Как жили и трудились наши предки в VIII–XIV вв.

Вопросы В славянском поселке В древнем Киеве В древней Москве
Занятия Земледелие, скотоводство огород, охота, рыболовство, бортничество, ремесло Те же занятия и еще торговля и садоводство Те же занятия населения
Орудия земледелия Борона суковатка, соха (вручную, на лошадях) Соха, плуг (на лошадях, волах) Соха, плуг (на лошадях, волах)
Способы обработки Подсечное земледелие Двуполье Трехполье

Отвечая на записанные вопросы, ученики под руководством учителя заполняют таблицу. Затем учитель спрашивает: «Что было общего в занятиях славян, жителей древнего Киева и древней Москвы? Какие изменения произошли в труде людей с VIII по XIV вв.?» Текст таблицы позволяет учащимся сделать вывод об этих изменениях.

Кроме рассмотренных трех основных типов уроков в практике преподавания истории в специальной (коррекционной) школе встречаются и такие, как вводный урок к теме или курсу, цель которого – развивать интерес к изучаемому материалу, предмету, а также формировать необходимые умения и навыки учащихся. Заключительный урок (по небольшой теме), на котором повторяется материал нескольких уроков, дается новый материал и подводится общий итог (например, по теме «Отечественная война 1812 года»). Урок контроля и учета знаний (в рамках большой темы для предупреждения и устранения пробелов знаний) и др.

Методические рекомендации по подготовке и проведению уроков истории, которые могут быть полезны и для учителя специальной (коррекционной) школы, даны в книге Н.Г. Дайри «Современные требования к уроку истории» [2] и в статье В.А. Лапшина «Урок истории во вспомогательной школе» [3].

Таким образом, «каждый тип урока в комплексе осуществляет цели и задачи изучения истории как учебного предмета, но в то же время способствует и наиболее интенсивному решению той или иной стороны процесса обучения, открывает в одних случаях возможность сообщить большую по объему, насыщенную эмоциональным или теоретическим содержанием информацию за счет сокращения или полного отказа от других структурных элементов урока, в других – отдается предпочтение тому типу урока, объем и характер учебной информации которого позволяет учителю организовать самостоятельную познавательную деятельность учащихся» [5. С. 232]. Учитель истории в специальной (коррекционной) школе должен рационально применять различные типы уроков в конкретных условиях обучения.

Вопросы и задания

1. Каким главным требованиям должен отвечать урок истории в специальной (коррекционной) школе?

2. Какую роль в результативности процесса обучения играет рациональный выбор типа урока истории?

Литература

1. Вагин А.Л. Методика преподавания истории в средней школе. М., 1968.

2. Дайри Н.Г. Современные требования к уроку истории. М., 1978.

3. Лапшин В.Л. Урок истории во вспомогательной школе // Коррекционно-развивающая работа в процессе обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта: Сб. / Под ред. Б.П. Пузанова. М., 1993. С. 96–105.

4. Методика обучения истории в средней школе. Пособие для учителей. В 2-х ч. С. 2. Отв. ред. Н.Г. Дайри. М., 1978.

5. Методика преподавания истории в средней школе: Учебное пособие для студентов пед. институтов / Под ред. С.А. Ежова и др. М., 1986.

6. Этапы подготовки к уроку истории во вспомогательной школе: Методические рекомендации для студентов и учителей / Сост. Ю.Ф. Кузнецов. Свердловск, 1984.

Тема 9. ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К УРОКУ ИСТОРИИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА

Этапы подготовки учителя к уроку истории

Повышение эффективности урока истории как в общеобразовательной, так и в специальной (коррекционной) школе во многом зависит от четкого определения цели и задач урока, продуманной подготовки к нему учителя. Подготовка учителя к уроку истории складывается из трех связанных между собой этапов.

I этап – подготовка к проведению всего курса истории. Начинается этот этап с анализа учителем программы по истории для специальной (коррекционной) школы, где сжато сформулированы цель и задачи истории как учебного предмета, раскрыто его содержание, представлен перечень знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся за три года обучения, отмечены некоторые особенности преподавания истории учащимся с нарушением интеллекта.

Учитель истории анализирует также программы по другим учебным предметам, чтобы выяснить объем знаний и умений учащихся, полученных в пропедевтический период, установить межпредметные связи.

Учитель должен хорошо знать все компоненты содержания учебника истории, сопоставить его с программой, установить степень соответствия между ними, глубину и характер изложения в учебнике отдельных вопросов.

На этом же этапе осуществляется подготовка учителя к преподаванию истории, включающаяся в себя изучение исторической литературы, новых исследований в науке, подбор дополнительной литературы к урокам, проверку обеспеченности исторической литературой школьной библиотеки, составление списков литературы для внеклассного чтения.

Методическая подготовка учителя должна быть направлена на чтение методической литературы, статей в журналах «Дефектология» и «Преподавание истории в школе», освещающих как общие проблемы, так и частные вопросы методики преподавания истории в общеобразовательной и специальной (коррекционной) школах.

Учитель должен также оборудовать кабинет истории, оснастить его необходимыми пособиями; техническими средствами обучения; создать и регулярно пополнять учебный фонд (тематические папки с материалами к урокам, картотеку, фильмотеку, игровой материал и т. п.).

Реализуя требования программы о необходимости сочетания общеисторического и краеведческого материала на уроках, проведении краеведческой работы с учащимися, учитель прежде всего пополняет собственные краеведческие знания, изучает историко-краеведческие памятники, знакомится с музейными экспонатами, чтобы в процессе обучения истории планировать учебные экскурсии и разнообразные виды внеклассной краеведческой работы с учениками.

Учитель истории постоянно должен анализировать и совершенствовать свой педагогический опыт, наблюдая за процессом собственного труда, изучая опыт работы других учителей как в общеобразовательных, так и в специальных (коррекционных) школах.

II этап – составление тематического планирования (разработка системы уроков по теме). Это подготовка к изучению темы в целом. В планировании содержание исторического материала разбивается на логически целостные части, подлежащие изучению на каждом уроке по данной теме. Учитель определяет образовательно-воспитательные и коррекционно-развивающие задачи, рассматривает их как часть общих задач курса. Исходя из содержания программы и учебника он намечает систему работы над формированием основных понятий. «Это необходимо сделать в процессе подготовки к теме в целом, потому что многие исторические понятия формируются не на одном, а на протяжении нескольких уроков», – считает Ю.Ф. Кузнецов [6. С. 3–4]. Он также отмечает, что «ориентируясь на материал, который предстоит изучить, учитель намечает учебно-познавательные умения и навыки. Целенаправленное обучение владению учебными умениями и навыками повышает самостоятельность, осмысленность изучаемого. На уроках истории надо учить школьников ориентироваться во времени и пространстве, развивать умение сравнивать, обобщать, конкретизировать материал, делать выводы, выделять существенные признаки понятий, указывать причины и следствия, составлять связный рассказ» [6. С. 4].

Разбирая материал по урокам, учитель исходит из примерного количества часов, отведенного программой на изучение темы. Желательно так распределить время, чтобы было возможно провести урок, построенный на краеведческом материале, соответствующем изучаемой эпохе, а также завершить изучение темы повторительно-обобщающим уроком. Тематический план должен включать в себя уроки разных типов.

Темы уроков в тематическом плане, как правило, соответствуют формулировкам программы. Исходя из возможностей учащихся специальной (коррекционной) школы учитель отводит на изучение каждой из них 1–2 часа. В процессе разбивки материала по урокам учитель намечает содержание и место повторения основных вопросов, необходимых для усвоения нового материала. Несмотря на трудности актуализации знаний учащихся с нарушением интеллекта в повторение приходится включать материал не предыдущего, а целого ряда уроков, отдаленных по времени изучения от новой темы. Например, на уроке по теме «Кровавое воскресенье» в повторение следует включить вопросы, которые помогут вспомнить причины возникновения, формы, этапы борьбы трудящихся с угнетателями, характерные особенности этой борьбы.

Намечая методы и приемы ведения урока, учитель отбирает наиболее эффективные для данного материала и класса способы и средства обучения истории. Такая предварительная работа позволит добиться разнообразия в методике обучения на разных уроках, включать учащихся в разнообразные виды учебной деятельности.

Большое значение для глубокого осмысления изучаемого материала придается планированию внеклассной работы по истории, которая должна быть связана с учебными занятиями и проводиться в разнообразных формах и видах (например, чтение доступной для учащихся исторической литературы, экскурсии, просмотр кинофильмов и диафильмов, подготовка и проведение праздников, посвященных историческим датам).

В методической литературе отражены разные подходы авторов к составлению тематического планирования. Существуют краткие и подробные формы тематического планирования. Авторы учебного пособия «Методика преподавания истории в средней школе» считают, что тематический план целесообразно расположить в виде следующей таблицы [5. С. 232].

№ Урока Тема урока Основные понятия Основные умения Межпредметные связи Средстваобучения Тип урока
             

Свой вариант тематического планирования предлагает в методических рекомендациях по подготовке к уроку истории в специальной (коррекционной) школе Ю.Ф. Кузнецов [6. С. 5–8].

Примерный тематический план:

§ Тема программы.

§ Цели.

§ Основные понятия.

§ Умения и навыки.

Тема урока Колво часов Повторение Формируемые понятия, их признаки Методы и приемы оборудование Наглядность и обучения Внеклассная работа
             
             

III этап – разработка конспекта урока. Разработка конспекта (или развернутого плана) определенного урока является продолжением работы над системой уроков по теме в целом. При подготовке к уроку необходимо учитывать, как прошло предыдущее занятие, насколько действенными оказались приемы обучения, как учащиеся усвоили материал, что не успели сделать на уроке. Учет всех этих обстоятельств накладывает отпечаток на содержание и методическое построение данного урока.

Подготовка учителя к очередному уроку включает следующие звенья:

1. Изучение фактического материала и методических рекомендаций. Проанализировав содержание учебного материала, подлежащего изучению, учитель обращается к дополнительной литературе и методическим пособиям. При работе с исторической и методической литературой отбирает факты, имеющие воспитательное значение или помогающие конкретизировать понятия, продумывает их связь с материалом учебника, намечает, к каким выводам подведет школьников и как это сделает.

2. Определение цели и задач урока. Это наиболее трудный и важный момент подготовки, вызывающий особое затруднение у начинающих учителей. Учитель формулирует основную содержательную идею урока, которую должны усвоить ученики. Цель не сводится к передаче содержания, она обусловлена необходимостью воспитания и развития учащихся и реализуется в процессе решения конкретных задач. Отличительной особенностью урока в специальной (коррекционной) школе является, прежде всего, его коррекционная направленность. Образовательные, воспитательные и развивающие задачи урока здесь несут коррекционную нагрузку, поэтому можно говорить о коррекционно-образовательных, коррекционно-воспитательных и коррекционно-развивающих задачах урока истории.

Типичной ошибкой в постановке задач является слишком общая их формулировка, поэтому Ю.Ф. Кузнецов, например, предлагает конкретизировать задачи урока, отказавшись от таких общих формулировок, как «Воспитание любви к Родине», «Трудовое воспитание» или «Развитие мышления». Конкретные задачи урока истории сформулированы следующим образом: «Вызвать чувство восхищения трудовым подвигом строителей Магнитки», «Развивать умение выделять главную мысль в прочитанном абзаце», «Развивать умение выделять и объяснять причины и следствия при помощи составления причинной цепочки» и т. п. [6. С. 11–12]. Грамотная постановка задач облегчит работу учителя по их реализации в ходе урока.

3. Определение типа урока. Тип урока определяется местом данного урока в теме, курсе, намеченными задачами, которые должны быть решены в ходе урока. При определении типа урока надо ориентироваться на программу. В пояснительной записке к программе по истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида рекомендуется проведение вводных, комбинированных, повторительно-обобщающих уроков, уроков овладения новыми знаниями.

4. Отбор необходимого оборудования урока, методических средств и приемов, соответствующих содержанию учебного материала и уровню развития учащихся специальной (коррекционной) школы, их познавательным возможностям.

Разработка хода урока. При разработке хода урока учитель должен исходить из требований к каждому его этапу: организации начала урока, повторению изученного материала, подготовке к изучению нового материала, его изучению, закреплению, подведению итогов урока. Каждый из этих структурных элементов имеет свои задачи, отличается содержанием и характером деятельности учащихся.

Каждая учебная ситуация на уроке планируется с обязательным указанием ее времени. Нерациональная трата учебного времени на уроке истории в специальной (коррекционной) школе чаще всего происходит при опросе из-за неумения учащихся выполнять задания или отвечать на вопрос. Иногда вместо того, чтобы помочь ученику наводящими вопросами, напоминанием, показом, учитель выжидает ответ, повторяя вопрос несколько раз в трудной и непонятной для ученика формулировке. Четко по времени должна планироваться демонстрация наглядных средств через ТСО, строго учитываться их обучающая эффективность.

В плане урока должна отмечаться обратная связь от учащихся к учителю в виде предполагаемого ответа на проблемный вопрос, поставленный в начале урока, общего вывода из содержания урока и т. п.

Определяя домашнее задание по истории в специальной (коррекционной) школе, учитель не только должен указать номер параграфа, но обязательно разъяснить ученикам, на что в содержании учебника и иллюстративном материале надо обратить внимание, на какие вопросы подготовить ответы, какую литературу можно дополнительно почитать по теме урока и т. д.

Один из опытных учителей по поводу плана урока писал: «Немало затруднений у начинающего учителя вызывает планирование и организация урока. Как лучше составить план – коротко, развернуть или написать весь текст учительского рассказа? Логика подсказывает, что чем опытнее учитель, тем короче может быть план его урока. Однако должен признать: у меня так не получается, всегда предпочитаю не только продумывать, но и фиксировать все до деталей» [4. С. 14].

Урок истории любого типа характеризуется вариативностью методики его проведения. Так, урок сообщения нового материала может проходить методом рассказа с применением диапозитивов, музыкальных произведений (например, урок по теме «Культура России во второй половине XIX в.»); изложение учителя может сочетаться с сообщениями отдельных учащихся (например, урок по теме «А.В. Суворов – выдающийся полководец»); он может проходить и как урок-экскурсия (например, урок по теме «Первые постройки Санкт-Петербурга»).

На уроках любого типа применяются различные приемы не только изложения нового материала, но и его закрепления, а также проверки знаний и умений учащихся с нарушением интеллекта, используются разнообразные средства обучения, помогающие им лучше усвоить исторический материал.

«Урок истории должен быть логически четко и ясно построен, а изложение материала должно быть эмоционально ярким, образным, отличаться убедительностью обобщений, оценок и выводов» [5. С. 235] – это утверждение имеет отношение не только к уроку истории в общеобразовательной школе, оно особенно актуально для специальной (коррекционной) школы VIII вида.

В ходе урока по возможности должна обеспечиваться активная познавательная деятельность школьников с нарушением интеллекта при полном контакте с ними учителя. К этому должен стремиться учитель специальной (коррекционной) школы, готовя каждый очередной урок.

В практике преподавания может быть использована следующая схема составления конспекта урока истории:

§ Тема урока.

§ Цель урока.

§ Образовательные, воспитательные и коррекционно-развивающие задачи урока.

§ Оборудование урока (наглядность, ТСО, дидактический материал, исторические игры и т.п.).

§ Дополнительная литература (историческая, краеведческая, методическая) к уроку.

§ Тип урока.

§ Организационная структура урока (с указанием времени на каждую ее часть).

§ Ход урока (деятельность учителя и деятельность учащихся на каждом его этапе).

Наши рекомендации