Методы работы с печатным текстом (письменными источниками)
Работа с учебником.
Письменные источники являются основными источниками в том случае, когда учащиеся работают над книгой, документом или газетой. В учебном процессе используются различные печатные тексты, но место и роль их в обучении истории неодинакова.
Учащиеся специальной (коррекционной) школы к 7 классу, в котором начинается изучение истории, уже имеют навыки объяснительного чтения, полученные в начальных классах (пе-' ресказ по частям, составление плана по картинкам, выяснение главной мысли текста, ответы на вопросы и т. д.). Эти навыки следует закреплять и при чтении исторических текстов со значительно усложненным смыслом и большим запасом слов.
В пояснительной записке к программе по истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида говорится:
«Рассказ учителя необходимо сочетать с выборочным чтением текстов из учебной книги, детских журналов, книг и других источников» [6. С. 89].
Учебник считается одним из средств активизации познавательной сферы учащихся. Некоторые возможности реализации коррекционно-дидактических функций учебной книги в специальной (коррекционной) школе показаны в исследованиях B.C. Ликого, B.C. Луценко, Т.И. Пороцкой и др. Авторы подчеркивают необходимость формирования у учеников умений работы с книгой. Тем не менее далеко не на всех уроках учителями уделяется должное внимание такой работе. Т.Н. Федорова считает, что в целях преодоления недостатков учителям рекомендуется специально планировать обучение школьников с нарушением интеллекта приемам работы с учебником. Она пишет: «На уроках необходимо обращать внимание не только на работу с текстом учебной книги, но и ее оглавлением, вопросами и заданиями, иллюстрациями, дополнительной литературой» [7. С. 65]. Эти рекомендации могут найти применение и при обучении истории в специальной (коррекционной) школе.
Основным печатным источником, с которым учащимся с нарушением интеллекта приходится работать на протяжении трех лет, являются учебник «Рассказы по родной истории» [2] или учебное пособие «История Отечества» [4], предназначенные для учащихся 5 класса общеобразовательной школы. Использовать учебник следует непосредственно на уроке, иногда прочитывая вслух важный отрывок, иногда предлагая учащимся прочесть про себя какую-нибудь часть рассказа и ответить на вопросы, данные в задании или поставленные учителем. Можно обращаться к учебнику для поиска фразы, даты, доказательства, при чтении в лицах, для подтверждения какого-либо пункта плана урока. Нельзя только все уроки истории сводить к чтению и пересказу текстов учебной книги.
План урока учитель составляет, исходя из программы и темы урока, подбирая разнообразные методы, в том числе и работу с текстом учебника непосредственно на уроке. Методические рекомендации Т.С. Голубевой и Л.С. Геллерштейна для учителей общеобразовательной школы, преподающих начальный курс истории, могут быть использованы и учителями истории специальных (коррекционных) школ [3. С. 15–20].
На одном из вводных уроков к курсу истории учитель должен познакомить школьников с учебником и научить работе с ним. Важно, чтобы ученики не только читали текст параграфа по изучаемой теме, но и использовали весь методический аппарат учебника: оглавление, наглядность, дополнительные тексты, вопросы и задания, исторический словарик.
Программа по истории ориентирует учителя на формирование у учащихся таких умений работы с учебной книгой, как умения:
§ пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;
§ пересказывать исторический материал с опорой на наглядность по заранее составленному плану;
§ соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника;
§ –пересказывать содержание изучаемого материала близко к тексту [6. С. 91–92];
§ выделять главную мысль в отрывке исторической статьи;
§ оценивать ответ ученика, дополнить его, пользуясь учебником и картой [6. С. 94].
Приучая учащихся с первых уроков истории пользоваться учебником для получения знаний о прошлой и настоящей жизни людей, надо тщательно следить, чтобы ученик мог прочесть исторический текст с полным пониманием каждой мысли, каждого выражения. Чтению обязательно предшествует объяснение учителя, в котором он, пересказывая содержание статьи, определяет задачи данной части урока, ставит вопросы, ответить на которые поможет печатное слово, и разъясняет все непонятные слова и выражения, привлекая наглядные средства, делая записи на доске.
В учебной книге по истории помещены тексты разного характера и служащие различным целям. Повествования о ходе событий помогают представить историческую обстановку, почувствовать настроение действующих лиц. Иногда в такой текст вводится прямая речь, диалог, оценка. Подробный пример находим в статье «Жизнь и быт рабочих». «Отец, увидев тетрадь, сказал: – Это записи моего прадеда, а твоего прапрадедушки. Он родился в 1853 году. Вот ему и принадлежит твоя находка».
И отец и сын стали вместе читать:
«Родился я в подмосковной деревне, что стоит на высоком берегу Москвы-реки среди сосен и елей. Сразу за деревней начинались барские поля. На них работали мои отец и мать.
А бабушка прислуживала в барском доме. Часто и мне приходилось ей помогать.
Как в 1861 году мы радовались воле! Теперь-то, думали будем работать на себя, прощай, господский двор и барское поле. Но радость наша оказалась преждевременной. Не смогли мы прокормить семью с того клочка земли, что стал нашим после 1861 года. Да к тому же не было у нас лошади. Как весна, так не на чем на поле пахать. Помыкались несколько лет да так и бросили свое хозяйство, подавшись в город к дальним родственникам» [2. С. 151–152].
Такой текст надо обязательно прочесть в классе, после рассказа учителя о сложившейся обстановке и содержании реформы в 1861 г., чтобы заинтересовать учащихся, заставить их задуматься над тем, что же будет с этой семьей.
Иногда в текст включается стихотворение, песня, например, в статью «Северная война» включен отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Полтава» [С. 112]:
Швед, русский – колет, рубит, режет.
Бой барабанный, крики, скрежет.
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть, и ад со всех сторон.
Отрывок очень эмоциональный, но содержит много непонятных учащимся слов: «крики», «скрежет», «топот», «ад». Прежде, чем читать стихотворение, надо составить устный рассказ таким образом, чтобы все эти слова с объяснением вошли в описание битвы. Только после закрепления материала, когда эти и другие трудные слова написаны на доске, можно выразительно прочесть отрывок из стихотворения Пушкина.
Совсем с другой целью используется деловой текст: объяснение, выводы, справки, где ясно и точно раскрывается содержание. Такие отрывки полезно давать учащимся читать вслух или про себя в ходе изложения того или иного пункта плана урока. Например, при изучении темы «Октябрь семнадцатого» [С. 194] приводится краткая биографическая справка о В.И. Ульянове (Ленине). Она может быть прочитана в классе.
Такое сочетание работы с текстами различного характера (повествования и объяснения) облегчает учащимся специальной (коррекционной) школы усвоение исторического материала.
Кроме основного текста в учебной книге есть вспомогательный текст: подзаголовки, вопросы и задания к рассказам и для повторения темы, подписи под рисунками. Все эти тексты, выделенные особым шрифтом, требуют специального изучения учителем во время подготовки к уроку, они могут быть использованы для специальных заданий учащимся в ходе классной работы и для домашней работы.
Вопросы и задания способствуют организации познавательной деятельности школьников. Они носят разнообразный характер, часто требуют самостоятельных суждений, сопоставлений, например: «Как ты думаешь, почему плотницкое ремесло высоко ценилось на Руси?» [С. 173]; «Чем отличается Гражданская война от Отечественной войны?» [С. 202]; объяснения новых слов, например: «Выпиши из текста рассказа новые для тебя слова, найди их объяснения» [С. 177]; использования разных источников для подготовки ответа, например: «На основании текста и иллюстраций учебника расскажи о занятиях славян» [С. 26] и т. п.
Если учащиеся (особенно в начале изучения курса истории) не могут самостоятельно выполнить подобные задания, следует вместе с ними прочитать вопрос, найти в тексте фразу, где есть ответ, пересказать его, рассмотреть рисунок и т. д.
Словарная работа с опорой на учебник занимает большое место на уроке истории. Не только учитель объясняет новые термины-понятия, трудные слова и выражения, но и предлагает подобного рода задания учащимся для самостоятельной работы. Отсутствие запаса исторических терминов, затрудненность речевого выражения впечатлений требуют от детей внимательного чтения каждого нового слова, составления фраз с включением новых терминов. Словарная работа помогает добиться отчетливости представлений, является основой для коррекции речи.
Особое внимание следует обратить на подписи к иллюстрациям. Их следует использовать для объяснения иллюстраций, порой труднодоступных для самостоятельной работы школьников с нарушением интеллекта. В ходе урока под руководством учителя и после его объяснения учащиеся могут установить связь между текстом и изображением.
На вводных уроках к новой теме всегда стоит обращаться к оглавлению. Прочтя заглавие раздела, например, «Наши предки в далеком прошлом», и перелистывая страницы, будем пояснять: в рассказах от 5 до 11 мы узнает о жизни и занятиях наших предков с VIII по XII вв. (показываем на «ленте времени»).
Возможно обращение к оглавлению и на текущих уроках и особенно на повторительно-обобщающих, чтобы уточнить хронологические рамки, основные отличия или черты эпохи.