Понятие эры, новогодия, недели.
Для того, чтобы ориентироваться в хронологических данных, далеко не достаточно одного знакомства с разными видами календарей, применявшимися в прошлом различными народами. Необходимо знать также эры этих народов, т. е. системы счёта лет от того или иного исходного момента. Ведь совершенно очевидно, что какой-бы календарный год ни имелся в виду, солнечный или лунный, блуждающий или високосный, - этот год, независимо от своей продолжительности, должен иметь какой-то порядковый номер. Он должен быть таким-то по счёту от какой-то даты, принятой за основу летосчисления. Эрой называется исходный момент (точка летоисчисления).
Сам термин "эра", как предполагают, складывается из четырёх начальных букв отдельных слов следующей фразы: "ab exordio regni Augusti", т. е. (аб экскордио регни Августи) "от начала царствования Августа" (aera - эра). Такое происхождение слова объясняется тем, что в ряду различных систем летосчисления, употреблявшихся в прошлом, одно время пользовалась распространением "эра Августа" (в Александрии).
Отправной точкой летоисчисления может стать любое важное событие в истории определенного человеческого коллектива. В зависимости от того, какой характер имело это событие, различают астрономические, политические и религиозные эры. К первым относится эра Кали в индии. Счет времени по этой эре велся от 18 февраля 3102 года до нашей эры. Когда было зафиксирована особое взаимоположение некоторых планет. К политическим эрам относят те, исходной точкой которых служат даты основания городов, вступления на престол различных правителей и т.п. Наконец, религиозные эры имеют отправным моментом религиозные события – рождение Иисуса Христа, смерть Будды, переселение Мухаммеда из Мекки в Медину.
Существует и другое деление эр на реальные и фиктивные. В реальных эрах за точку отсчёта принимается историческое событие, в фиктивных – легендарное. К первым относятся, например, эра Набонассра, занявшего вавилонский престол 26 февраля 747 года до нашей эры. Она стала широко известна благодаря выдающемуся греческому астроному Клавдию Птоломею. В одном из своих трудов он привел таблицу -- так называемый «Канон царей», в котором зафиксированы имена и годы правления вавилоно-ассирийских, персидских, македонских (греческих) царей и римских императоров – от воцарения Набоссара до императора Антонина Пия (86 – 161 года). Реальной была и эра Селевкидов (по имени основателя династии в Сирии); эра Диоклетиана (по другому она называлась «эра мучеников чистых», так как этот император жестоко преследовал христиан); олимпийская эра – от первых олимпийских игр в 776 году до нашей эры.
Фиктивными являются эра от Рождества Христова, мусульманская эра – хиджра – от бегства Мухаммеда из Медины в Мекку, различные эры от сотворения мира – антиохская, византийская, александрийская, эти эры широко распространенные в христианских странах, называют также мировыми. Византийская, которая стала применятся в Византии с 6 века и была хорошо соотнесена с библией, так как отсчёт в ней вели от Адама, сотворенного в пятницу, на которую и приходилось 1 марта 1 года.
При изучении русской хронологии следует обратить внимание на две эры (обе фиктивные): от "сотворения мира" и от "рождества христова". Первая система летосчисления была принята в Византии, оттуда перешла в Россию (после принятия последней христианства) и (применялась в русских источниках до 1700 г. С этого времени Россия перешла на христианскую эру.
Христианская эра, или система летосчисления от "рождества христова" была создана искусственно римским монахом Дионисием Малым в VI в. н .э. В его время была в ходу так называемая "эра Диоклетиана", т. е. счёт лет вёлся от даты вступления на престол римского императора Диоклетиана. При составлении пасхалий Дионисий высчитал год рождения Христа – 754 год от основания Рима, или 284 год до начала эры Диоклетиана. К 6 веку эта эра распространяется в западной Европе. А к 19 веку во всех христианских странах. В России она была введена Петром 1 с января 1700 года.
Любая эра, а их около двухсот, условна. Поэтому название «фиктивная» в приложении к определенным эрам следует признать неудачным. Для правильного отсчета времени достоверность событий, от которого ведется отсчет безразлична. В настоящее время изучены далеко не все. Например, исходная точка Херсонесской эры (в античном и средневековом Херсонесе) является дискуссионной.