От попыток «совершенствования» системы к смене идеологии общественного развития. Россия в 1991-1997 гг.
Изучите тему по следующему плану:
1. Экономика СССР к середине 80-х гг.Стратегия "ускорения социально-экономического развития" и её провал.
2. Политическая борьба вокруг альтернатив экономического реформирования в 1987-1991 гг.
3. Программа перехода к рынку Ельцина-Гайдара и её реализация в 1992 г.
4. Становление обновленной Федерации в конце XX-XXI века.
5. Россия и мировое сообщество в начале XXI века.
Ответь на вопросы для самопроверки:
Каковы были побудительные мотивы, заставившие руководство КПСС пойти на реформирование экономической и политической системы в 1985-1991 гг.?
Как изменилась роль и место КПСС в политической системе общества в ходе реформ в 1988-1991 гг.?
В каком направлении эволюционировала КПСС в 1990-1991 гг.?
Чем можно объяснить предкризисное состояние советской экономики в 1985 г.?
Выделите основные этапы экономической реформы 1992-1997 годов и проанализируйте их результаты.
Объясните причины обострений межнациональных отношений и республиканского сепаратизма в России в 1991-97 годах.
Дайте развернутую характеристику (привлекая материалы §72) геополитического положения России после распада СССР.
Задания и упражнения
(устно или письменно, по заданию преподавателя).
Укажите причины, приведшие к «перестройке».
Составьте таблицу по материалам учебника, отражающую основные направления политики «перестройки» и «нового мышления».
Выявите причины усиления центробежных тенденций в СССР в 1988-1991 гг.
На основе последних статистических данных подготовьте сообщение об экономическом состоянии страны в настоящее время (на примере Новгородской области).
Сравните политику СССР в перестроечные годы (см.§ 68)и современной России по отношению к государствам Запада и «третьего мира». Каковы принципиальные изменения во внешнеполитическом курсе страны.
Сравните стартовые возможности России на рубеже XIX-XX веков и XX- XXI веков по экономическим, социальным, политическим и духовным критериям. Какими вам видятся новый век и новое тысячелетие?
Работа с понятиями.
Дайте развернутый ответ на следующие вопросы:
Что собой представляет понятие «курс на ускорение социально-экономического развития страны»?
Когда и почему появилось понятие «перестройка»? То оно означало?
Чем, на Ваш взгляд, отличается «гласность» от «свободы слова»?
Что такое «политика нового мышления»?
Подготовьтесь к дискуссии по вопросам:
Неизбежность радикального реформирования советской экономической и политической системы.
«Перестройка» и возрождение идейного и политического плюрализма.
Перемены в мире и в СССР как результат «нового мышления».
Распад СССР: предпосылки, проявления, последствия. Россия и мир на пороге XXI века.
Подготовьте сообщение:
Исторические деятели: М.С. Горбачев,Б.Н. Ельцин, Е.Т. Гайдар, В.С. Черномырдин, А.А. Собчак, Г.А. Зюганов, В.В. Жириновский и др.
А. Солженицын, Ю. Нагибин, Н. Михалков, Ю. Бондарев, В. Распутин и др.
Р. Рейган, Д. Буш, Б. Клинтон, М. Тэтчер, Г, Колль, Ж. Ширак и др.
Литература:
1. Россия в XX веке: Учеб.для 10-11кл.общеобразоват. учреждений/А.А.Левандовский, Ю.А.Щетинов. – 9-е изд.-М.:Просвещение, 2011.- 368с.;16л.ил,карт.:ил. §66-75
Критерии оценки результатов самостоятельной работы студентов
Оценка «отлично» ставится, если студент:
ü Умеет раскрыть анализируемое явление в историческом контексте.
ü Умеет аргументировать свою точку зрения, делать самостоятельные выводы и давать исчерпывающий ответ по существу проблемы.
ü Владеет терминологией и безошибочно раскрывает содержание
используемых терминов.
ü Грамотно, литературно, логично формулирует исторические умозаключения.
Оценка «хорошо» ставится, если студент:
ü Даёт полный ответ на поставленные вопросы, демонстрирует знание исторической проблемы или события;
ü Умеет оценить значение анализируемого явления или факта с исторической точки зрения;
ü Умеет аргументировать ключевые положения ответа, делать самостоятельные выводы;
ü В целом, владеет терминологией, но в отдельных случаях не может раскрыть содержание используемых терминов;
ü Грамотно, логично формулирует ключевые положения ответа.
Допускается 1-2 незначительные ошибки, фактические и/или смысловые.
Оценка «удовлетворительно» ставится, если студент:
ü Даёт не достаточно полный ответ, демонстрирует знание отдельных, не всегда логически взаимосвязанных понятий и событий;
ü Не владеет основными терминами и фактами по анализируемой проблеме;
ü Испытывает серьёзные затруднения при попытках аргументировать ключевые положения ответа, сделать самостоятельные выводы;
ü Недостаточно владеет терминологией и часто испытывает затруднения при определении содержания используемых терминов;
ü В целом способен логично изложить материал, однако допускает существенные ошибки с точки зрения логической последовательности.
Допускается не более 3-4 ошибок, фактических и/или смысловых.
Оценка «неудовлетворительно» ставится, если студент:
ü Даёт ответ, который носит фрагментарный характер;
ü Не владеет историческими материалами по анализируемой проблеме;
ü Не в состоянии аргументировать ключевые положения ответа, сделать самостоятельные выводы;
ü Не владеет терминологией, не способен, определить содержание используемых терминов, фактов, событий;
ü Не может логично изложить материал.
Ставится при наличии свыше 5 ошибок, фактических и/или смысловых.
Приложение 1
Рекомендации по работе с учебником
Цели:
· Развитие и совершенствование умений анализировать учебный текст, различая объективные исторические факты и их авторскую интерпретацию;
· Оценивать учебную информацию на предмет достоверности, сравнивать исторические сведения, содержащиеся в разных учебных пособиях;
· Сопоставлять различные толкования исторических фактов;
· Формулировать собственные выводы, аргументировать свою точку зрения, понимать вероятность и мотивы существования иных взглядов и подходов к изучаемым фактам.