ардипитек рамидус (Ardipithecus ramidus), найденный в Эфиопии в 1994 г. и датируемый около 4,4 млн. л. н., оррорин тугененсис (Orrorin tugenensis), найденный в Кении в местности Туген Хиллс в 2000 г. и датируемый около 6 млн. л. н., и сахельантроп чадский (Sahelanthropus tchadensis), найденный в Чаде в 2001–2002 гг. и датируемый также около 6 млн. л. н. Австралопитекибыли обнаружены в Восточной и Южной Африке, время их жизни датируется от 4 до 2 млн. л. н. По своему строению австралопитеки были разнообразны, поэтому внутри данной группы выделяется несколько видов. Австралопитеков отличал такой прогрессивный признак, как прямохождение (двуногость), но при этом они сохраняли черты, связанные с древесным образом жизни, и вполне вероятно, что немалую часть времени они действительно проводили на деревьях [4, с. 51-53]. Первым представителем рода Homo («человек») или промежуточным звеном между австралопитеком и человеком следует считать вид Homo habilis, что означает «человек умелый». Такое название этот вид, впервые обнаруженный в Восточной Африке в 1959 г., получил потому, что эти существа уже умели изготовлять орудия труда. Появление человека умелого датируется около 2,5 млн. л. н.:именно эта дата считается началом истории первобытного общества.
Следующим этапом в развитии человека являются архантропы(буквально «древнейшие люди»). Название «архантропы» ныне считается устаревшим. В современной науке используется термин «человек прямоходящий» (Homo erectus). К ним относятся питекантропы и синантропы. Архантропы появились около 1,8 млн. л. н. и первоначально жили в Африке и на Ближнем Востоке. Позже они заселили большую часть Азии (например, первая находка питекантропа была сделана в 1897 г. Э. Дюбуа на о. Ява в Индонезии) и юг Европы. Для архантропов характерно выработанное прямохождение, объем мозга от 900 до 1200 см. куб., строение, во многом приближенное к современному человеку, умение изготовлять примитивные орудия труда. Синантропы, найденные в 1927 г. в Китае в пещере Чжоукоудянь, умели добывать и поддерживать огонь, возможно, обладали членораздельной речью, судя по строению черепа. Вместе с тем для архантропов характерно и множество примитивных черт: низкая и покатая лобная кость, выступающие надглазничные валики, угловатый затылок, толстые стенки черепа, сильно выступающее вперед лицо, отсутствие подбородочного выступа. Что касается роли архантропов в происхождении человека современного вида, то одни исследователи считают, что только африканские архантропы имели к этому прямое отношение, а азиатских архантропов называют боковой ветвью на генеалогическом древе человека. Другие авторы полагают, что превращение «человека прямоходящего» в «человека разумного» происходило и в Африке, и в Азии, и в Европе [4, с. 77].
Следующую группу ископаемых гоминид называют палеоантропы (буквально «древние люди»). Сюда традиционно относят неандертальцев. В настоящее время внутри группы палеоантропов принято выделять два вида: гейдельбергский человек (Homo heidelbergensis), к которому относят ранних палеоантропов, и неандертальский человек (Homo neanderthalensis) – «классические» неандертальцы. Останки палеоантропов найдены в Европе, Азии и Африке, датируются они от 600 до 30 тыс. л. н. Объем мозга у классических неандертальцев составлял от 1200 до 1600 см. куб., характерен был средний рост, большая массивность всех костей скелета, длинная и широкая черепная коробка. Лоб у них был все еще довольно низкий и покатый, мощные надбровные дуги, подбородочный выступ отсутствовал или был слабо выражен, лицо сильно выступало вперед. Неандертальцы умели изготовлять достаточно совершенные орудия труда, строили искусственные жилища, совершали погребения умерших. У неандертальцев отмечены зачатки искусства. Вопрос о роли неандертальцев в антропогенезе является предметом дискуссии. Некоторые авторы считают, что человек современного вида не мог произойти от них. Людей современного вида называют неоантропы (буквально «новые люди»), или «человек разумный» (Homo sapiens). По внешнему виду и строению они фактически не отличаются от современных людей. По современным данным, «человек разумный» появился в Африке и на Ближнем Востоке около 100–80 тыс. л. н., а может быть, и еще раньше.
Проблемы расогенеза.
Раса – это группа людей, выделяемая на основании родства по происхождению, проявляющегося во внешне сходных физических признаках и общности территорий. Расы начинают формироваться в верхнем палеолите у неоантропов (начало верхнего палеолита – 40-35 тыс. л. н.). Районы формирования рас примерно совпадают с границами материков: европеоидная раса сформировалась в Европе, монголоидная – в Азии, негроидная – в Африке и Австралии. Существовали также смешанные зоны формирования рас: в Средиземноморье смешивались европеоидная и негроидная расы, на Кавказе и Средней Азии – европеоидная и монголоидная расы, в Южной и Юго-Восточной Азии – все три расы. Морфологические различия рас образовались в результате приспособления неоантропов к окружающей среде и существования естественных границ между материками. Отличительные признаки отдельных рас таковы.Для европеоидов характерна светлая кожа, светлые волосы, сильно выступающий нос (чтобы успел согреться воздух, проходя по нему), широкий разрез глаз. Эти признаки – следствие холодного, малосолнечного климата. Для негроидов характерна темная кожа (пигмент меланин предохраняет ее от ожогов), темные курчавые волосы, которые создают воздушную прослойку, защищающую от перегрева, широкий нос, толстые губы, которые усиливают теплоотдачу в условиях жаркого влажного климата. Для монголоидов характерен значительный слой жира на лице, защищающий от ветра, узкий разрез глаз, спасающий от ветра и песка, эпикантус – складка во внутреннем углу глаза, желтоватый цвет кожи, темные прямые волосы. В мезолите формируются отдельные ветви рас: у европеоидной расы – северная и южная ветви, у монголоидной расы – азиатская и американская ветви, у негроидной расы – африканская и австралийская ветви.
Раннеродовой общины
В основе названия раннеродовой общины лежит слово «род». Род – это группа кровных родственников, осознающих свое родство и происхождение от общего предка. Впервые обратил внимание на важность рода в первобытном обществе Л.Г. Морган, американский юрист и этнолог XIX в. До него рассматривали только роль семьи в первобытном обществе и считали семью основной единицей в экономической и социальной жизни общины. Род мог быть материнским или отцовским, то есть счет родства мог вестись по линии матери или по линии отца. Для обозначения первого принципа счета родства служит термин матрилинейность, для обозначения второго принципа – патрилинейность. Л.Г. Морган считал, что род был изначально матрилинейным, и только позже родство начало передаваться по отцовской линии. С этим мнением были согласны многие отечественные исследователи, например, П.П. Ефименко (работа «Первобытное общество», 1938 г.) и М.О. Косвен (работа «Матриархат. История проблемы», 1948 г.). Аргументы сторонников изначальной матрилинейности рода таковы. Во-первых, женщины были наиболее стабильной частью коллектива, так как они вели хозяйство и воспитывали детей. Во-вторых, поскольку предполагается, что в раннеродовой общине брак и семья были нестабильными, отец ребенка не всегда был известен, и проще было считать родство по женской линии. В-третьих, этнологам известно множество фактов перехода от материнского счета родства к отцовскому и почти не одного обратного перехода. В-четвертых, в подавляющем большинстве отцовско-родовых обществ засвидетельствованы пережитки материнского рода. Однако, здесь же необходимо отметить, что этнологам известны общества, которые либо вообще не знали родовой организации, либо вели счет родства сразу по отцовской линии, либо по двум линиям одновременно – и по материнской, и по отцовской. Таким образом, вопрос о первичности материнского рода, видимо, не может быть решен однозначно для всех первобытных обществ.
Для рода была характерна экзогамия – запрещение вступать в брак внутри своего рода и предписание вступать в брак с членами другого рода или родов. Характерно, что обычай экзогамии существовал у всех первобытных народов. Впервые термин экзогамия предложил шотландский адвокат и ученый XIX в. Дж. Мак-Леннан. Сам Мак-Леннан объяснял происхождение обычая экзогамии так: первобытные люди, будучи «воинственными дикарями», имели обычай убивать девочек, так как они были бесполезны во время войны, а потом им не хватало женщин, и они искали их в других племенах и родах. Вряд ли это объяснение можно считать состоятельным. Возможно, первобытные люди на уровне инстинкта понимали, какой вред наносит потомству кровосмешение(близкородственные связи).
Для раннеродовой общины была характерна коллективная собственностьна землю (промысловую территорию) со всеми ее объектами охоты, собирательства и рыболовства, сырьем для изготовления орудий труда. Распределение добычи было уравнительным (равнообеспечивающим). Вся добыча делилась поровну, независимо от того, кто ее добыл. Рассмотрим далее половозрастную организацию раннеродовой общины.Средняя численность общины составляла 25-30 человек. Существовало деление на группы по полу и возрасту: дети, взрослые мужчины, взрослые женщины, старики.
У всех первобытных народов существовала инициация (буквально «посвящение») – обряд приобщения подростков к категории взрослых. Целью инициации являлась подготовка молодых людей к хозяйственной, общественной, идеологической жизни общины. Юношей обычно подвергали суровым испытаниям (например, наносили им раны, выбивали зубы, давали опасное задание). У девушек обычно инициация происходила более мягко: над ними совершали различные религиозные церемонии, готовили к браку, учили песням и мифам. Рассмотрим формы брака и положение семьи в раннеродовой общине.Вопрос о ведущей форме брака является дискуссионным. По одной версии, исходным является групповой брак. Суть группового брака можно объяснить следующим образом. В пределах одного племени существовали две или более экзогамных группы, которые поставляли друг другу супругов; таким образом, женщины одной группы потенциально считались женами мужчин из другой группы и наоборот. По второй версии, которой придерживается большинство исследователей, исходным был парный брак – непрочное и лишенное экономической основы соединение двух супругов не ведущее за собой ведения общего хозяйства и совместной жизни и этим отличающееся от привычного нам сейчас моногамного брака. Характерные черты организации власти в раннеродовой общине были следующие. Существовал принцип народовластия, то есть решающее значение играла коллективная воля всех взрослых членов общины. Все важные вопросы решались на народном собрании (собрании общинников, членов тотемической группы и т. п.). При этом необходимо отметить, что признавался авторитет старшего поколения как наиболее опытного. В общине был один или нескольких вожаков, как правило, из старшего поколения. В некоторых обществах, кроме вожака, существовал совет старейшин.
Позднеродовой общины
Численность общин в этот период значительно увеличилась: до нескольких сотен, иногда до нескольких тысяч человек. Структура общин усложняется. В основе общины по-прежнему лежал род. Большинство общин состояло из нескольких родов, не считая супругов, приходящих из других родов. Счет родства мог вестись по материнской линии (матрилинейность), по отцовской линии (патрилинейность) или по обеим линиям (билинейность). Появляются Фратрии. Фратрия– это объединение нескольких родов одного племени. Фратрии объединялись в племена. Племя всегда было эндогамно. Эндогамия– это предписание вступать в брак внутри определенной группы. Племя являлось верховным собственником территории, на которой оно проживало, отличалось общность культуры и быта, имело властные функции.
В позднеродовой общине существовало разделение труда по полу. Вот что писал о разделении труда у папуасов известный этнограф Н. Н. Миклухо-Маклай: «Мужчина берет на себя главные и более трудные работы – постройку хижин, тяжелые работы на плантациях, рыбную ловлю, охоту. На женщине лежат уход за детьми, легкие работы на плантациях: им приходится смотреть за ростом посеянных и посаженных растений, полоть, собирать плоды и овощи. Дома – носить воду, собирать сухие ветви для костра, очищать плоды перед приготовлением пищи. Кормление свиней и собак лежит на них же» [3, с. 112]. Важно подчеркнуть, что в этот период мужчины и женщины на равных участвовали в хозяйственной жизни общины.
Основной формой брака в позднеродовой общине оставался парный брак. Характерные черты организации власти в позднеродовой общины были следующие. Сохранялась коллективная власть: все важные вопросы решались на собраниях общинников. В соответствии с усложнением социальной структуры, сформировалась иерархия коллективных органов власти. Высшим органом власти был совет племени, который решал вопросы отношений между родами, войны и мира с другими племенами, принимал послов, заключал союзы. Далее шел совет фратрии. В совете племени и совете фратрии обычно участвовали только главы родов. Основным органом власти являлся совет общины или рода: в нем обычно участвовали полноправные взрослые мужчины. Вождей могли выбирать по организаторским, умственным, физическим способностям, благодаря их опыту или красноречию, воинскому искусству, знанию обрядов. В некоторых общинах в этот период уже происходит разделение власти на сферы: например, военный вождь, судья, знахарь. У некоторых племен вожди выделяются по имущественному фактору, за счет богатства и щедрости по отношению к общинникам. Таких людей в научной литературе называют бигмены – «большие, значительные люди».
Глава 1. Общая характеристика истории первобытного общества. Проблемы антропогенеза и расогенеза.