СССР на пути форсированного строительства социализма (1920-30-е годы)
Изучите тему по следующему плану:
1. Социально-экономические преобразования 1920-х -1930-х годов. Форсирование процесса индустриализации.
2. Цели, методы проведения ускоренной коллективизации. Ликвидация кулачества как класса.
3. Культура, духовная жизнь в 1920-е -1930 –е годы.
4. Советское общество к концу 30-ых годов.
Ответь на вопросы для самопроверки:
Какие события послужили сигналом к свертыванию нэпа в конце 20-х годов?
Какие альтернативы преодоления затяжного кризиса нэпа 1927-1928 гг. существовали? Кто в руководстве ВКП (б) их представлял?
Чем Вы можете объяснить победу сталинской альтернативы?
Какие основные варианты перехода к регулируемой рыночной экономике были использованы западными странами в 30-е годы? Какие события явились стимулом к поиску путей такого перехода?
Задания и упражнения
(устно или письменно, по заданию преподавателя).
По материалам учебника составьте таблицу, заполнив графы: "Предпосылки индустриализации", "Основные задачи индустриализации", "Социально - экономические результаты индустриализации", "Социально-экономические последствия индустриализации".
Аналогичную таблицу составьте по материалам, раскрывающим проблемы коллективизации.
Выявите взаимосвязь между процессами, протекающими в мире и в СССР в 30-е годы.
Работа с понятиями.
Дайте развернутый ответ на следующие вопросы:
Как Вы понимаете сущность понятия «индустриализация»? Совпадает ли оно с оценками этого термина властями СССР в 30-е годы?
Как Вы понимаете сущность понятия «коллективизация»? Можно ли считать различными понятия «коллективизация» и «политика сплошной коллективизации»?
Что общего и в чем разница понятий «тоталитарный режим», «режим личной власти Сталина», «командно-административная система», «политическая система победившего социализма»?
Что общего и в чем различие понятий: «пенитенциарная система», «система лагерей», «тюрьмы», «карательная система»?
Подготовьтесь к дискуссии по вопросам:
Индустриализация в СССР: предпосылки, методы, последствия.
Коллективизация в СССР, ее результаты и последствия.
«культурная революция»: итоги, цена, последствия.
Советская модель тоталитаризма.
Эволюция внешней поли гики СССР в 30-е годы.
Подготовьте сообщение:
Исторические деятели: И.В. Сталин, В.М. Молотов, А.И. Рыков. Н.И. Бухарин, К.Е. Ворошилов, С.М. Киров, 1.К. Орджоникидзе. В.В. Куйбышев, Г.Г. Ягода. П.И. Ежов. Л.П. Берия и др.
Литература.
1. Россия в XX веке: Учеб.для 10-11кл.общеобразоват. учреждений/А.А.Левандовский, Ю.А.Щетинов. – 9-е изд.-М.:Просвещение, 2010.- 368с.;16л.ил,карт.:ил. §40-50
2. История России 1917-1940. Хрестоматия/Сост.В.А.Мазур и др.; под ред. М.Е.Главадского. Екатеринбург, 2000.- 368с. Док.: стр.246-253.
3. Волкогонов Д.А., Триумф и трагедия: политический портрет И.В. Сталина. М., 1989
Самостоятельная работа №11
СССР накануне и в годы второй мировой войны 1939-1945 гг.
Изучите тему по следующему плану:
1. СССР в системе международных отношений второй половины 30-х годов. Внешнеполитический курс СССР в 1939 году: борьба альтернатив. Советско-германское сближение: дискуссии последних лет.
2. Основные события Второй Мировой и Великой Отечественной войны.
3. СССР и союзники в войне.
4. Всемирно-историческое значение победы советского народа в Великой Отечественной войне. Истоки и цена победы.
Ответь на вопросы для самопроверки:
В чем Вы видите истоки и конкретные причины второй мировой войны?
Каковы на ваш взгляд, причины советско-германского сближения в 1939г.?
Существовали ли альтернативы этому?
Как вы можете определить характер подписанных с Германией в августе-сентябре 1939 г. секретных соглашений?
Как вы можете оценить советские действия в Польше, Прибалтике, Бессарабии, Финляндии? объясните.
Проанализируйте государственные меры по мобилизации населения и организации рабочего времени в военные годы.
Проанализируйте, какие идеи в годы Великой Отечественной войны сплотили население СССР, обеспечили единство советского фронта и тыла.
Задания и упражнения
(устно или письменно, по заданию преподавателя).
Проанализируйте по материалам учебника общее и особенное в причинах развязывания первой и второй мировой войны. Чем можно объяснить тот факт, что в роли источника военной опасности в обоих случаях выступала Германия?
Дайте собственную правовую и нравственную оценку советско-германских докумунтов1939 г., пользуясь приведенной в списке литературой.
Выделите основные этапы в ходе Великой Отечественной войны и кратко охарактеризуйте их.
Используя учебник, составьте план-перечисление основных мер по созданию антигитлеровской коалиции.
Сопоставьте события на фронтах союзников СССР и Советско-германском фронте. Обоснуйте собственный вывод о том, где произошел коренной перелом в войне с фашизмом.
Работа с понятиями.
Дайте развернутый ответ на следующие вопросы:
Как вы понимаете термины "инцидент", "вооруженный конфликт", "агрессия"? Что в них общее и в чем различие? Приведите примеры из истории 1939-1945?
Что такое "превентивный удар"?
Как Вы понимаете термины "коренной переворот" и "коренной перелом" в ходе войны? С какими сражениями Великой Отечественной войны Вы их связываете? Почему?
Чем на ваш взгляд, отличаются понятия "страны-сателлиты" и "страны-союзники"?
Подготовьтесь к дискуссии по вопросам:
Советско-германские документы августа-сентября 1939 г.
Можно ли считать СССР участником первого этапа второй мировой войны (сентябрь 1939» июнь 1941 гг.)?
Истоки массового героизма советских людей в войне.
Антигитлеровская коалиция: проблема взаимоотношений участников.
Роль восточного фронта в войне.
Роль второго фронта в войне.
Истоки и цена победы.
Подготовьте сообщение:
Исторические деятели: И.В.Сталин, В.М.Молотов, Г.К.Жуков, С.К.Тимошенко, А.М.Василевский, К.К.Рокоссовский, Б.М. Шапошников, И.С.Конев, А.Гитлер, И. Рибентроп, У.Черчилль, Ф.Рузвельт, Шарль де Голль, Д.Эйзенхауэр.
Литература:
1. Россия в XX веке: Учеб.для 10-11кл.общеобразоват. учреждений/А.А.Левандовский, Ю.А.Щетинов. – 9-е изд.-М.:Просвещение, 2010.- 368с.;16л.ил,карт.:ил. §52-57
2. Авторы-составители: А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. Хрестоматия по истории Росси с дренейших времен до наших дней. Учебное пособие. – М. «Проспект», 2005. – 592с.: док. 22.3.9, 22.3.10, 22.3.11
3.Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. М., 1992
Самостоятельная работа№12
«Перестройка» в СССР: