Предмет и задачи сфрагистики. Понятие «печать». Виды печатей. Методика сфрагистического исследования.
Сфрагистика (от греческого слова «сфрагис» - печать), или, как ее еще иногда называют, сигиллография (от латинского слова «сигиллум» - «печать») – вспомогательная историческая дисциплина, основным объектом изучения которой являются печати. Она является важной частью актового источниковедения, однако ее задачи не ограничиваются одной лишь внешней критикой источника – установлением его подлинности, авторства и датировки. Печати, сохранившиеся в отрыве от документов, которые они когда-то скрепляли, зачастую становятся важнейшим источником для истории различных институтов государственной власти. Определенную роль они играют в изучении искусства мелкой пластики, а также ряда других исторических дисциплин – геральдики, нумизматики, эпиграфики.
Все сфрагистические памятники делятся на печати и пломбы. Понятие «печать» в сфрагистике распространяются как на штампы, или матрицы, так и на их оттиски, оставленные на различных материалах – металлах, воске, сургуче, бумаге. Матрицы печатей вырезались в твердом материале – камне, металле, кости, дереве или, в Новое время, в мягком – каучуке, резине.
По способу своего прикрепления к документу печати можно разделить на две большие группы – вислые, привешивавшиеся к документам на шнуре, и прикладные, оттискивавшиеся на самом документе или предмете. Прикладные могли быть, естественно, только односторонними, вислые – как односторонними (в этом случае они помещались в специальном ковчеге – маленькой открытой коробочке, заполненной материалом печати, по которому производился оттиск), так и двусторонними. Двусторонние оттискивались сперва специальными щипцами-буллотириями, затем – при помощи станков-тисков; односторонние – самыми различными по форме и способу изготовления штампами, наиболее распространенные из которых – перстни-печатки, но встречаются и печати с рукоятями (порой в виде шахматных фигурок), и пластины с ушками для подвешивания. В средние века господствующим видом печатей были вислые, прикладные (распространенные прежде в античности) вытесняют их вновь в течении XIV - XVI вв. и затем становятся господствующими. Вислые сохранились в делопроизводстве Ватикана до XX в.
По материалу вислые печати делятся на металлические (буллы) и восковые (воско-мастичные). Металлические оттискивались на золоте (хрисовулы), на серебре (аргировулы) и на свинце (моливдовулы). В русской сфрагистике хрисовулы известны начиная только с эпохи Московского царства, обнаружен лишь один хрисовул домонгольского периода. Зато известны так называемые русские хрисовулы (позолоченные аргировулы), которые, впрочем, тоже довольно редки. Ими скреплялись документы особой важности. Подавляющее же количество булл русского средневековья – моливдовулы. Кроме металлов, вислые печати оттискивались также на воске и восковой мастике (для предохранения от разрушения их часто помещали в специальные контейнеры – кустодии).
Особым типом сфрагистических памятников являются пломбы. Этим словом называются буллы, оттиснутые буллотириями, размер матриц которых не превышал 10-12 мм (у печатей – не менее 15 мм), на заготовках, масса которых не превышала 3-4 г (у печатей – не менее 8 г). Древнерусские пломбы почти исключительно свинцовые. Их функции пока остаются предметом гипотез и дискуссий. Часть их, вероятно, запечатывала тюки с товаром, подтверждая их неприкосновенность. Вероятно их использование в качестве свидетельств таможенной оплаты, знаков производства, удостоверения денежной роли шкурок пушных зверей. Но некоторые пломбы крепились на письменные документы, и роль их пока не установлена.
Прикладные печати изготовляются восковыми, воско-мастичными, дегтярными, сургучными, копчеными (оттиск на бумаге сажей), мастичными. Вопрос о регламентации цвета вощаной мастики, так же, как и вопрос о регламентации металла булл, ясен не окончательно. Применялись красновосковые, черновосковые и желтовосковые печати. Первые употреблялись преимущественно в делопроизводстве московской великокняжеской канцелярии, вторые – в московской митрополичьей, но строго порядка в этом не наблюдается.
Основное назначение печати заключается в удостоверении подлинности документа, который она скрепляет, в придании ему юридической силы. В этом качестве печати впервые появились в Двуречье, Египте и других древних странах. Печать подтверждала, что документ действительно исходит от обладателя печати. После того, как владелец печати умирал или терял право юрисдикции, печать-матрица на Руси, вероятно, уничтожалась – по крайней мере, до XVI в.
Во всяком случае, практически не обнаружено печатей-матриц более раннего периода, хотя печати-оттиски найдены в изобилии. Обнаружение одной из печатей-матриц в могильнике лишь подтверждает эту гипотезу. В ее пользу говорит и практика наследования матриц – использования одной из матриц старой печати в печати преемника юрисдикции: пара матриц на буллотириях тем самым прекращала свое существование в качестве пары – печать, тождественную прежней, оттиснуть было уже невозможно.
Другое назначение печати – защита документа от тайного несанкционированного вскрытия: запечатывание делало невозможным прочитать текст, не нанеся печати или крепящему ее шнуру видимых повреждений. Обе функции печати используются до сих пор: первая – в простановке печатей на документы, вторая – для запечатывания бандеролей на почте или опечатывания помещений.
На древнерусских печатях, кроме легенды (текста), изображались Христос, Богоматерь, святой или пара святых, крест, композиция на тему церковного праздника, правитель, княжеская эмблема. Христос, крест, княжеская эмблема означали властные полномочия (разного уровня – Христос, например, суверенную «власть от Бога»); Богоматерь – печать духовного лица; композиция на тему церковного праздника (например, Благовещения) означает печать собора или монастыря соответствующего посвящения (к той же группе можно отнести изображение Троицы), то же значение имеет изображение парных святых (Бориса и Глеба, Петра и Павла, Козьмы и Дамиана), а иногда и одного святого.
В Московском княжестве начиная с XV в. появились печати сперва с изображением ездца, а затем – и двуглавого орла. Самая ранняя сохранившаяся красновощаная печать с ездцом на аверсе и двуглавым орлом под двумя коронами на реверсе (ее принятое наименование – «двойная кормчая», или «кормленая», иногда – «Малая Государственная») приложена к грамоте 1497 г., но доказано, что к этому времени она применялась уже около семи-восьми лет. Подобные печати использовали и все последующие правители Московской Руси вплоть до Михаила Федоровича Романова (только начиная с Бориса Годунова орел стал иногда увенчиваться тремя коронами, с одной в центре). Но Иван Грозный, несколько раз варьировавший изображение на печати, впервые использовал и прижившийся впоследствии вариант: поместил изображение ездца в нагрудный щит, наложенный на орла. На реверсе такой печати также располагался двуглавый орел, в нагрудном щите которого находился уже единорог. Следующим шагом в развитии государственной сфрагистики, предпринятым также Иваном Грозным, стало создание Большой Государственной печати, в которой двуглавый орел (кстати, увенчанный одной короной) сопровождался 24 (по 12 с каждой стороны) территориальными эмблемами земель, названия которых входили в титул царя и великого князя.
По мере геральдизации эмблем на печатях (как личных, так и государственных) стали помещаться гербы, появился даже термин гербовая печать. Начиная с XVII в., вид государственной гербовой печати с двуглавым орлом меняется лишь в деталях. В Большой Государственной печати Алексея Михайловича внизу, под орлом, изображались две группы воинов с поставленным копьем между ними. Петр I поначалу использовал это же изображение, только заменив копье лентой с тремя крестами. После учреждения в 1698 г. ордена Андрея Первозванного изображение всадника стало окружаться орденской цепью. Малая Государственная печать Петра I имела несколько вариантов, в некоторых из них на груди орла находился не всадник, а Андреевский крест, Богоматерь, распятие. При Павле I всадник помещался на фоне Мальтийского креста. В XIX в. гербы территорий, подвластных российской короне, стали помещаться не вокруг орла, а на его крыльях. На правом крыле орла помещались гербы земель, присоединенных в XVI в. Иваном Грозным (Казанского, Астраханского и Сибирского царств), на левом – гербы территорий, присоединенных в XVIII – XIX вв. Екатериной II и Александром I (царства Польского, великого княжества Финляндского и Тавриды). Был и другой вариант: гербы Киевского, Владимирского и Новгородского великих княжеств – справа, Казанского, Астраханского и Сибирского царств – слева. При Александре II в 1856 г. всадник был развернут в правую геральдическую сторону, количество щитов на крыльях доведено до восьми, причем изменился не только их состав (теперь это были гербы царств Казанского, Астраханского, Польского и Сибирского, Тавриды, Грузии, соединенные гербы великих княжеств Киевского, Владимирского и Новгородского, герб великого княжества Финляндского), но и порядок «прочтения» - по строкам, а не вкруговую.
Разработка Большого, Среднего и Малого Государственных гербов привела к разработке трех аналогичных Государственных печатей. Случаи их применения были строго регламентированы. Большая Государственная печать прикладывалась к государственным законам, учредительным актам, уставам; к статутам орденов; к грамотам на титул императорского высочества и князя императорской крови; к дипломам на княжеское и графское достоинство; к полномочиям, аккредитованиям и отзывам дипломатических лиц при иностранных дворах; к патентам на звание консула. Средняя Государственная печать прикладывалась к грамотам городам и обществам с подтверждением прав и преимуществ; к дипломам на баронское и дворянское достоинство; к ратификациям трактатов с иностранными державами и грамотам восточным правителям; к грамотам ханам Хивинским и эмирам Бухарским. Малая Государственная печать прикладывалась к грамотам на пожалование земли; к патентам на чин; к благоволительным грамотам; к грамотам монастырям; на потомственное почетное гражданство; к грамотам на тарханское достоинство; к ответным грамотам, аккредитивам, утверждениям договоров и пр.; к паспортам, выдававшимся Министерством иностранных дел.
Временное правительство сохранило на печати изображение двуглавого орла, но без корон и всадника, поражающего змия, и без гербов, входящих в императорский титул. Впервые с конца XVII в. появилось изображение внизу под орлом – здание Таврического дворца в Петрограде, где заседала Государственная дума.
3 августа 1918 г. Совнарком запретил всем учреждениям употреблять печати с двуглавым орлом, и в тот же день было решено изготовить и снабдить печатями нового образца все советские учреждения. В СССР гербовой печатью могли пользоваться высшие, центральные и местные правительственные учреждения, а также их отделы, выполнявшие самостоятельные функции. В современной России печать с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации применяют федеральные органы государственной и исполнительной власти, иные государственные организации и учреждения, а также органы, организации и учреждения, независимо от форм собственности, наделенные отдельными государственно-властными полномочиями.
Систематическое использование герба придает печати важнейшее эмблематическое значение и сближает ее с геральдикой. Поэтому сфрагистику и геральдику часто изучают в комплексе. Этим же качеством – систематическим использованием герба – отличаются и монеты. Изучение нумизматики без геральдики также невозможно.
Изучение печатей как знаков удостоверения документов, придание им юридической силы имеет большое практическое значение для исторической науки. Так, памятники сфрагистики могут дать ценные сведения об определённых сторонах деятельности государственных институтов, в рисунках печатей находят отражение различные события прошлого, поэтому они представляют собой ценный материал в общем, комплексе источников для изучения той или иной эпохи. С помощью печати определяется авторство документов. Вырезанные с большим мастерством талантливыми мастерами, они нередко являются памятниками искусства. Как и другие специальные исторические дисциплины, сфрагистика развивалась в системе практических знаний и постепенно оформилась в научную дисциплину со своими методикой и приёмами исследования. Изначально приёмы сфрагистического анализа появились почти одновременно с введением в употребление печатей и других подобных знаков. Упоминания о древнерусских печатях, практике их употребления встречаются ещё в летописных источниках. В частности, летописец Нестор свидетельствовал, что они были известны на Руси ещё в первой половине Х в. и приложение их считалось необходимым для подтверждения княжеских договоров.
Исследования по отечественной сфрагистике вёл известный коллекционер древнерусских летописей Е. Болховитинов. Он сделал первый краткий обзор важнейших сфрагистических памятников, существовавших в России с древнейших времён до XVIII в. Подробное описание печатей дано в многотомной «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина. В некоторых случаях он использовал сфрагистический материал для доказательства подлинности или подделки жалованных грамот. Одной из первых фундаментальных работ по отечественной сфрагистике считается книга А. Б. Лакиера «Русская геральдика», в которой собран и систематизирован большой и разнообразный материал. Значительный вклад в изучение воинских, гетманских, судебных, а также печатей украинской казацкой старшины и городов Глухова и Конотопа сделал А. М. Лазаревский. Всестороннее исследование казацких печатей XVI-XVIII провёл И. П. Крипякевич. Описание около 130 печатей украинской казацкой старшины сделали В. К. Лукомский и В. Л Модзалевский. Развитию отечественной сфрагистики способствовали публикации А. В. Орешникова.
До середины 30-х годов ХХ в. работы отечественных историков по сфрагистики носили преимущественно прикладной характер. Основное внимание уделялось публикации печатей. В довоенные годы вышли книги и статьи, в которых рассматривались ранние сфрагистические знаки. В 50-е годы исследователи стали больше разрабатывать проблемы теории, поднимать вопросы о предмете сфрагистики как научной дисциплины, конкретизировать её задачи. Характерной чертой работ, вышедших в последующее годы, является углублённое изучение больших комплексов памятников и совершенствование методики их исследования.
Появление печатей уходит своими корнями в глубокую древность. В условиях первобытнообщинного строя каждый род обожествлял какое-нибудь животное, брал его имя, делал животное тотемом. Его изображение служило родовым знаком, отличающим один род от других родов. С развитием цивилизации и появлением собственности происходит замена изображений животных на отдельных предметах изображением орудий труда или элементов бытового характера. Родовой знак постепенно заменяется семейным и ставится на предметах, находящихся в частной собственности семьи. Знаки собственности начиная с периода Древнерусского государства в большом количестве дошли до нашего времени. Они вырезались или процарапывались на мелких предметах домашнего обихода, денежных слитках и являлись уже не родовыми и семейными, а скорее личными знаками. Такие знаки назывались знамёнами, пятнами, метками, отметками, рубежами. клеймами. В их начертаниях преобладают прямые линии, так называемые рубежи (от рубить, делать зарубки). Крестьяне ставили знаки на личных предметах или предназначавшиеся на продажу. Условные знаки использовали древнерусские князья. Княжеские знаки ставились на монетах XI-XII вв., вислых свинцовых печатей, медных подвесках, оружии, поясах дружинников и воинских знамёнах. Пломбы с княжескими знаками собственности привешивались к товарам, шедшим за рубеж. Знаками метились предметы ремесла, производившиеся на княжеском дворе, скот, инвентарь, столбы на границах земель. Сохранились знаки князей X-XII вв. Владимира Святославовича, Ярослава Владимировича, Мстислава Владимировича, Юрия Владимировича Долгорукого, Андрея Юрьевича Боголюбского, Всеволода Юрьевича и др. Со временем знаки собственности стали изображать на печатях. Как признак удостоверения подлинности документа печать впервые стала использоваться на Древнем Востоке (в Шумере, Египте). Русские князья имели печати ещё до принятия христианства. На них изображались родовые знаки Рюриковичей. Об этом свидетельствует печать князя Изяслава Владимировича – сына Владимира Святославича, найденная при раскопках в городе Новгороде в 1953 г. Когда ещё не была достаточно развита письменность, печать не только удостоверяла подлинность документа, но и заменяла верительную грамоту. По способу прикрепления печати делятся на вислые и прикладные. До XV в. включительно использовался преимущественно первый тип. На документе, написанном на пергаменте или бумаге, в его нижней части под текстом делалось небольшое отверстие, через которое продевался шёлковый или льняной шнур, концы его скреплялись печатью. Иным способом привешивалась древнейшая вислая печать Х в., найденная археологами в Новгороде. Она принадлежала старшему сыну князя Владимира Святославовича – Изяславу Владимировичу, родоначальнику ветви полоцких князей. Печать оттиснута на неправильно обрубленном свинцовом бруске и привешена на широком кожаном ремешке. В конце XIV в. появляются прикладные печати. Ранее использовались прикладные печати, оттиснутые перстнями. По материалу, употреблённому для получения оттиска, печати делятся на металлические, восковые, воскомастичные, сургучные, копчёные. Из металлов для этой цели использовались золото, серебро и чаще всего свинец. Это объясняется как его сравнительной мягкостью, так и дешевизной. Для изготовления печатей употреблялся воск: чистый белый, жёлтого цвета или смешанный с краской – чёрной, красной или тёмно-коричневый. Поскольку воск – непрочный материал, для предохранения, для предохранения печати от быстрого разрушения приготовляли особую восковую мастику: воск смешивается с краской, мелом или мукой, смолами и жирами. Печати из такой смеси назывались воскомастичными. Сохранность их лучше, чем восковых. Чаще всего в состав входила красная краска. Приблизительно с конца XVII в употребление вошли сургучные печати, получившие широкое распространение в XVIII в. На документах XVIII вв. встречаются и так называемые копчёные печати. Материалом для получения их оттисков была сажа. Металлическая или каменная матрица коптилась на огне и затем прикладывалась к бумаге. Поле такой матрицы давало чёрный отпечаток на бумаге, а вырезанный на ней рисунок или надпись получались белого цвета. В XIX-XX вв. с появлением каучуковых штемпелей стала употребляться в качестве материала для получения оттиска особая жидкая мастика.