Возникновение и развитие геральдики как знаковой системы. Понятие герба.
Обычай, изобретения и избрания для себя, для своего рода, своего племени отличительного знака происходит из родового строя и особого мироощущения (свойственного народам первобытного периода развития), имеет глубокие корни и распространен во всём мире. Родовые знаки и символы называют "тотемами", считается, что они самые близкие родственники гербов. Термин "тотем" североамериканского происхождения. На языке индейцев "оджибве" слово "ототем" - понятие родовой, клановой принадлежности. У азиатских народов тюркского и монгольского происхождения был аналогичный обычай - "тамга. Тамга - знак родовой принадлежности: изображение животного, птицы или оружия, принимаемого каждым племенем в качестве символа, изображался на знамёнах, эмблемах, выжигался на шкуре животных, и даже наносился на тело. Киргизы сохранили предание, что тамги были присвоены некоторым родовым кланам самим Чингисханом, вместе с "уранами" - боевыми кличами. Которые, кстати, были в ходу и у европейских рыцарей, а затем попали на гербы в виде девизов.
В произведениях античных авторов Гомера, Вергилия, Плиния и многих других есть свидетельства применения символьных знаков. Реальные исторические личности - цари и полководцы, и легендарные герои имели личные эмблемы. К примеру, шлем Александра Македонского украшал морской конь (гиппокамп), шлемы Ахиллеса и римского императора Каракаллы - орёл, шлем царя Нумибии Масиниссы - пес. И щиты украшались эмблемами, например, изображением отсеченной головы Медузы Горгоны. Разница между тотемами и тамгами заключалась в том, что тамги использовались как украшение, произвольно меняясь владельцами, не передаваясь по наследству и не подчиняясь никаким правилам. Только лишь некоторые эмблемы островов и городов античного мира применялись постоянно - на монетах, медалях и печатях: Эмблемой Афин была сова, Мирмекий – муравей, Коринфа - Пегас, острова Родос - роза.
Здесь можно усмотреть зарождение государственной геральдики. В культуре большинства древних цивилизаций были некоторые элементы геральдики, такие как система печатей или штампов, которые затем стали неразрывно связаны с геральдикой. Печати в средневековой Европе использовались так же, как и в Ассирии, Вавилонской империи и в древнем Египте - для удостоверения документов. Печати выдавливались в глине, отпечатывались на папирусе, вырезались в камне. Уже в третьем тысячелетии до нашей эры у шумерских государств существовал герб - орёл с львиной головой. Впоследствии орёл стал гербом Рима. Гербом Византии был двуглавый орёл, заимствованный позднее некоторыми европейскими государствами, в том числе и Россией. Древние германцы раскрашивали свои щиты в разные цвета. В Римских войсках, для различия легионов и когорт использовались значки - "signa" - в виде различных животных - орла, вепря, льва, минотавра, коня, волчицы и других, которые носили впереди войска на длинных древках. По таким фигурам, зачастую относящимся к истории Рима, воинские подразделения иногда получали названия.
Системы знаков отличия и эмблем существовали всегда и везде, но сама геральдика, как форма символики, возникла в процессе развития, в Западной Европе, феодального строя.
С гибелью Римской империи, в мрачные времена упадка в Европе культуры и экономики, когда возник феодализм, утвердилась христианская религия, и сложилась система наследственной аристократии, развилось яркое и красочное искусство геральдики. Появлению гербов способствовало несколько критериев. В первую очередь это феодализм и крестовые походы, но их породил уничтожающий огонь войны. Принято считать, что гербы появились в X веке, но точную дату выяснить нельзя. Изображённые на печатях, приложенных к документам, первые гербы, относятся к XI веку. Древнейшие, из известных на сегодняшний день, гербовые печати обнаружены на брачном договоре 1000 года, заключённом инфантом Санчо Кастильским, с дочерью Гастона II, виконта Беарнского Вильгельминой. Использование гербового знака для подписи и обозначения собственности, в эпоху поголовной неграмотности, было единственным способом заверить документ своим именем. Неграмотному человеку, гораздо более понятен был опознавательный знак. По некоторым версиям, первые гербы появились не на оружии и одежде, а на печатях.
Бесспорные свидетельства существования гербов появляются после крестовых походов, в XII веке. К самым ранним таким свидетельствам, относится французский эмалевый рисунок, с могилы Жоффруа Плантагенета, умершего в 1151 году, графа Анжу и Мэна, изображающий самого Жоффруа с гербовым щитом, где на лазоревом поле предположительно четыре вздыбленных золотых льва. Точное число львов сложно определить из-за положения, в котором нарисован щит. Согласно хронике, граф был зятем Генриха I (короля Англии, правившего в 1100-1135 годах), который и пожаловал графу этот герб.
Первым правителем, имевшим личный герб, был английский король Ричард I Львиное сердце (1157-1199). С тех пор, всеми королевскими династиями Англии используются его три золотых леопарда.
Кроме Европы только Япония к XII веку разработала свою геральдическую систему, называемую "mon". В некоторых европейских языках это понятие ошибочно переводится как "герб", хотя в европейском понимании этого слова, гербом не является. В качестве примера можно рассматривать эмблему японской императорской семьи - 16-лепестковую хризантему. Подобные знаки также помещались на шлемы, щиты и нагрудники доспехов, но в отличие от гербов никогда не изображались настолько крупно, чтобы их можно было распознать на расстоянии. Однако, если такая идентификация всё же требовалась, "mon" изображался на флагах. Так же, как и европейский герб, "mon" используется в искусстве - для оформления, украшения одежды, мебели, интерьера. Младшие члены японской императорской фамилии, так же, как и гербовые эмблемы, в европейских королевских семействах, имели модифицированное по определённым правилам изображение хризантемы. Так же, как и в Европе, в Японии "mon" нуждался в юридическом оформлении. Обе наследственные геральдические системы возникли независимо друг от друга, но сходство их неудивительно, так как феодальные общества развивались по одной схеме. Как и европейская, японская геральдика пережила эпоху рыцарства и широко используется в наше время.
Крестовые походы - целая эпоха европейской истории, продолжавшаяся с 1096 по 1291 год. Формальным поводом для этой двухсотлетней войны стали утвердившиеся в Палестине турки (Вооружённые непримиримой религией фанатичные мусульмане, оскверняли христианские святыни, препятствовали христианам совершать паломничества в Палестину и Иерусалим). Истинные же причины, лежали гораздо глубже, и заключались в многовековом, и продолжающемся до сих пор, противостоянии Европы и Азии.
На благодатную почву пал призыв папы, Урбана II, к защите Гроба Господня. В Европе, тяжёлые социально-экономические условия, привели к появлению множества людей, готовых отправиться на край света в поисках богатства и славы "воинов Христа". Идею похода на Восток с захватническими побуждениями, воодушевлённо восприняли крупные феодалы. С энтузиазмом к идее отнеслись многочисленные мелкие феодалы-рыцари (согласно правилу "майората", земля переходила по наследству от отца только к старшему сыну), а также купцы многих торговых городов, надеющихся уничтожить Византию, своего главного конкурента в торговле с богатым Востоком. Но самый большой энтузиазм испытывал, простой народ, доведенный нищетой и лишениями до отчаяния.
Окрылённые речью папы Урбана II в Клермоне 24 ноября 1095 года, огромные толпы людей поклялись идти войной против иноверцев, за освобождение Гроба Господня и Святой земли. Наслушавшись пропагандистских призывов папы: "Земля, которую Вы населяете, сделалась тесной при вашей многочисленности. Отсюда происходит то, что вы друг друга кусаете, и друг с другом сражаетесь... Теперь же может прекратиться ваша ненависть, смолкнет вражда и задремлет междоусобие. Предпримите путь к гробу святому, исторгните ту землю у нечестивого народа и подчините ее себе. ...Кто здесь был горестен и беден, там будет счастлив и богат!". Они нашили матерчатые кресты на одежду, за что и получили название "крестоносцев".
С криками "Так хочет бог!" многие отправлялись в дорогу прямо с Клермонской площади. В 1096 году начался первый крестовый поход, но гербы, вероятно, появились раньше. Проблема в том, что первые документальные сведения о гербах появились не менее чем через двести лет после их возникновения. Именно в тот период использование гербов приняло массовый характер. Возможно, этим и объясняется непосредственная связь крестовых походов с зарождением геральдики. Герб служил опознавательным знаком, несущим информацию о владельце, хорошо различимую на расстоянии. Для этого потребовалось создание упорядоченной системы символических изображений как средства коммуникации.
С XII века доспехи всё более усложняются, шлем закрывает все лицо, рыцарь одевается в броню целиком. При незначительных отличиях, все доспехи однотипны, и опознать рыцаря, даже вблизи, стало невозможно. Сложившаяся ситуация потребовала массового использования герба в качестве опознавательного знака. Гербы, изображённые на щите, постепенно стали дополнять гербовыми знаками, которые помогали рыцарям узнавать друг друга на расстоянии и в бою. Так появились: навершие, или клейнод - прикреплённое к верхушке шлема украшение из рогов животных или перьев птиц, этот элемент получил развитие на рыцарских турнирах, а также вымпелы и штандарты. Таким образом, сформировалась материальная основа герба - сочетание двух видов родовых знаков - щита и навершия.
В геральдической конструкции, существуют две важные детали, которые своим происхождением обязаны крестовым походам, это намёт и бурлет. В крестовых походах, металлические доспехи раскалялись на солнце, и ежедневно десятки рыцарей погибали от теплового удара. Крестоносцы заимствовали у арабов надёжный способ предохранения от зноя, который используется южанами и поныне. Для спасения от солнечных лучей и предотвращения перегрева шлема, арабы и персы использовали кусок ткани. Он набрасывался на голову и плечи и закреплялся на голове обручем, сплетенным из верблюжьего волоса, с вплетёнными в него шёлковыми нитями. По-арабски, он называется - куфья и, даже сегодня, составляет неотъемлемую деталь арабского костюма. От нее и происходит намёт или "lambrequin" (от латинского "lambellum" - кусок материи), а также бурлет (от французского "burrelet" – венок). Намёт обязательная часть герба, и изображается в гербе, в виде накидки с развевающимися концами, закрепленной на шлеме с помощью бурлета или короны. В ранних гербах намёт изображался целым, с орнаментально вырезанным краем. А позднее, иссечённым, как будто сабельными ударами, с длинными, прихотливо переплетёнными лоскутами, что указывало на отвагу обладателя герба, - участника самых жарких схваток.
Вернёмся к крестовым походам. Европейские феодалы, хорошо известные у себя на родине, во время крестовых походов, влившись в огромное интернациональное войско, потеряли ярко выраженную внешнюю индивидуальность, из-за чего появилась потребность как-то выделить себя из толпы таких же рыцарей, продемонстрировать свою родовую, национальную и военную принадлежность. Завоевания крестоносцев всегда сопровождались грабежом и разбоем. Поэтому было установлено правило, согласно которому первый, ворвавшийся в любой дом взятого города рыцарь, объявлялся хозяином всего, что в нём находилось. Рыцарям необходимо было как-то помечать награбленное, чтобы уберечь его от конкурентного грабежа соратников. Проблема решилась элементарно: к двери дома прибивался щит с гербом его нового владельца. Примерно такое же решение нашли и крупные военачальники: на взятых их отрядами кварталах они вывешивали знамена своих войск.
В не меньшей степени, чем крестовым походам, гербы обязаны рыцарским турнирам. Первые турниры проводились ещё до крестовых походов. Окончательно турниры оформились, вероятно, во Франции, в середине XII века, а затем появились в Англии и Германии. Изобретателем турниров в некоторых хрониках называется французский барон де Прелли но, скорее всего, он только разработал первые правила турниров.
Геральдическую раскраску имели щиты рыцарей и попоны лошадей. Сверху, с трибун, во время общей схватки, Рыцаря должно было быть хорошо видно. Поэтому широко распространились упомянутые ранее навершия - изготовленные из лёгкого дерева, кожи или папье-маше фигуры, укреплявшиеся на верхушке шлема. Палатки (шатры), в которых рыцари готовились к состязаниям, хранили оружие и отдыхали в перерывах между боями, в дальнейшем также нашли отражение в искусстве геральдики - они превратились в геральдическую мантию и шатёр - "сень".
К участию в турнирах, в Европе допускали лиц исключительно благородного происхождения. Однако в Германии, применялись более либеральные требования. Иногда, достаточно было сослаться на предка, принимавшего участие в рыцарском турнире, чтобы получить разрешение на участие. Главным пропуском на турнир был герб, доказывающий высокое происхождение владельца и его положение в родовой иерархии. Именно поэтому, гербы стали важнейшей частью турнирного этикета. Но их стало так много, что назрела острая необходимость, навести порядок в области гербов.
Для таких знатоков, как герольды, предъявляемый герб содержал всю необходимую информацию. Герольды: систематизировали знания о гербах; выработали общие принципы гербов; создали геральдический язык (своеобразный жаргон, использующийся по, сей день); разработали правила составления и распознавания гербов; создали науку - "гербоведение", или по другому - "геральдику". Есть два варианта происхождения терминов "геральдика" и "герольд": 1) от позднелатинского heraldica (или heraldus) - глашатай; 2) от немецкого Herald - (исковерканного Heeralt) - ветеран.
Герольды, в классическом понимании этого слова, появились от уточнения и объединения обязанностей представителей нескольких родственных профессий, которым, собственно и обязаны своим существованием: придворным и странствующим менестрелям, глашатаям и ветеранам. Ветеранами (от немецкого Heeralt - ветеран) в Германии, в средние века, называли людей, имеющих репутацию доблестных и храбрых воинов. Их, в качестве почётных гостей и судей приглашали на турниры и разные торжества. Ветераны должны были хранить рыцарские обычаи, вырабатывать турнирные правила, и следить за их соблюдением. Герольд обязан был досконально знать генеалогию благородных семейств, принимавших участие в боях, уметь распознавать гербы рыцарей, прибывших на турнир. Таким образом, профессия герольдов постепенно приобретает чисто геральдический характер, а на турнирах рождается сама наука - геральдика.
Французское название геральдики - "blason" - от немецкого "blasen" - значит "трубить в рог" (русское "блазонировать" - описывать герб). Этот термин происходит из турнирного церемониала: подъезжая к барьеру, ограждающему место проведения турнира, рыцарь трубил в рог, сообщая о своём прибытии. Затем, для выяснения прав рыцаря на принятие участия в турнире, по требованию судей выходил герольд и вслух описывал герб претендента.
Герольды, для описания гербов, создали жаргон (используемый специалистами по геральдике и сегодня). Он основан на старофранцузском языке и средневековой латыни. Так как и само рыцарство, и многое с ним связанное (рыцарский кодекс, оружейные разработки, турниры, и сама геральдика) имеет Французское происхождение. Или, если уж быть совсем точными, то из населённой франко-германскими племенами империи Карла Великого (747-814). Значительная часть геральдической терминологии обозначается устаревшими, квазифранцузскими, словами. Французский язык в средние века использовался правящими классами большинства стран Западной Европы. А так как правила геральдики должны были быть понятны всем, то и язык для них был выбран французский. Некоторые геральдические термины до такой степени витиеваты, что кажутся придуманными специально для того, чтобы одурачить непосвящённых.
Считается, что русское слово "герб" произошло от польского "herb" и встречается в разных славянских и германских наречиях (erb, irb) в переводе означающих: наследник, наследство. Смысл славянского названия знака, прямо указывает на наследственный характер.
С XVIII века герольды теряют свою былую средневековую значимость, но не исчезают, и до сих пор используются на торжественных церемониях - коронациях, бракосочетаниях и т.п. в монархических государствах.
Через несколько столетий после появления первых гербов, появились первые научные работы по геральдике и гербовники. Вероятно, "Zuricher Wappenrolle", составленный в Цюрихе в 1320 году, является самым ранним из них. В конце XIII века, во Франции, Яков Бретекс создаёт описание турниров и гербы участников. А самым ранним описанием правил геральдики считается монография итальянского юриста Бартоло, опубликованная в 1356 году под названием "Tractatus de insigniis et armis".
При дворе Карла VII (1403-1461), служил главный герольд Франции Берри, который, по заданию короля, объехал всю страну, посещал замки, аббатства и кладбища, изучал изображения гербов и составлял родословные знатных старинных родов. По итогам проведённых исследований он составил регистр "Le registre de noblesse". Своей монографией, Берри положил начало, ведению французскими герольдами, регулярных генеалогических записей. В период правления королей, начиная с Генриха VIII (1491-1547) до Джеймса II (1566-1625), английские герольды получали аналогичные задания, и совершали, так называемые "геральдические визиты". Так именовались инспекционные поездки по стране, совершаемые для переписи знатных семейств, регистрации гербов и проверки соответствия содержания гербов истинному положению рода, которому этот герб принадлежит. По результатам таких "геральдических визитов", выяснилось, что подавляющее большинство старинных гербов, появившихся до 1500 года, были не пожалованы королём, а оказались присвоены владельцами самовольно. Изобрести простой герб не составляло особого труда. Не была редкостью и ситуация, в которой несколько, не имеющих между собой родственных связей дворян, имели одинаковые гербы. Создавшееся положение доказывало, что гербы приняты ими произвольно. Когда между владельцами одинаковых гербов возникал спор на этой почве, представитель каждой спорящей стороны апеллировал к королю, как к последней инстанции. Примечательна анекдотическая ситуация, возникавшая в результате решения спора: дворянин, вынужденный отказаться от своего герба, утешался тем, что тут же самовольно, самостоятельно изобретал себе новый герб. Польза от "геральдических визитов" конечно же, неизмерима: собранные материалы, легли в основу английской генеалогии и геральдики.
Что такое герб? Одна группа исследователей отождествляет гербы с наследственной эмблемой, тем самым удревняя время рождения гербов, искусственно хронологически притягивая их появление в России к 12 веку, то есть ко времени их появления в Европе.
Другая часть исследователей полагает, что герб – это символическое изображение, утвержденное верховной властью, состоящее из строго принятых элементов (в том числе и наследственных эмблем), построенных по установленным геральдическим правилам. Эта формулировка герба кажется более убедительной. Она включает в себя обязательное утверждение герба властью, наследственность эмблем и построение герба с учётом правил геральдики.