Общий вывод: главное сходство и отличие, оценка

Выясняется, что в данном определении перечислено пять существенных признаков помещиков, которые раскрыты в сравнительной таблице. Затем учитель предлагает школьникам самим составить определение понятия: «Крепостные крестьяне» – это угнетенные люди, которые жили при крепостнических порядках, не имели своей земли, принадлежали помещикам, работали на барщине, сдавали оброк».

Полезно использовать прием, сравнения новых для учащихся сведений с уже известными им из окружающей жизни. Например, чтобы школьники лучше усвоили понятие «крепостные крестьяне», надо найти признаки сходства и различия, сравнивая их с современными крестьянами. Это позволит избежать в определенной мере осовременивания, модернизации исторических фактов. Еще одним эффективным приемом является прием подведения существенных признаков под понятие. Он применяется в различных вариантах. Один из них – цифровой диктант. Например, отрабатываются понятия «рабочий» и «крепостной крестьянин». Учитель называет признак одного из них и записывает на доске его порядковый номер. Школьники записывают этот номер рядом с понятием, которое раскрывает данный признак [9. С. 21]. Прием подведения под понятие позволяет закрепить умение отграничивать существенные от несущественных, давать определение понятия. Велика роль наглядности в формировании исторических понятий: она помогает создать целостную картину, дает конкретный материал для выявления существенных признаков, помогает закрепить новые понятия. О.Г. Зорина исследовала возможности формирования исторических понятий у учащихся с нарушением интеллекта на основе восприятия ими сюжетной картины и предложила систему поэтапной работы над картиной [2]. Один из вариантов работы – обучение школьников составлять рассказ по картине с применением опорной терминологии, которую учитель записывает на доске на первом же уроке по новой теме. При объяснении темы учитель последовательно вводит новые исторические понятия (термины), которые учащиеся по ходу объяснения записывают в тетрадях. Затем эти понятия закрепляются в процессе обобщения материала и при работе с картиной (в беседе по картине: при составлении рассказа, зарисовке фрагментов). При рассмотрении сюжетных картин («Сбор дани», «Утро на Куликовом поле» и т. п.) учащимся доступно самостоятельное составление рассказа по картине с использованием исторических терминов. По мнению О.Г. Зориной, «в сочетании с рассказом и беседой учителя картина делает зримыми... понятия» [2. С. 42]. Она выделяет этапы формирования новых исторических понятий и новых знаний, закрепления их с помощью сюжетной картины. Существуют и другие пути формирования исторических понятий. В учебной работе с учащимися специальной (коррекционной) школы используются многие понятия, которым не дается точное и развернутое определение. Наиболее доступные пути их формирования следующие:

а) простое описание изучаемого явления и закрепление содержания понятия новым термином («подсечное земледелие», «славянский поселок»);

б) перечисление явлений, охватываемых данным понятием («культура» – письменность, наука, искусство);

в) пример («бедные» – крестьяне, ремесленники; «богатые» – князья, бояре);

г) сжатое объяснение («город» –от слов «городить», «огораживать» – центр торговли и ремесла).

Таковы наиболее простые способы формирования исторических понятий. Но в курсе истории формируются и более сложные исторические и социологические понятия, которые требуют длительной и серьезной работы.

Учитывая низкий уровень познавательных возможностей школьников с нарушением интеллекта, в специальной (коррекционной) школе, как правило, не дается слишком сложная терминология, она заменяется более простыми и понятными терминами (например, вместо понятия «общественно-экономическая формация» дается понятие «порядки», вместо понятия «буржуазно-демократическая революция» – «народная революция»). Часто вводится термин, но не дается его научное определение (например, понятие «революция» раскрывается на уровне создания образных представлений о революций, событиях и т. п.). В количественном отношении терминов-понятий в курсе истории специальной (коррекционной) школы намного меньше по сравнению с систематическими курсами истории в общеобразовательной школе, но ведущие понятия сохраняют свое значение и в обучении школьников с нарушением интеллекта.

Учитель истории специальной (коррекционной) школы постоянно должен стремиться включать учеников в активное познание, направленное на усвоение исторических понятий. Примерами такой работы могут служить фрагменты уроков по теме «Отечественная война 1812 г.»:

1. Рассказав о нашествии армии Наполеона, героическом сопротивлении русской армии и ее поражениях в начале войны, учитель проводит заключительную беседу, предлагая ученикам следующие вопросы:

§ Какое событие мы начали изучать? (Отечественную войну).

§ К какому веку относится это событие? К какой части века? (К XIX в., к его первой части).

§ Кто с кем воевал? (Франция и Россия).

§ Кто вел захватническую войну? (Франция).

§ Какую войну вела Россия? (Освободительную, справедливую).

§ За что воевали русские люди? (За землю, за Россию, за народ, за государство).

§ Как еще можно назвать Россию? (Родина, Отечество).

§ Значит как называлась война, в которую вступила Россия? (Отечественная).

2. Изучив Бородинскую битву, на следующем уроке учитель объясняет, как постепенно Отечественная война превращается в народную, сочетая свое объяснение с элементами эвристической беседы:

§ Как вы понимаете слова «Война Отечественная становится войной народной»? (Воюет не только армия, но и весь народ).

§ Как еще можно назвать эту войну? Посмотрите в учебнике (Партизанская война).

§ Когда впервые появились партизанские отряды? (При монголо-татарах, отряд Евпатия Коловрата).

§ Кто такие партизаны? (Маленькие группы людей, которые прячутся в лесах и борются с врагами, помогая армии).

§ На чьей территории они борются? (На своей, но занятой врагами).

§ Народная война и партизанская – это одно и тоже? (Да, это простой народ шел в партизаны, чтобы вместе с армией победить французов)».

Закрепляя понятийный материал и одновременно проверяя знание исторических понятий учащимися, учитель предлагает различные виды устных и письменных заданий (фронтальные, индивидуальные на карточках), проводит словарные диктанты, составляет вместе с учениками исторический словарик, включает исторические термины в игровые задания (учащиеся решают кроссворды и чайнворды, отвечают на вопросы викторин и т. п.).

Например, на уроке по теме «Древний Киев», в качестве закрепления новых понятий (они были записаны на доске, объяснены учителем с опорой на наглядное изображение ипрозвучалив его рассказе) учащиеся отгадывали кроссворд:

3. Большой христианский храм.

4. Картина, выполненная из цветных камешков или кусочков стекла.

4. Картина, написанная красками по сырой штукатурке.

Таковы некоторые пути и средства формирования исторических понятий в условиях специального обучения учащихся с нарушением интеллекта.

Наши рекомендации